Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.




В логопедической практике при постановке голоса опираются на приёмы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и сценической речи.

В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке.

При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого нёба.

Для этого ребёнка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни у языку, ни к мягкому нёбу.

На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребёнок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребёнка «вынимать указательным пальцем гласные звуки».

Ребёнок вводит глубоко в рот указательный палец, глотка рефлекторно открывается, на выдохе «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э».

После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению – «Цветок». Упражнение выполняется так: ребёнку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок – рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу – вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз – продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в то же порядке.

Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъёме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъёме и три на спуске «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа».

Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.

Работая над голосом, необходимо помнить о тесной взаимосвязи речевой и певческой функции.

Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.

По Д.Е. Огородникову «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».

С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определённым кодовым знаком и мимикой: «у» — изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; «о» — солидный объёмный звук в виде широкого круга; «а» — солнечный, радостный, изображается движениями рук, как расходящиеся в обе стороны лучи.

Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. При её проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий.

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).

1. Постукивание по груди – звучим «м».

2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».

3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри – «м-м-м».

4. Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».

5. Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».

6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).

7. По спине в области лопаток – звучим – «м-м-м».

8. Кончик языка между губами – звучим – «м-м-м».

9. Развитии. Диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

· работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;

· использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;

· сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;

· озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;

· пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;

· пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: