Беседа с элементами комментированного чтения.




В. П. АСТАФЬЕВ. «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ».

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РАССКАЗА

Цель: познакомиться с автобиографическим характером рассказа. Развивать представления о герое-повествователе. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа.

Беседа с элементами комментированного чтения.

- В какое время и где происходят события в рассказе? (Из текста мы узнаём, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка).

- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы? (Мы узнаём о трудной, полной лишений жизни деревни).

- Какие детали указывают на бедность жителей деревни? (В деревне единственный, кто может принять постороннего человека у себя в доме – Илья Иванович Чехов, у которого гостя могут хорошо накормить, водочкой городской угостить, книжку из шкафа достанут почитать, да и спать на мягком уложат. Детям, чтобы их сфотографировать, женщины собирают по всему селу у соседей да у родственников шубёнки, телогрейки, но и в этом случае дети выглядят бедновато).

- Чем же по-настоящему богата жизнь деревенских жителей? (Комментированное чтение текста – от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму…» до «… порадовать людей надеждами на близкое лето»).

Вот они, радости деревни, - народные приметы, для мальчика же – «Какая тоска!» Но и он приобщается к постижению смысла жизни. «Люблю я смотреть на оживающие цветы». Ход жизни, течение времени ничто не может остановить, а потому, как только «на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице», бабушка достанет из подполья чугунок, из которого через 3-4 дня «из тёмной нежилой земли проткнутся побеги». А ещё есть мечта у мальчишки – подкараулить то мгновенье, миг свершающегося таинства – расцветания. И уже улыбается ему яркогубый цветок. Умение чувствовать, говорить по душам с цветами, природой – вот что характеризует не только бабушку, но и других жителей деревни).

- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?

- Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

- Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь? (Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят «как полагается, хорошо снимал». Проявление человеческой заботы – естественное состояние деревенских людей, чему примеров в рассказе достаточно: и помощь семье учителя, дрова, оставленные у его дома, желание накормить гостя всем, что есть вкусного в доме. Деревня живёт одной дружной семьёй).

- Как характеризует ребят их поведение? Представьте, что вы Витя, и попробуйте рассказать эту историю от его лица.

(«Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Решили садиться следующим образом: хорошие ученики – впереди, средние – в середине, плохие – назад, где их, может быть, будет и не разглядеть. Поняв, что Витя с Санькой явно попадут на задние ряды, они полезли в драку, а затем ушли кататься на обрыв, гикая, ругаясь, почти на погибель несутся они с горы, так захлестнула их обида. Но обида не лучший советчик в таком деле).

- Прочитайте, какой оказалась «расплата за отчаянный поступок»? (Чтение от слов «… у меня заболели ноги…» до «Спи, пташка малая…»). Всю ночь провозилась с ним бабушка: сначала ругает, потом же – только жалеет. Среди ночи поднимает она деда – топить баню. К утру боль отступает и Витя засыпает.

- Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии? Представьте, что вы Санька, и передайте рассказ от его лица. (Витя не смог идти, а Санька, который долго уговаривал бабушку отпустить друга, поняв, что Витя и шагу ступить не может, сам отказывается фотографироваться. Нелегко ему даётся это решение. Он чувствует свою вину, ведь с горы катались они с Витей вместе).

 

Работа над образом бабушки.

Центральным образом всей книги является образ бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В.Астафьев объясняет так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта»…

Перед читателем встаёт правдивый портрет старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство через житейские передряги и исторические перевалы, выпавшие на долю нашему народу (вместе с дедом они были раскулачены и сосланы, у неё погибла дочь (мать Вити), сын отправлялся на заработки, но чаще пропивал всё и возвращался ни с чем). Память писателя и его воображение вызвали к жизни и внешний облик, и отчётливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то ворчливый, то напевный. Астафьев мастерски сохранил в литературном произведении непринуждённость живых интонаций народной русской речи, передал пестроту живого, ничем не стеснённого словаря человека, без смущения и оглядки черпающего словарные краски для выражения своих вдохновенных чувств.

- Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте её речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно? (Автору дорого в ней всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его. Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека).

- Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

(Она научила его жить по совести. Рядом с ними живёт многочисленное семейство Левонтия, в доме у них вместо стёкол – фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке торчит красным пузом подушка. В этой семье нет взаимопонимания: дети не ухожены, грязны, вечно голодны (за исключением дня получки), у них нет моральных запретов, они обманывают, крадут, жадничают. Не такое воспитание получил Витя: он не может обманывать бабушку, он добр и отзывчив. Её трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее покорён внук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: