Вопрос 2. Социально-психологических методы руководства коллективом




ТЕМА 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫИ КОЛЛЕКТИВА

ПЛАН

Основные факторы эффективности групповой деятельности

2. Социально-психологических методы руководства коллективом

3. Создание благоприятного социально-психологического климата коллектива — важ­нейшая цель руководителя.

Конфликты и их регулирование в коллективах.

Вопрос 1. Основные факторы эффективности групповой деятельности

Эффективность – комплексное понятие, описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и пр.

Понятие «эффективности деятельности» - это обозначение любой деятельности, включая управленческую, как производительной, продуктивной и результативной.

Эффективность - показатель того, насколько полно усилия (ресурсы), затраченные управляющим субъектом и обществом на решение поставленных проблем, реализованы в социально значимых конечных результатах.

Эффективность работы группы

Итак, каковы же основные факторы, влияющие на эффективность работы группы?

Выделяют следующие четыре типа факторов:

1) организационные — статус, размер и состав группы;

2) среда, в которой функционирует группа, состояние коммуникаций и конкретное место, где группа работает;

3) важность и характер задач, стоящих перед людьми;

4) свобода организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более слаженно и заинтересованно.

 

Какими же основными путями обеспечивается эффективная работа коллектива?

 

 


Вопрос 2. Социально-психологических методы руководства коллективом

 

Необходимо правильное использование социально-пси­хологических методов руководства коллективом:

 

Прямые способы руководства предполагают непосредственный кон­такт, они не продолжительны, не требуют специальных условий.

Это убеждение, принуждение, внушение, указа­ние на образец поведения.

Косвенные методы не требуют прямого контакта менеджера с исполнителем, значитель­но более продолжительны во времени, требуют создания специальных условий для воздействия.

Это метод ориен­тирующей ситуации, метод символьной регуляции, метод изменения элементов исполнительской роли, метод фор­мирующего стимулирования.

 

 

Вопрос 3. Создание благоприятного социально-психологического климата коллектива — важ­нейшая цель руководителя.

 

Социально-психологический климат коллекти­ва является существенным фактором жизнедеятель­ности человека, оказывающим влияние на всю сис­тему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации.

В свою очередь, сам социально-психологический климат зависит от большого числа факторов, поло­жительно или отрицательно воздействующих на него. На некоторые из них руководителю можно оказать влияние, а на некоторые — нет.

Эти факто­ры разделяют на внешние и внутренние.

Внешние факторы порождаются событиями, происходящими за пределами организации.

К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы региона, катастрофы и т. д. Все, что случается в семье, очень быстро сказы­вается на самочувствии работников.

Так как внеш­ние факторы находятся за пределами прямого кон­троля руководителя, то он должен быть очень опыт­ным и внимательным, чтобы по возможности изба­виться от их влияния. Руководитель в процессе беседы может выяснить эти проблемы и принять соответствующее решение. Он оценивает степень влияния данного фактора, определяет воз­можность его нейтрализации.


На крупных предприятиях, фирмах создаются социологические и психологические службы, кото­рые следят за состоянием социально-психологичес­кого климата и выявляют факторы, дестабилизиру­ющие его. Эти службы могут существенным образом сокращать масштабы конфликтов или даже гасить их полностью.

К внутренним климатообразующим факторам относятся:

1. Стиль руководства, который непосредственно влияет на настроение, поведение людей, на их взаи­моотношения. Степень удовлетворенности стилем и его мотивационные последствия формируют отно­шение к работе.

2. Отлаженность трудового процесса. Недовольство работников организацией дела отрицательно сказывается на социально-психологическом климате.

3. Личные качества работников. Через них преломляются все обстоятельства трудовой деятельности и личной жизни. Лица, склонные конфликтовать, нетерпимые к мнению других, с завышенной самооценкой, необоснованным уровнем притязаний и низкой культурой поведения провоцируют ухудшение социально-психологического климата.

4. Корпоративная (групповая) культура, которая, будучи фактором группового сознания, утверждает определенные межличностные отношения в коллективе в качестве общей ценности. При сильном групповом самосознании лица, посягающие на общую ценность, подвергаются осуждению, чем социально-психологический климат страхуется от нарушений.

5. Психологическая совместимость и срабатываемость людей в рабочих группах, которая означает способность людей к взаимодействию в связи с их социальными и психофизиологическими качествами. Психологическая совместимость определяется совокупностью личностных качеств, а срабатываемость прежде всего зависит от стиля работы. Трудности взаимодействия порождают стресс, кото­рый сказывается на общем настрое отдельных людей и группы в целом.

6. Соотношение мужчин и женщин в коллективе иногда также оказывает влияние на климат. Психологи рекомендуют при возможности смешанные по половому составу коллективы. Женские коллек­тивы более подвержены колебаниям социально-психологического климата, чем мужские.

7. Размеры первичного коллектива. Оптимальными психологи считают средние коллективы от 10 до 20 человек. Большие первичные коллективы (более 25 человек) склонны распадаться на отдельные группировки, в меньших затрудняется нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности выбора. Практика и исследования подтверждают, что в оптимальных по численности коллективах создаются наиболее благоприятные условия для установления здорового микроклимата, так как люди оказываются в постоянном деловом и дружеском общении, что способствует сплоченности. Это условие сложно выполнить, так как разме­ры рабочей группы диктуются объемом, характером и номенклатурой работ.

9. Возрастная структура коллектива. Опытом установлено, что для большей стабильности коллектива желательно комплектовать его разными по возрасту работниками. Исследования показали, что более стабильные коллективы там, где совместно трудятся 40 % работников с опытом и стажем работы и 60 % молодых работников. Коллектив, состоящий из людей одного возраста, имеет тенденцию замыкаться на интересах своего возраста. Сочетание в производственной группе людей разного опыта, профессионального мастерства, как правило, дает положительный результат, «размыкая» это сосредоточие работников на себе самих и своей деятельности. Младшие с уважением относятся к старшим, а старшие помогают младшим, передают свой опыт. Однако такое отношение не складывается само — менеджеру нужно формировать данный стиль отношений во вверенном ему коллективе.

10. Одним из существенных факторов является физическая удаленность работающих членов коллектива. Человек, работающий рядом, чаще воспринимается как лучший друг, чем тот, кто работает дальше.

Важным является наличие в помещение предметов, провоцирующих агрессию. Простое присутствие, предмета, ассоциировавшего­ся с агрессией, может привести к возрастанию агрессивнос­ти поведения людей.

 

Также на формирование социально-психологического климата влияют национальный состав, религиозные, расовые и другие обстоятельства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: