ГЛАГОЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э.УСПЕНСКОГО «ГОД ХОРОШЕГО РЕБЕНКА»




Шилимова М.А.

Студентка филологического факультета ОГПУ,

Группа ОБ-РНО-31

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ГЛАГОЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э.УСПЕНСКОГО «ГОД ХОРОШЕГО РЕБЕНКА»

Современный лингвист, который своей задачей ставит анализ и создание текстов, должен разбираться во многих лингвистических науках, одной из которых является семантика. Именно поэтому изучение видов семантических групп является важной проблемой при изучении современного русского литературного языка.

Семантический анализ текста – один из самых трудных для выполнения. Для него необходимо анализировать значения слов и выяснять, по какой причине автор выбирает слова с конкретным значением. Именно изучение семантики лексики автора позволяет наилучшим образом проанализировать его творческий почерк.

Глагол – знаменательная часть речи, которая называет действие или состояние как процесс и выражает это значение в морфологических категориях вида, залога, наклонения, времени и лица. Также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа) и падежа у причастий.

Класс глаголов неоднороден по семантике. Одни глаголы называют процессуальный признак и в предложении выступают как самостоятельные члены (Я читаю; Я бегу). В других глаголах процессуальный признак ослаблен, и они не могут выступать в роли самостоятельных членов предложения (Я буду читать; Я могу петь). В зависимости от того, реализует ли глагол свое полноценное лексическое значение и может ли выступать в роли самостоятельного члена предложения, все глаголы делятся на полнознаменательные и неполнознаменательные.

Полнознаменательные глаголы – в предложении выступают как самостоятельные члены, реализуют своё полноценное лексическое значение, называют «активное» действие субъекта и являются простыми глагольными сказуемыми. Они делятся в зависимости от значения на группы:

1. Глаголы, обозначающие действие и деятельность. Например, глаголы движения, замены, перемещения объекта, обладания, созидания и т.д.

2. Глаголы, обозначающие бытие, состояние, качество. Например, глаголы бытия, межличностных отношений, качественного состояния и т.д.

3. Глаголы, обозначающие отношение. Например, глаголы взаимосвязи, владения и т.д.

4. Каузативные («причинные») – глаголы с обобщённой семантикой «воздействие на волю другого лица» появляется инфинитив цели. Например, глаголы речевой деятельности, социального взаимодействия и др.

Неполнознаменательные глаголы – глаголы с «выветрившейся» семантикой, не обладающие самостоятельностью компонентов в предложении.

По функции, выполняемой в предложении, эти глаголы делятся на три группы:

1. Глаголы-связки – выступают в роли грамматической части составного именного сказуемого;

2. Глаголы-связки – выступают в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого;

3. Глаголы – компенсаторы – являются частью описательного наименования действия (простое глагольное сказуемое); (1, с.80)

Во время семантического исследования наибольший интерес представляют полнознаменательные глаголы, так как они характеризуются большим разнообразием значений.

В данной статье мы представим алгоритм выделения и анализа семантических групп глаголов в конкретном произведении. За основу исследования возьмем книгу «Год хорошего ребенка» - комическую повесть, написанную Э. Успенским в соавторстве с голландской писательницей Элес де Грун. И проследим все этапы проведения семантичнеского исследования.

Итак, после тоого, как мы определились с произведением и узнали, на какие именно глаголы нужно обращать внимание, необходимо выписать большое количество цитат с различными глаголами, а затем поместить их в таблицу по типу, представленному ниже:

глаголы Значение глагола
На большой перемене в класс, в котором учился Рома Рогов, вошлаклассная руководительница Людмила Михайловна.
учился Полнознаменательный глагол интеллектуальной деятельности  
вошла Полнознаменательный глагол перемещения
Она сказала: — Ребята! У нас случилась большая радость. Наш директор школы вернулся из Голландии.
Сказала Полнознаменательный глагол речевой деятельности  
Случилась Полнознаменательный глагол состояния  
Вернулся Полнознаменательный глагол перемещения
Он вручил Алику Муравьеву большой, самый красивый конверт
Вручил Полнознаменательный глагол передачи объекта
Весь класс порадовался за Алика.
Порадовался Полнознаменательный глагол эмоционального состояния

 

Важно выписывать именно полные цитаты, так глаголы в тексте художественной литературы могут выступать не только в своем основном лексическом значении, но и получать разнообразные «приращения смысла», возникающие в результате актуализации некоторых потенциальных сем. Например, проанализируем цитату из книги:

«Размахались! — в конце концов ответил генеральный секретарь.

Всего лишь по одному вопросу от каждого, — взмолились сто журналистов»

В данном контексте, говорящими и слушающими выступают генеральный секретарь и журналисты, процесс сообщения мысли выражен через глаголы «ответил» и «взмолились». Причем, глагол «отвечать» сам по себе не имеет эмоциональной окраски, но анализируя контекст, мы понимаем, что временная характеристика «в конце концов» означает, что секретарь долго размышляла над ответом или откладывала его до последнего. Глагол же «взмолилиться» сам по себе уже имеет эмоциональную окраску и в дальнейшем исследовании контекста не нуждается.

Итак, говоря о семантическом поле, имеют в виду не просто набор слов, но и семантические отношения между ними. Но так же, как материальным представителем значения слова является его толкование, материальным представителем семантических отношений является их описание. Это означает, что семантическим полем следует называть не только само множество слов, но и их семантическое описание, сделанное по особой схеме.

Для семантического поля определяется, как уже сказано, некий конституирующий его смысл, т.е. смысл, общий для всех слов данного поля, который и называется интегральным семантическим признаком. Его можно считать конституирующим, так как, по существу, именно этот признак и задает семантическое поле. В состав данного семантического поля в принципе должны быть включены все слова, которые обладают данным смыслом, т.е. включают его в свое толкование. Впрочем, на практике исследователь может прибегать к различным ограничениям или, например, задавать поле путем списка слов, в него входящих.

Говоря об исследовании произведения Э.Успенского, при детальном рассмотрении оказывается, что наиболее часто встречающими семантичесеими группами являются:

1) Глаголы физического действия;

2) Глаголы перемещения;

3) Глаголы эмоционального состояния;

4) Глаголы интеллектуальной деятельности;

5) Глаголы речевой деятельности;

Преобладание именно этих семантических групп объясняется спецификой текстов Э.Успенского. Из-за того, что Эдуард Николаевич пишет для детей, он не прибегает к сложным синтаксическим конструкциям и словам с «туманными» значениями, стараясь сделать текст проще и понятнее для детей, и при этом сохранить язык эмоциональным и выразительным и наполнить сюжет большим количеством действий.

Рассмотренные нами методы выделения семантических групп являются не идинственными возможными, ведь существует множество толкований значений глаголов, исходя из которых одно и то же слово может относиться к разным группам.

 

Список литературы:

1)Кузнецова, Э.В. Части речи и лексико-семантические группы слов // Вопросы языкознания. – 1975. – No 5 – С. 78–86.

2)Успенский, Э.Н., Элес де Грун Год хорошего ребенка/ Э.Н. Успенский. – М:Астрель, 2007. – 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: