Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю




Не в сие ли время - греч. ei en tw cronw tontw, - т. е. спустя немного дней, когда ученики будут крещены Духом Святым (ст. 5).

Восстановляешь царства Израилю - греч. apokaqistaneiV thn basileian tw Israhl… Апостолы выражают, очевидно, обычные представления о земном царствовании Мессии, с порабощением всех других народов и с усвоением израильскому народу земного величия, славы и могущества. Тако быша еще косни ( отсталы ) ученицы - заметим словами церковной песни. Научаемые в продолжение сорока дней о Царствии Божием явившимся Спасителем, они все еще «не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были еще научены Духом…. все еще привязаны были к предметам чувствительным, хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, - впрочем, о Христе думали уже выше» (Злат.).

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти
Не ваше дело - несколько грубоватый перевод греч, - ouk umwn esti, - точнее слав. несть ваше. Лучше и вернее выразить ответ Спасителя в такой форме: не вам знать и т. д. Деликатно уклончивый ответ Господа на столь неуместный, отзывавшийся грубыми предрассудками вопрос своих возлюбленных учеников по первому впечатлению как будто оставляет их в тех же предрассудках, лишь изменяя время их исполнения; в действительности этот ответ верно рассчитывал на изменение воззрений апостолов самым ходом событий, имеющих наступить в ближайшее время: но приимите силу и т. д. Бесполезно было бы теперь же, сразу, всецело разочаровывать учеников в том, с чем они слишком сжились, тем более, что носящие характер грубого предрассудка воззрения и ожидания их так или иначе получили осуществление, лишь в высшем лучшем, благороднейшем смысле. На это можно находить указание в выражении Спасителя kairouV - не вам знать времена или способы обстоятельства, характер осуществления ваших надежд, что все Отец положил в Своей власти. Русский перевод выражения kairouV - сроки - не точно выражает мысль Господа и сообщает ей излишнюю тавтологию.

«Значение времени и способов осуществления надежд на Царствие Мессии Господь усвояет лишь Отцу - не потому, чтобы Сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил молчанием» (Феофил.).

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
Отвлекая внимание учеников от области несбыточного и ненужного, Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе, когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно; примете силу силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, - силу быть Мне свидетелями… даже до края земли, свидетелями и проповедниками о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и предвещаниях. Здесь же кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей силы и богатства не земных временных, а духовных вечных благ нового Царства.

Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам (Мф. 10:5),

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Облако было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа.

что стоите и смотрите. Время обратиться от бесцельного уже созерцания к обычной действительности, где их ожидает полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания.

Придет таким же образом. Здесь разумеется, очевидно, второе славное пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он (Мф 25:31) и которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных (Мф 24:30).

Близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути - слав. субботы имущие путь, т. е. от горы имеющей путь субботы, или такой путь, какой позволялось пройти в субботу. Этот путь раввинскою строгостью относительно субботнего покоя определялся в 2000 шагов (около версты), на таком расстоянии отстояли самые крайние палатки от скинии Моисеевой, во время странствования евреев по пустыне. Если в Евангелии св. Лука (Лк. 24:50) говорит, что Господь вознесся извед их вон до Вифанию, то это выражение, не в противоречии с рассмотренным, означает, что место вознесения находилось на пути из Иерусалима в Вифанию. Последняя отстояла от Иерусалима на расстоянии вдвое большем Елеона, на расстоянии двух субботних путей, и указывается просто для определения направления, по которому извел Господь учеников на место Своего вознесения.

Вопросы:

1) Что для вас значит праздник Вознесения Господня? Как вы его воспринимаете?

2) Почему Господь не «восстановил царство Израилю»? Почему Царство Небесное невозможно на земле? Если земное царство не очень важно, нужно ли нам здесь, на земле, стараться её «возделывать»?

3) Почему апостолы возвратились в Иерусалим с радостью?

4) Ощущаете ли вы то, что «Господь ближе к нам, чем наша собственная кожа»?


Прот. Алексий Уминский

Сегодня мы празднуем вознесение Господне. Евангелие и святые Апостолы говорят о том, что Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, поучал их, раскрывая тайны Царствия Небесного, и, самое главное, давал им обетования о том, что им надлежит облечься силою свыше. Господь говорил о том, что в мир должен прийти Дух Святой, который их наставит на всякую истину, который их соделает иными людьми, который уже здесь на земле созиждет Царствие Небесное, Церковь Свою. Апостолы, внимая Его словам, продолжали недоумевать, им было непонятно, почему же Господь, который воскрес из мертвых, Который победил смерть и грех, не хочет победить земного устроения бытия, не хочет поменять устройство мира и воцариться здесь на земле, чтобы строить этот мир по правильным, справедливым и благородным законам. И они все спрашивали: «Господи, ну, когда же Ты устроишь это Царство, о котором говорили пророки? Когда же, наконец, здесь, на земле наступят дни отрады и утешения, наступят радостные дни?» А Господь им на это говорит: «Не ваше дело знать времена и сроки. Не ваше дело этого ждать, потому что другое Царство Господь нам всем уготовал, Царство другого устроения, иного бытия. В мире справедливости иные законы, которые на этой земле существовать не могут». И вот Господь приводит их на гору Елеонскую, то самое место, где Он воскресил Лазаря, и на глазах учеников, с последним наставлением, что им надлежит никуда не отлучаться от Иерусалима и ожидать пришествия другого Утешителя и Наставника, Духа Святаго, удаляется от них на небо.

И Апостолы возвращаются в Иерусалим радостные. Но как же так, они же только что расстались со Христом? Казалось бы, произошло крушение их земных надежд, Господь не остался с ними, не стал устраивать земного Царства, учреждать в мире другие законы бытия, иные правила общежития… не наказал злых… не возвеличил добрых… Ничего Он не сделал, что ожидали Апостолы по земному своему разумению. Ушел Господь, а они рады... Чему же они рады? Почему так радостно вернулись в Иерусалим?

А потому, что Господь научил их. Он их истине научил, и они поняли, что их отечество не здесь, что теперь им нужно только одного – Царствия Небесного. Вот как Господь это показал Своим вознесением на небо: пришел на землю Бог, вознесся на небо Человек; пришел на землю Сын Божий, ушел отсюда Сын Человеческий. Ушел, чтобы указать, где наше отечество, чтобы каждого из нас призвать к иным законам бытия, искать не той справедливости, не тех прав, которых ищем мы здесь на земле, но Господних прав, Господней справедливости, Божественной правды и жизни. Господь, вознесясь на небо, показал, где Его истинное место, – одесную Бога. Взошел туда и во всей полноте человеческой природы соединил земное и небесное. Теперь это магнит, который притягивает к Себе каждое христианское сердце, направляет каждую душу христианскую.

И апостолы возвратились радостные, потому что познали Божественную радость и Божественную любовь. Они возвратились, ожидая Утешителя, чтобы здесь, на земле, устроить для каждого верующего человека возможность прикоснуться к небу. Возвратились с надеждой, что Господь снова придет своей правдой к каждому, кто этой правды ждет на земле

— Но у апостолов был реальный опыт переживания — они видели страсти Христовы, и «за этот страшный промежуток» «доросли до Воскресения». А где нам взять вот такую радость, о которой вы говорите?

— Думаю, что апостолы не сразу «доросли» до Воскресения, это всё равно был путь через всю оставшуюся их жизнь. Их состояние совершенства на тот момент не определилось. И я думаю, оно и до сих пор определяется в Царствии Небесном. И будет определяться бесконечно.

Господь раскрывает им тайны Царствия Небесного, которые для них все равно оказались непонятыми, несмотря на то, что они провели с Ним несколько лет в самом тесном общении. Все равно вся жизнь у апостолов — это жизнь Богопознания. А не так, что они в момент Бога познали и уже ничего нового потом о Нём не узнали. И мы идём тем же путём, путём сначала поиска Бога, потом Его узнавания и познавания.

