ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, гл. 1, 1-12.




Начальницы ангелов смотряюще, Спасе, восхождения странное, недоумевахуся друг ко другу: что видение сие? Человек убо зраком видимый, якоже Бог, превыше небес с плотию восходит.

Днесь на небесех горния силы наше естество зряще, дивящеся страннаго образа восходу, недоумевахуся друг ко другу глаголюще: кто Сей пришедый? Видяще же своего Владыку, небесная врата взяти повелеваху: с нимиже непрестанно воспоим с плотию отонуду паки Грядущаго, яко Судию всех и Бога всесильна.

Лопухин А.П.: О всем, что Иисус делал.. Знаменателен буквальный смысл вышеприведенной фразы: «о всем, что начал Иисус творить и учить… (ω̃ν ήρξατο ο Ιησου̃ς ποιει̃ν τι καί διδάσκειν). Дееписатель как бы хочет сказать, что всею своею земною деятельностью Господь Иисус только еще начал, положил начало Своим делам и учению. Продолжением этого начала будет все дальнейшее в делах Его посланников и их преемников до скончания века (Мф. 28:20), составляя в целом завершение великого дела Христова, впрочем — не ограничиваемого никакими временами и сроками.

До того дня, в который Он вознесся… О вознесении Господа в Евангелии Луки лишь упоминается кратко (Лк. 24:50-53 50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.). Это событие было концом евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях.

до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал
Вознесению предшествует заповедание - завещание Господа апостолам. Это обетование или заповедь и повеление Господа дается, по выражению Дееписателя, Духом Святым. «Так говорится, - толкует блаженный Феофилакт, - не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный…» Сей Св. Дух, по благоволению Отца, исполнявший и Сына Его по человечеству - «не в меру» изобильно (Лк. 4:1; Лк. 14:18; Ин. 3:34); обещается и апостолам, как объединяющее начало Отца, Сына и искупленного Им человечества.

В продолжение сорока дней... Это точное указание времени пребывания Воскресшего Господа на земле по воскресении имеется только в данном месте Деяний. Евангельские повествования Марка и Луки не дают никаких указаний на это время и говорят о вознесении Господа очень кратко, в общей связи предшествующих событий.

И собрав их.. - греч. kai sunalizomenoV, слав. точнее - «с ними же и ядый…» Буквально - «и в собрании их вкушав пищу…» Это выражение как бы увенчивает величайшее основание радости апостолов и веры их в Спасителя, Который опять поставил Себя живым пред ними по страдании Своем, уверив это многими верными доказательствами, в числе коих вернейшим и радостнейшим для неверовавших от радости и чудящихся апостолов (Лк 24:41) было очевидное пред всеми вкушение пищи.

Не отлучаться от Иерусалима - Господь повелевает апостолам для того, чтобы, начав проповедь в отдаленных местах, они не были бы оболганы, т. е. обозваны лжецами (синакрарий на Вознесение Господне). В Иерусалиме это удалось бы гораздо труднее, ибо столько было, помимо апостолов, других свидетелей и достоверных вестников проповедуемых ими событий. И так еще жив был в памяти всех Сам проповедуемый!

Обещанного от Отца - греч. epaggeian tou patroV… точнее слав. - «обетования Отче» (ср. еще Лк 24:49), обетования Отеческого, обетования Отца. Ниспослание Духа Святого Господь называет обетованием Отца, Который еще в Ветхом Завете чрез пророков дал такое обетование об излиянии Духа Святого во времена Мессии. (Ис 44:3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.)

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым
Выражение креститься Духом Святым в соответствие крещению водою означает всецелое исполнение дарами Духа Святого, как бы погружение в Его очищающую и оживотворяющую благодать.

Это произошло именно через десять дней. Столько судил Господь апостолам Своим ждать Обетованного Утешителя. Не больше и не меньше. Не больше потому, что дальнейшее продолжение дней ожидания утомило бы ожидавших, допустило бы в их души рассеянность, невнимание, и это делало бы менее плодотворным тихое веяние и почитание на них Духа Божия. Не меньше - потому, что преждевременное пресечение дней ожидания оставило бы души многих в недостаточно напряженной жажде Утешителя, в недостаточно созревшем сознании важности предстоящего, что все также ослабляло бы силу и значение пришествия Духа Божия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: