Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Учебный год. 10 КЛАСС
Задания практического тура
Максимальный балл – 60
Задание 1. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
(мах. 20 баллов)
Наблюдение признаков повреждения клетки
Инструкция по выполнению.
Уважаемые участники олимпиады, Вам предлагается рассмотреть ход выполнения практической работы, включающей объект исследования, реактивы и оборудование, порядок выполнения. При изучении порядка выполнения работы нужно вставить пропущенные слова, используя свои знания о физиологии растений и предложенную информацию о практической работе.
После изучения практической работы «Наблюдение признаков повреждения клетки » необходимо сделать вывод.
Исходная информация: Цитоплазма обладает сложной прижизненной структурой, с которой связаны ее свойства и функции. Важнейшее из этих свойств - избирательная проницаемость. Живая цитоплазма не удерживает в себе витальные красители, которые свободно проходят в вакуоль и окрашивают клеточный сок. После гибели или при повреждении клетки красители задерживаются в самой цитоплазме в результате изменения нативной (прижизненной) структуры белков. Цитоплазма и ядро приобретают соответствующую окраску. Подобно метиленовой синей краска нейтральный красный способна проникать в живые клетки и накапливается в них в больших количествах. При непродолжительном пребывании клеток в растворе нейтрального красного цитоплазма не отмирает, в чем можно убедиться, вызвав плазмолиз окрашенных клеток (плазмолизироваться могут только живые клетки). Нейтральный красный – двухцветный индикатор: в кислой среде (рН < 6) он имеет малиновую окраску, в щелочной – желтую.
|
Объект исследования. Луковица с непигментированными чешуями.
Реактивы и оборудование. Раствор нейтрального красного (1:1000), 1 М KNO3, 10-процентный раствор аммиака, вода, химические стаканы на 100 мл. Микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, кисточки, препаровальные иглы, лезвия безопасной бритвы, пипетки
Порядок выполнения работы. Срез с чешуи непигментированной луковицы выдерживают в слабом растворе ___________________________ в течение 20 мин. После окрашивания срез помещают на предметное стекло в каплю ___________________, накрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом при малом, а затем при среднем увеличении. У живых клеток вакуоли окрашиваются ___________________________ в ___________________________ цвет, а цитоплазма и ядро _____ окрашиваются. У мертвых клеток оструктуренные цитоплазма и ядро окрашиваются этим красителем. Не снимая препарат со столика микроскопа, фильтровальной бумагой отсасывают воду из-под покровного стекла и вводят под него каплю ___________________________. После этого наблюдается ___________________________, накопивших краску в ___________________________, подтверждающий, что эти клетки ___________________________. Чтобы проследить за изменениями в клетке при ее повреждении и гибели, применяют сильный яд - ___________________________. Из-под покровного стекла фильтровальной бумагой отсасывают КNО3 и заменяют его каплей ___________________________. Окраска среза становится ___________________________, так как в присутствии ___________________________ кислая реакция клеточного сока изменилась на ___________________________. В погибших под действием ___________________________ клетках цитоплазма и ядро приобретают видимую в микроскоп структуру и окрашиваются в ___________________________.
|
Вывод: Какая протоплазма свободно пропускает краситель, а какая избирательно?
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задание 2. Зоология позвоночных
(мах. 20 баллов)
1. Рассмотрите предложенный череп млекопитающего животного. Определите, к какому отряду принадлежит данный объект.
Отряд _________________________________
2. Особенности зубов млекопитающих (число, особенности расположения, степень дифференцировки, сочетание типов зубов и т.д.) служит одним из систематических признаков. Запишите зубную формулу объекта, используя обозначения: резцы (I), клыки (C), малые коренные (P), большие коренные зубы (M).
Зубная формула ___________________________________.
3. [4 балла] Определите, к какой экологической группе по типу питания относится данный объект. Укажите знаком Х положение объекта в соответствующей графе таблицы.
Плотоядное животное | Растительноядное животное | Смешанноядное (употребляет и растительный, и животный корм) | |||
Хищник | Насекомоядное | Преимущественно травоядное | Питается преимущественно семенами | Поедающее преимущественно ветви, кору, листья | |
Задание 3. физиология человека.
(мах. 20 баллов
Рассмотрите рисуноктранспорта мочевины между канальцами и кровеносными сосудами. Значения в овалах - содержание (в %) от отфильтрованного (100%).
Ответьте на вопросы.
1. Какой процент мочевины фильтруется в почках?
________________________________________________________________________________
|
2. В какой части нефрона реабсорбируется мочевина?
________________________________________________________________________________
Укажите на рисунке стрелкой цифрой 1 данный отдел нефрона
3. В какой части нефрона секретируется мочевина?
________________________________________________________________________________
Укажите на рисунке цифрой 2 данный отдел нефрона.
4. Какой процент мочевины содержит венозная кровь, покидающая почку?
________________________________________________________________________________
Проверил ________________/ ___________________
ФИО
Перепроверил_____________/___________
ФИО