Функциональная нагрузка правого полушария




Речь, формирование центры, виды.

Речь формируется на основе сенсорных механизмов внимания и эмоциональной сферы в процессе общения со взрослыми. Развитие речи это многоступенчатый процесс. Ребенок рождается с набором определенный морфологических структур в коре головного мозга, которые обеспечивают в течении первых трех лет жизни формирование речи.

Процесс развития речи состоит из 3 периодов:

1. Подготовительный.

2. Период понимания речи.

3. Период овладения речи.

Для развития речи необходимо воздействие на ЦНС нескольких раздражителей зрительного, слухового, и кинетического. Учится ребенок нормальному артикуливанию на основе слухового восприятия речи окружающих людей.

Подготовительный период

Этот период начинается со 2 месяца жизни ребенка. В основе лежит врожденная способность произносить звуки(Гуление, лепет. Эти звуки характерны для всех народов мира)

На протяжении первых месяцев жизни крик для ребенка принимает второе сигнальное значение, так как вызывает ответную реакцию взрослых. В дальнейшем, на базе произносимых звуков формируется специфические звуки речевого центра.

Сенсорная речь формируется в 7-8, а моторная в 10-12 месяцев.

Период понимания речи

Формируется на втором году жизни ребенка. Речь формируется благодаря подражанию речи взрослого.

После 2 лет жизни происходит скачек в развитии активной речи.(ребенок начинает складывать отдельные слова в фразы) В речи появляется множественное число.

В 2 года словарный запас ребенка составляет 300 слов.

Период фразовой речи

Он формируется после 3 лет жизни. В этот период ребенок усваивает первые грамматические формы.

К 4 годам ребенок использует в своей речи союзы и местоимения. Для ребенка характерно слово «творчество» (он из отдельных слов образует новые»

В 4-5 лет дети произносят длинные фразы. Спрашивает «почему». (период «почему»). В период фразовой речи ребенок овладевает алгоритмами родного языка.

Критические периоды в развитии периода это 3 и 7 лет. Пубертатный(?) период У девочек 11-15, у мальчиков 13-17 лет.

Пластичность речевой функции в детском возрасте

Пластичность головного мозга у детей может обеспечить восстановление утраченной речевой функции (в результате травмы или заболевания). Перемещение речевого центра из левого полушария в правое возможно до возраста 10 лет.

 

Асимметрия головного мозга.

Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

· анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);

· биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);

· психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей.

Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Функциональная нагрузка правого полушария

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

Правое полушарие обеспечивает:

· музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;

· целостное восприятие образов;

· пространственно-интуитивную обработку информации.

· конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: