Психологические факторы учения – компоненты психики и их состав и свойства.
Компоненты психики по содержанию на макроуровне как ее сферы:
познавательная сфера, мотивационно волевая сфера, самосознание, эмоциональная сфера.
Тема3 Характеристики познавательной сферы психики как фактора эффективности учения
Состав познавательной сферы
Традиционное краткое общее описание:
- процессы и способности их осуществления
чувственное познание – исходные ощущения и восприятия
мышление - логическое (выводное) и творческое (воображение, поиск, догадка)
понимание речи
память
- результаты процессов
Знания – образы и понятия
Развернутое описание состава когнитивной сферы
-исходные процессы и знания – физиологические процессы порождающие первичные образы ощущений разных модальностей. (световые, звуковые, тактильные, кинестетические, обонятельные, вкусовые ощущения
-последующие процессы познания с использованием ощущений и порождение производных знаний разных более высоких порядков в составе разных видов познания на основе общих базальных познавательных операций: различения (анализа, абстракции, конкретизации), отождествления (обобщения, объединения – синтеза), осознания и мнемических процессов интериоризации, автоматизации.
Чувственное познание (восприятия) –
Зрительное -восприятие цвета, формы, пространственных характеристик,
слуховое – восприятие высоты, длительности, тембра, громкости, расположения звуков,
Кинестетическое - ощущения движения органов, направления, скорости. усилий
Тактильное - прикосновения, давления, температуры
Мышление логическое — выделение свойств, определение понятий, классификации, суждения, умозаключения, доказательства
Мышление творческое (воображение) – поиск, пробы и ошибки, догадки
Понимание речи –
- восприятие знаковой формы языковых единиц в сообщениях о явлениях и их характеристиках, задаваемых из вне другими людьми.
- актуализации (воспроизведение) исходных значений знаков
-построение новых сочетаний исходных значений в предложениях сообщений, которые являются новым знанием, построенным из вне, а не самими учащимися.
-различение и учет разных значений многозначных слов
-выяснение значений слов по контексту, при отсутствии их определений,
-работа в разных языках, т.е. работа со словами, имеющими у авторов сообщений значения другие, отличные от тех, с которыми их знает и употребляет учащийся.
Память – запоминание (интериоризация), сохранение, воспроизведение.
База исходных знаний в изучаемых предметных областях
Свойства компонентов познавательной сферы
-уровень совершенства – степень развития познавательных способностей по составу и свойствам.
-внимание – ситуативная направленность познания и учения на определенные виды знания на каждом занятии.
-субъективная значимость разных способностей - предпочтения в применении одних своих способностей по сравнению с другими как типы познания (художественый и мыслительный, логические и творческие типы, рациональные (рефлексивные) и иррациональные (импульсивные), индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические, зрительные, слуховые и кинестетические и многие другие типы предпочтений в познании).
- сознательность (рефлексивность) – знания о знаниях и познании.
Влияние состава и свойств познавательных способностей на успешность учения.
- влияния состава познания и уровней развития его компонентов на эффективность учения
чувственное познание – успешность построения образных компонентов знаний связана с наличием и уровнями развития способностей ощущений и восприятий всех и разных модальностей при учении и приобретения знаний и действий в разных областях – производстве, транспорте, военном деле, спорте, большинстве видов искусства, даже медицине (зрительных восприятий у художников, слуховых у музыкантов, кинестетических у спортсменов, музыкантов, хирургов, танцоров, рабочих мастеров). Уровни развития – низкий, средний и высокий - различительных порогов во всех модальностях и координированности чувственных процессов также определяют возможности усвоения перцептивных компонентов знаний в соответствующих деятельностях
Логическое мышление и его компоненты – необходимо для учения понятийным знаниям как универсальные познавательные способности функционирующие тотально во всех областях деятельности человека и приобретении необходимых для них знаний в учении.
Уровни развития логического мышления – конкретно-операциональный (состав операций: децентрация, классификации, сериации, сохранения), формально-операциональный (состав операций: конкретные операции и плюс гипотезы, комбинаторика, уравнивание переменных, пропорции, доказательства). Уровни развития операций логического мышления как необходимое условие построения основного массива знаний и успешности учения на всех ступенях обучения.
Мышление творческое —влияет на успешность выполнения творческих заданий в учении и на основе воображения обеспечивает эффективность построения в самостоятельном и несамостоятельном учении знаний о ненаблюдаемых, гипотетически существующих объектах.Уровни развития креативности - низкий, средний, высокий.
Понимание речи – необходимая основа построения знаний из сообщений в несамостоятельном учении уровни развития понимания речи совпадают с уровнями развития владения языком (словарного запаса и грамматики) и логического мышления.
Память- основа закрепления в опыте учащихся любых знаний, познавательных и личностных структур. Непроизвольное запоминание менее напряженное, но более длительное, произвольное запоминание -наоборот. Уровни развития непроизвольной памяти -низкий, средний, высокий, а произвольной – непосредственная и опосредованная память. Успешность закрепления знаний выше при использовании опосредованной памяти, главным образом смысловой и в определенной степени мнемотехнической.
Исходные знания – необходимый материал для построения новых знаний в учении, без которого их приобретение просто невозможно.
Влияние свойств познания - внимания, субъективной значимости и рефлексивности на успешность учения.
- внимание как направленность на получение знаний определяется не только мотивацией, но и развитием способностей распределения и переключения внимания и всё вместе является важным условием успешного произвольного построения в учении знания в любых предметных областях. При непроизвольном учении внимание не влияет на успешность построения знаний.
-субъективная значимость разных способностей как предпочтения в использовании учащимися более развитых своих способностей – определяет наиболее совершенные уровни функционирования компонентов учения и их свойств у каждого учащегося. Учет этих различий дает возможность дифференцировать обучение различным знаниям исходя из наиболее развитых способностей учащихся наряду с дифференциацией учащихся по возрастным и деятельностным (критериальным) нормам развития.
Сознательность – знания о знаниях и познании являются эффективным фактором успешности учения. Оно позволяет включать в общую систему любые конкретные знания при понимании характера их содержания на онтологическом, категориальном, логическом и гносеологическом уровнях, что дает более глубокое понимание их содержания, его обоснованности и возможностей в отношении применения в практике и дальнейшего их развития в науке. Кроме того сознательность повышает скорость и прочность закрепления знаний в опыте учащихся.
Тема 4 Мотивационно-волевая сфера как фактор учения
Состав сферы на макроуровне
Мотивация как побуждение направленное на достижение желаемого предмета потребности или желаемой активности
Воля как принудительное побуждение себя к выполнению действий, направленных не на предмет потребности, а на не желаемый промежуточный предмет или к выполнению нежелательной деятельности, при отрицательных последствиях не выполнения действия (не получения другого собственно желательного объекта потребности или деятельности, и/или материального или морального наказания за это). Воля также состоит в сдерживании себя и подавлении побуждения к получению желаемых объектов и осуществлению привлекательных деятельностей, при возможных отрицательных последствиях выполнения действий и получения желаемого объекта. (например, съесть вкусное и получить расстройство здоровья, присвоить что-то чужое и быть наказанным и т.п.)
Мотивация и воля в учении.
Напомним, что учение состоит из процесса и результата. Результат учения есть новые для учащихся знания, а процесс – их построение и закрепление.
Мотивация учения - это ситуация, когда процесс приобретения знаний и сами знания как его результат являются ценными и значимыми для учащихся сами по себе как предметы потребности.
Воля в учении - это случаи, когда учение является не предметом потребности, а средством получения других объективных и субъективных объектов как предметов потребностей и мотивов. В психологии существует ряд вариантов классификации объектов разного содержания как видов возможных предметов потребностей и мотивов.
Примеры описания видов мотивов в зарубежной и отечественной психологии
а) Нюттен – мотивы:
достижения –избегания, аффилиации, познания, гомеостазиса, функционирования, снятие напряжения – гедонизм, получение удовлетворения, стремление к счастью как отсутствию несчастья, нарушение равновесия как стремление избавления от скуки (отсутствия новых целей и мотивов).
б) Маслоу – иерархия мотивов:
физиологические, безопасности, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации и самосовершенствования.
в) Распространенная классификация в отечественной психологии - мотивы:
биологические (здоровье, нормальное жизнеобеспечение и т.п.);
материально – экономические (деньги, благосостояние и др.); труд;
познание и учение; нравственность;
социальные (звания, должности, статус, лидерство, власть); общение; семья, дети; психологические (саморазвитие, самоактуализация, профессионализм); эстетические; досуг, развлечение, игра.
Учение среди разных отмеченных видов реальностей может являться не только предметом потребности и мотивом учебы, но и средством удовлетворения любых других потребностей, так как выполнение любых деятельностей и получение их результатов, как предметов потребностей или промежуточных объектов в цепи актов их получения, требует знаний, приобретаемых в учении. В последнем случае учение побуждается не мотивацией, а волевым усилием, и оно может быть весьма длительным и интенсивным
Свойства учебных и других мотивов:
Интенсивность, устойчивость (длительность существования побуждения), степень трудности реализации, индивидуальные различия по степени развития мотивов и воли и субъективных предпочтений разных мотивов, сознательность.
Влияние состава сферы мотивации и воли на эффективность учения.
Влияние состава побуждений проявляется прежде всего наличием или отсутствием мотивации учения. При наличии мотивации учения оно как правило имеет место наряду с другими мотивами (жизнеобеспечения, социальных, досуговых и др). При отсутствии мотивации учения чаще всего имеются другие мотивы, в удовлетворении которых учение может быть средством, и побуждается волевыми усилиями.
а) Влияние на эффективность учения мотивации собственно учения («внутренней» мотивации):
позитивное - учение непосредственно желаемо, интересно, менее напряженное.
негативное - учение избирательно по интересу к разным предметам и различно по успешности.
б) Влияние на эффективность учения всех других видов мотивов («внешней»
мотивации по отношению к учению), в удовлетворении которых учение является средством и побуждается волевыми усилиями.
позитивное — учение может быть активным по любым предметам.
негативное — учение более напряженное.
Пояснение. Применительно к учению неблагоприятным является избирательность и узость познавательной («внутренней») мотивации в подавляющем большинстве случаев (интересна только математика, или история, или биология и т.п.).
В ситуации много предметности образования избирательность мотивации порождает отвержение многих дисциплин как мешающих занятиям любимым предметом со всеми вытекающими отсюда последствиями для учебы в целом, при возможных отличных результатах в предпочитаемой области знаний и деятельности.
Знания и умения, приобретаемые в учении, как уже отмечалось, способствуют успешности любых деятельностей, направленных на реализацию разных мотивов – профессионально-трудовых, материальных, социальных, психологических и др. При этом, усвоение знаний по любым предметам становиться преимущественно произвольным, целенаправленным процессом и менее избирательным, так как учиться надо всему, что требуется знать для реализации внешних мотивов, даже если это не очень интересно. Чаще всего, в этом случае, имеет место смешанная мотивация. Она включает непознавательную, внешнюю и ситуативную познавательную внутреннюю мотивацию. Тот или иной предмет изучается прежде всего потому что он нужен, но при этом он может оказаться еще и интересным.
Влияние свойств мотивов и воли на эффективность учения
Интенсивность - При прочих равных условиях, характер и успешность деятельности определяется интенсивностью мотивации. До известных пределов, чем выше уровень интенсивности побуждения, тем более эффективна деятельность. Но этот уровень не должен превышать оптимальной величины (закон Йеркса-Додсона).
Осознанность – позволяет координировать разные мотивы учения друг с другом, расставив приоритеты в каждый период времени и тем самым преодолевая борьбу мотивов, контролировать интенсивность мотивации, осознавать и учитывать место мотивации учения среди других мотивов (профессионализации, самоутверждения, самосовершенствования, избегания порицания и др.) в иерархии своих мотивов, пользоваться приемами повышения мотивации учения и развития волевой его регуляции.
Степень трудности реализации – чем труднее реализация тем ниже мотивация учения и наоборот. Неуспех в учении снижает желание учиться, успех – наоборот его увеличивает и соответственно снижается или возрастает возможность успешности учения.
Устойчивость – проявляется в сохранности мотивации учения при его ситуативной неуспешности.
Индивидуальные различия мотивов учения всех видов и воли по степени их развития и преобладания – познавательных, профессиональных, социальных, саморазвития и др. Иерархия как благоприятный фактор и равнозначность мотивов как источник напряжений в направленности личности учащихся и влияния их на учение позитивно или негативно.
Тема 5 Самосознание как фактор учения
Состав компонентов самосознания
образ Я — знания своих мотивов, волевых качеств, способностей,
локус контроля и каузальные атрибуции -знание причин своих успехов и неудач
самооценка — критическое оценочное знание своих качеств, как позитивных или негативных, на основе критериев, принятых самим человеком и составляющих основания отношения к себе.
