Состав содержания введения в дисциплину «Педагогическая психология




Эмпирический объект

Объект пед.психологии - процессы приобретения психических новобразований (знаний и качеств всех сфер психики).

Характеристики объекта –состав, свойства, связи.

Состав

Самые общие компоненты объекта пед.психологии – 1) процесс приобретение новых знаний во всех предметных областях (учение) и

2) процесс приобретения новых качеств во всех сферах психики (развитие личности).

Свойства

Эмпирические свойства учения и развития сфер психики – результативность, длительность, напряжённость.

Связи

Учение и развитие личности наблюдаемо связаны – 1) с предметной средой, 2) с общением и взаимодействием в социальной среде, 3) с мозгом, 4) с деятельностью и поведением, 5) между собой

5 Основные этапы естественного, стихийного развития объекта дисциплины

Этапы развития умений осуществления учения и этапы развития качеств личности совпадают с возрастными этапами развития познания и памяти, мотивов и воли, самопознания и эмоциональных реакций психики в онтогенезе по линии роста состава компонентов и свойств (содержания, сознательности и произвольности, степени опосредованности, социальной зрелости, устойчивости, интенсивности и др.

 

Предмет(ы)

Предметы научных дисциплин, исследований и знаний в отношении некоторого явления, рассматриваемого как объекта изучения, составляют его отдельные характеристики и особенности, знания о которых строятся в рамках разных дисциплин, имеющих один объект изучения и разные предметы.

Процессы приобретения психических новообразований (знаний и качеств всех сфер психики) являются объектами не только педагогической психологии. Они изучаются ещё рядом научных дисциплин – психологией развития, психологией личности, социальной психологией, когнитивной психологией, психологией труда, нейро- и патопсихологией, психофизиологией, психогенетикой, психологическим консультированием, педагогикой, логикой, культурологией и др.

Предметом изучения учения и развития качеств личности в педагогической психологии является их функционирование и развитие, происходящие не стихийно, а в системе организованного обучения и воспитания в отличие от изучения их функционирования (протекания) и стихийного развития вне педагогического управления во всех других отраслях психологии (кроме психологического консультирования), а также в логике, культурологии, антропологии, этологии.

В педагогике также строятся знания об учении и развитии психики в организованном обучении и воспитании, но они относятся к разработке методов и средств обучения и воспитания, являющихся производными от базовых механизмов учения и развития психики, изучаемых в педагогической психологии

Методы

Конкретные методики всегда являются сочетанием методов актуализации. отражения и фиксации.

Для изучения процессов учения и развития психики используются:

1) естественная актуализация при обучении и воспитании педагогами в учебных и воспитательных учреждениях, и 2) искусственная актуализация в условиях формирующего эксперимента, осуществляемое исследователями в научных психологических организациях.

Отражение - прямое и косвенное

Для прямого отражения свойств учения и развития используются самоотчёты учащихся в беседах и работе с опросниками и другими способами самонаблюдения.

Для косвенного отражения используются слежение за промежуточными и конечными результатами обучения и воспитания, с регистрацией внешних поведенческих и речевых реакций, а также физиологических коррелятов психических процессов, актуализируемых при приобретении знаний и качеств личности в учении и развитии.

Фиксация результатов

Для фиксации результатов используются все традиционные и современные средства презентации информации об использованных в методиках конкретных способах актуализации и отражения характеристик процессов учения и развития качеств личности. (тексты, таблицы, графики, схемы, видео и аудио записи ситуаций, приборные показатели и т.п. на бумажных, электромагнитных и электронных носителях.)

Теории

Основаниями классификации теоретических подходов к учению и развитию являются виды содержания гипотез – о составе, о свойствах, о связях и детерминантах учения и развития.

Гипотезами только о составе актов учения и развития во всех возрастах являются теории ассоциационистов, гештальтистов, информационно-когнитивного подхода

Основными причинами, определяющими состав и через него свойства учения и развития в разных концепциях, выделя­ются объекты внешней среды. (ассоцианизм, гештальтизм, бихевиоризм и др.), социально выработанные знания и обуче­ние (культурно-историческая теория др.), внешняя деятельность (теория деятельности и др), высшая нервная деятельность.

 

Вехи истории дисциплины

9 Краткая справка об истории развития эмпирических и теоретических знаний по дисциплине

Знания об учении и развитии психики в обучении и воспитании начали строится задолго до появления собственно педагогической психологии, начиная с работ философов и педагогов уже в древней Греции и осуществлялись далее учёными и практиками образовательной деятельности на протяжении веков, путём эмпирических наблюдений и умозрительных гипотез вплоть до превращения психологии в экспериментальную науку в середине 19-го века. Педагогическая психология стала экспериментальной отраслевой психологической дисциплиной в конце 19-го и начале 20-го века и в этом качестве развивается уже более ста лет до настоящего времени.

Общее описание основного курса.

10 Представление содержания основного курса, его частей, разделов, тем с обоснованием их выделения.

Структура содержания основного курса педагогической психологии.

Основной курс педагогической психологии включает следующие части, разделы и темы, выделяемые по её объектам-предметам, отмеченным во введении.

Часть 1 Психология учения и приобретения знаний об объектах мира, процессах и действиях с ними в организованном обучении.

Раздел 1 Состав учения (результат и процесс) и его свойства на эмпирическом уровне.

Тема 1 Знания как результат учения их состав и свойства.

Тема2 Процесс учения. Состав компонентов процесса учения на макроуровне – построение знаний и закрепление построенных знаний. Построение новых знаний в учении

Тема 3 Закрепление новых знаний в учении. Свойства процесса учения.

Раздел 2 Условия и факторы процесса учения.

Тема 4 Психологические факторы процесса учения.

Тема 5 Педагогические факторы процесса учения.

Раздел 3 Теоретические подходы к учению

Тема 6 Теории состава и свойств учения

Тема 7 Теории детерминации характеристик учения

Часть 2 Психология развития учащихся, приобретения способностей и качеств личности в организованном воспитании.

Раздел 1 Состав развития -результат и процесс. Свойства процесса развития сфер психики на эмпирическом уровне.

Тема1 Качества личности как результат процесса психического развития, их состав и свойства.

Тема 2 Состав компонентов процесса развития психики на макроуровне – построение новообразований и закрепление их в психике учащихся. Построение новых качеств личности

Тема 3 Закрепление новых качеств личности. Свойства процесса психического развития.

Раздел 2 Условия и факторы процесса развития сфер психики.

Тема 4 Психологические факторы процесса развития.

Тема 5 Педагогические факторы процесса развития.

Раздел 3 Теоретические подходы к психическому развитию воспитуемых

Тема 6 Теории состава и свойств процесса развития психики

Тема 7 Теории детерминации характеристик процесса развития психики

Презентация Ильясова по курсу «Педагогическая психология»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: