Автоматизация восстановленной фонации.




Задача этого этапа – закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.

Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей

Артикуляционная гимнастика.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

Примерные артикуляционные упражнения:

1. Движения языка: высовывание языка; укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; щёлканье языком и т.д.

2. Движение губ: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание губ в стороны (улыбка) и т.д.

3. Движение челюстей: опускание нижней челюсти, имитация жевания и т.д.

4. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твёрдой атаке и т.д.

5. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз; повороты головы вправо-влево и т.д.

6. Движение гортани и голосовых складок: поглаживающий и вибрационный массаж гортани; подражание мычанию и т.д.

7. Упражнения для развития чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко

а-о-у-ы-э произнесение гласного ряда

а-э

о-у произнесение двух гласных на одном выдохе

у-ы

а-э-о

о-у-и произнесение трёх гласных на одном выдохе

а-э-ы

а-э-о-у

а-о-у-э произнесение четырёх гласных на одном выдохе

о-у-а-и

2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шёпоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям

па-по-пу-пы-пэ

тат-тот-тут-тыт-тэт

са-со-су-сы-сэ

пас-пос-пус-пыс-пэс

пап-пап

пап-пап-пап на одном выдохе

пап-пап-пап-пап

пат-пат

пат-пат-пат на одном выдохе

пат-пат-пат-пат

3) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шёпоте и громко

Все бобры добры для своих бобрят (отработка звука б).

Колпак на колпаке, под колпаком колпак (отработка звука п).

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа (отработка звука н).

На безрыбье и рак – рыба (отработка звука р).

Развитие силы голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств.

Упражнения:

* удлиненное произнесение звуков (при средней громкости голоса)

у________ у_________

о________ о_________

а________ а_________

з________ з_________

ж________ ж________

постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса остаётся неизменной (средней)

ау________ ув________ ав________

аи________ ус________ас_________

ои________ уш________ аш________

* усиление голоса: артикуляция – шёпот – тихо – громко

о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи

* ослабление звука: громко – тихо – шёпот – артикуляция:

ж ж ж ж эу эу эу эу аза аза аза аза

* усиление голоса с увеличением длительности звучания

а__а__а__а ау__ау__ау__ау

* счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

* чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса

Развитие высоты голоса.

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создаёт мелодику тона, то есть движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, восхищения и т.д.

Упражнения:

* речевое произношение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетание из двух и трёх звуков, слогов

у у у у

у у у у

у у

* «укачивание» (имитация укачивания ребёнка, куклы)

а а а а

а а а

* напевное произнесение

Развитие тембра голоса.

Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: