Задача этого этапа – закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.
Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей
Артикуляционная гимнастика.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.
Примерные артикуляционные упражнения:
1. Движения языка: высовывание языка; укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; щёлканье языком и т.д.
2. Движение губ: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание губ в стороны (улыбка) и т.д.
3. Движение челюстей: опускание нижней челюсти, имитация жевания и т.д.
4. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твёрдой атаке и т.д.
5. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз; повороты головы вправо-влево и т.д.
6. Движение гортани и голосовых складок: поглаживающий и вибрационный массаж гортани; подражание мычанию и т.д.
7. Упражнения для развития чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):
1) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко
а-о-у-ы-э произнесение гласного ряда
а-э
о-у произнесение двух гласных на одном выдохе
у-ы
а-э-о
о-у-и произнесение трёх гласных на одном выдохе
а-э-ы
а-э-о-у
а-о-у-э произнесение четырёх гласных на одном выдохе
о-у-а-и
2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шёпоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям
па-по-пу-пы-пэ
тат-тот-тут-тыт-тэт
са-со-су-сы-сэ
пас-пос-пус-пыс-пэс
пап-пап
пап-пап-пап на одном выдохе
пап-пап-пап-пап
пат-пат
пат-пат-пат на одном выдохе
пат-пат-пат-пат
3) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шёпоте и громко
Все бобры добры для своих бобрят (отработка звука б).
Колпак на колпаке, под колпаком колпак (отработка звука п).
Нашего непоседы ни дома, ни у соседа (отработка звука н).
На безрыбье и рак – рыба (отработка звука р).
Развитие силы голоса.
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств.
Упражнения:
* удлиненное произнесение звуков (при средней громкости голоса)
у________ у_________
о________ о_________
а________ а_________
з________ з_________
ж________ ж________
постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса остаётся неизменной (средней)
ау________ ув________ ав________
аи________ ус________ас_________
ои________ уш________ аш________
* усиление голоса: артикуляция – шёпот – тихо – громко
о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи
* ослабление звука: громко – тихо – шёпот – артикуляция:
ж ж ж ж эу эу эу эу аза аза аза аза
* усиление голоса с увеличением длительности звучания
а__а__а__а ау__ау__ау__ау
* счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
* чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса
Развитие высоты голоса.
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создаёт мелодику тона, то есть движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, восхищения и т.д.
Упражнения:
* речевое произношение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетание из двух и трёх звуков, слогов
у у у у
у у у у
у у
* «укачивание» (имитация укачивания ребёнка, куклы)
а а а а
а а а
* напевное произнесение
Развитие тембра голоса.
Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.