Свойства всех видов знаний о себе в составе самосознания
-правильность (или ошибочность) знаний о себе,
-полнота и осознанность знаний,
-согласованность и непротиворечивость знаний
-устойчивость (cохранность знаний в составе самосознания во времени)
Влияние свойств компонентов самосознания на другие сферы психики и деятельность разных видов, включая учение.
Варианты ошибочных знаний и их влияние на учение
Ошибочные знания свойств мотивов
-ошибочность знаний о реально действующих мотивах учения (например: реально учусь для формального документа об образовании, или для самоутверждения, а думаю, что учусь для становления специалистом или из интереса к познанию) - приводит к различным реакциям на успех и неуспех в учении.
- переоценка и недооценка значимости мотивов и успехов или неудач в их реализации — приводит к неадекватной реакции на незначительные неудачи или удачи.
- завышение или занижение желаемых уровней достижений — приводят к неудовлетворенности достижениями.
Ошибочные знания способностей
- переоценка и недооценка способностей. Завышения приводят к неуспехам и отрицательным эмоциям, занижения – к нереализованности возможностей, неуверенности в себе и тоже к эмоциональным напряжениям с соответствующим влиянием на деятельность.
Ошибочные знания причин своих успехов и неудач
- приписывание причин неудач преимущественно внешним обстоятельствам (противостоянию других людей, случайностям и неблагоприятным стечениям обстоятельств (я среди врагов, я неудачник.) или внутренним несовершенным качествам (недостаточности способностей, волевых характеристик — я неумный, я безвольный, ленивый) — порождает неуверенность в себе тревожность, агрессивность и избегание деятельности. --приписывание успехов только внешним факторам (я среди друзей и помощников., я удачлив) или только внутренним (я способный, я волевой) - может порождать ошибочно завышенную уверенность в себе с более острым переживанием неудач и разочарованием
Ошибочная общая самооценка
-полное положительное самоотношение и принятие себя в целом и в частностях - порождает некритичность и слепоту к своим недостаткам и чрезмерный, неоправданный энтузиазм в деятельности -отрицательное общее отношение к себе - может очень выраженно блокировать активность человека вообще, так как является источником неудовлетворенности жизнью, занижения ее ценности, агрессивности по отношению к себе и другим.
-адекватное самоотношение -человек принимает себя в целом с видением иногда многих своих частных проблем и настроенностью на их решение и личностный рост. Такое самоотношение способствует нормальному включению в любую деятельность.
Полнота (когнитивная сложность и дифференцированность) и осознанность знаний– чем полнее знания о себе и их осознанность, тем больше у человека возможности учитывать произвольно свои качества в учении и соответственно действовать более эффективно.
Согласованность и непротиворечивость знаний – чем они выше тем больше оснований для гармоничного произвольного контроля функционирования субъекта в учении и эффективного решения учебных задач
устойчивость - стабильность адекватных знаний о себе важнейшее свойство всех компонентов самосознания как факторов эффективности учения, а стабильность не адекватных знаний- источник снижения эффективности учения.
Тема 6 Эмоциональная сфера как фактор учения
Эмоции — реакция на успех или неуспех в реализации мотивов.
Состав эмоциональных процессов
-положительные эмоции (реакции на успех)— приятные ощущения (комфортно, красиво, вкусно и др.), хорошее настроение, радость, вдохновение, восторг и т. п.
-отрицательные эмоции (реакции на неуспех) — неприятные ощущения (больно, дискомфортно и др), плохое настроение, тревога, стресс, страхи и фобии, горе, гнев и т. п.)
Свойства эмоций
- интенсивность («сила»),
- длительность
Влияние эмоций на деятельность учения
-положительные эмоции - способствуют деятельности
-отрицательные эмоции - препятствуют деятельности
Источники положительных и отрицательных эмоций учащихся:
— успех или неуспех в деятельности учения (по внутреннему самоконтролю и по внешнему контролю)
- успех или неуспех в других деятельностях– работа, бытовые дела, досуг, увлечения и хобби и т.п.
- успех или неуспех в отношениях с родителями и другими старшими родственниками, сиблингами, учителями, сверстниками, в романтических отношениях.
Эмоции связанные с другими источниками часто переносятся на процесс учения и оказывают положительную или отрицательную интерференцию.