— Но чем Вознесение Господне значимо для нас, людей? Он родился — это начало изменения человеческой истории. Воскрес — смерть побеждена. А здесь?

— История пришествия Господа — это история совсем не о том, что Он был послан исполнить Свою миссию. Вот Он съездил в командировку на Землю, с Небес спустился, совершил все что надо, и теперь Он, закончив свое дело, возвращается обратно. Это совсем не так.

Дело в том, что с этого момента начинается новый этап в отношениях человека и Бога. Господь возносится на Небо не тем образом, которым Он сошел с Небес.

Если Он Духом Святым воплощается через Пресвятую Деву Марию, то на Небо Он восходит как Богочеловек.

Он не сбрасывает с себя человеческую природу, человеческую плоть как уже ненужную одежду. Зачем Богу быть человеком? Зачем Ему нужна эта человеческая природа, плоть, в которой Он страдал? Почему Он, даже не стерев с Себя раны, возносится во плоти, в которой Он страдал?

Он же с прободенными руками, с прободенным ребром возносится на Небеса, во всей полноте человеческой природы, показывая, насколько у человека есть возможность возрастать в Боге, насколько человек способен соединяться с Богом и пребывать там, где пребывает Господь. Вот в чем смысл. Вот в чем радость.

— Но апостолы действительно могли осязать Господа в телесности…

— А разве не мы поем: «Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу»? Это разве не нас касается? Они видели. А мы разве не видели? А мы разве не касаемся Его Плоти и Крови, когда причащаемся Даров Христовых?

Вознесение — это совсем не праздник богооставленности. Это в тропаре и кондаке сказано: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Мы знаем, что Христос посреди нас и есть, и будет. И что нет, по большому счету, никакого между нами расстояния. Как, в общем, нет того же расстояния между ушедшими от нас близкими любимыми людьми. Мы живем в их присутствии. И надо просто научиться всегда жить в присутствии Бога.

— Но как же, если Господь рядом, почему мы ждем Его Второго Пришествия?

— Со Вторым Пришествием открывается жизнь будущего века. Со Вторым Пришествием открывается новый мир Вечности, в котором нет ни болезней, ни печалей, ни зла, ни всего того, что является для нас препятствиями к Богообщению. Мы ждем этого момента, когда все препятствия, вся преграды между человеком и Богом уйдут окончательно. Для кого-то оно уходит уже при жизни, и таких людей мы называем святыми.

Праздник Вознесения Господня, — это не только праздник ожидания Духа Святаго и Пятидесятницы, это праздник радостного ожидания Второго Пришествия Христова. В нашей молитве «Верую…» мы так говорим об этом: «и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца»…

Для нас Второе Пришествие Господне так же радостно, как для апостолов Его святое Вознесение. Для нас ожидание Его славного Второго Пришествия, когда Его же Царствию не будет конца, должно быть таким же желанным, как каждое ожидание Христа в молитве, когда Он отвечает на наше воздыхание сердечное, или когда Он приходит к нам в причастии Святых Христовых Таин.

Только человек, не приобщившийся правде Божией, может бояться пришествия правды. Только тот, кто живет во тьме, может не обрадоваться свету. Только тот, кто отвернулся от жизни, может этой жизни не хотеть. А для нас, тех, кто знает, что Христос воспринял всю природу человеческую и вознесся на небеса, Его Пришествие — это пришествие вечной жизни и бесконечной радости, потому что Господь, зная все наши немощи, нашу удобоприклонность на грех, часто наше нежелание духовной жизни, взял на Себя и вознес всю нашу природу.

Несмотря на то, что мы очень грешны, несмотря на то, что нас все время тянет вниз, Господь все равно возносит нас до небес. И иного пути у христианина нет. Эта радость духовная, которую Господь открыл апостолам, да будет сегодня со всеми нами, встречающими Его святое Вознесение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: