В логопедической практике при постановке голоса опираются на приёмы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и сценической речи.
В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке.
При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого нёба.
Для этого ребёнка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни у языку, ни к мягкому нёбу.
На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребёнок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребёнка «вынимать указательным пальцем гласные звуки».
Ребёнок вводит глубоко в рот указательный палец, глотка рефлекторно открывается, на выдохе «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э».
После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению – «Цветок». Упражнение выполняется так: ребёнку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок – рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу – вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз – продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в то же порядке.
Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъёме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъёме и три на спуске «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа».
|
Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.
Работая над голосом, необходимо помнить о тесной взаимосвязи речевой и певческой функции.
Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.
По Д.Е. Огородникову «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».
С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определённым кодовым знаком и мимикой: «у» — изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; «о» — солидный объёмный звук в виде широкого круга; «а» — солнечный, радостный, изображается движениями рук, как расходящиеся в обе стороны лучи.
Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.
|
Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. При её проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий.
Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).
1. Постукивание по груди – звучим «м».
2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри – «м-м-м».
4. Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».
5. Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».
6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
7. По спине в области лопаток – звучим – «м-м-м».
8. Кончик языка между губами – звучим – «м-м-м».
9. Развитии. Диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:
· работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;
· использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
· сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
· озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
· пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
· пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.