ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.

При проведении проверки и оценки знаний студентов мы ориентировались на следующие принципы: объективности, дифференцированности, системности, систематичности и конфиденциальности.

Оценка знаний студентов проводится по пятибалльной системе.

Оценка «5» - студент правильно и полно ответил на все вопросы, что свидетельствует о том, что он свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, имеет достаточно развитую культуру мышления, умеет сравнивать изучаемые теоретические положения с их практическим проявлением, качественно аргументирует ответ; знает содержание методики и умеет воплотить его на практике.
Оценка «4» - студент достаточно хорошо владеет понятийным аппаратом дисциплины, ответы в большей степени носят репродуктивный характер с формулирование выводов; умеет связывать теорию с практикой: студент знает основные положения методики, перенос их на практику не вызывает затруднений.
Оценка «3» - студент обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины, допускает неточности в определении понятий, недостаточно ориентируется в содержании методики, отсутствует аргументация ответа, только репродуктив­ное изложение материала, затрудняется в соотнесении теории с практикой.
Оценка «2» - студент имеет отрывочные бессистемные знания, не умеет формулировать вы­воды, не ориентируется в основных положениях изучаемой дисциплины, не осознает необходимость знания содержания методики в педагогической дея­тельности, как своего ведущего вида деятельности в дальнейшем.

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ «ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 2 семестр

1. Предмет и задачи психологии. Соотношение научной и житейской психологии.

2. Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук.

3. Структура психологии. Основные отрасли психологии.

4. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Основные принципы психологической науки.

5. Характеристика основных категорий психологии.

6. Характеристика этапов становления психологии как науки.

7. Психологическая мысль в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Анаксагора.

8. Психологическая мысль в период античности. Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.

9. Психологическая мысль в средние века. Взгляды Ибн Сины, Фомы Аквинского.

10. Психологическая мысль в эпоху Возрождения и Новое Время. Взгляды Р. Декарта, Б. Спинозы.

11. Психологическая мысль в эпоху Возрождения и Новое Время. Взгляды Г. Лейбница, Т. Гоббса, Дж. Локка.

12. Психологическая мысль в период Просвещения: ассоцианистическая психология, взгляды Д. Гартли.

13. Характеристика бихевиоризма как психологической школы. Взгляды Дж. Уотсона и его последователей.

14. Характеристика глубинной психологии как психологической школы.

15. Характеристика гештальтпсихологии как психологической школы.

16. Характеристика генетической и когнитивной психологии как психологических школ.

17. Характеристика гуманистической психологии как психологической школы.

18. Российская психология. Подход к проблеме личности отечественных ученых.

19. Значения термина «экспериментальная психология». Наука как доминирующая форма познания в современном мире, характеристика ее составляющих.

20. Понятие научного метода, их система. (

21. Понятие «методология», уровни методологии. Понятие «парадигма», этапы ее развития. Мультипарадигмальность психологии

22. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.

23. Гипотеза научного исследования. Типы и виды гипотез.

24. Типология научных исследований

25. Понятие «переменная», характеристика их типов.

26. Этапы научного исследования.

27. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву: характеристика групп методов.

28. Метод наблюдения: характеристика, виды.

29. Метод эксперимента: характеристика, виды.

30. Метод опроса: характеристика, виды.

31. Метод тестов: характеристика, виды.

32. Анализ продуктов деятельности. Архивный метод. Характеристика и сфера применения метода «социометрия».

33. Характеристика методов интерпретации данных.

34. Первые исследования биологических оснований психики.

35. Теория доминанты А.А. Ухтомского. Теории рефлекса.

36. Понятие «психика», ее функции. Особенности психического отражения.

37. Объективный критерий психики. Проблема возникновения ощущения.

38. Характеристика элементарных видов научения.

39. Основные этапы развития психики в филогенезе.

40. Исследования стадии элементарной сенсорной психики.

41. Исследования стадии перцептивной психики.

42. Исследования интеллектуального поведения животных.

43. Условия возникновения сознания.

44. Характеристика уровней психики.

45. Классификация неосознаваемых психических процессов. Характеристика классов и подклассов.

46. Характеристика структурных элементов сознания: чувственная ткань, значения и смыслы.

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ «ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 4 семестр

1. Понятие «выборка», её характеристики.

2. Способы создания выборки психологического исследования.

3. Влияние социально-психологических факторов ситуации исследования на результаты психологического исследования: эффекты экспериментатора, эффекты испытуемого.

4. Этические принципы психологического исследования.

5. Планирование исследования. Характеристика видов планов.

6. Измерения в психологии: понятие шкалы, виды шкал.

7. Оценка соответствия исследования научным стандартам: репрезентативность, надежность, валидность.

8. Характеристика методов количественного и качественного анализа данных.

9. Понятие об ощущениях. Их виды.

10. Характеристика свойств ощущений. Закон Вебера-Фехнера.

11. Понятие, виды и свойства восприятия.

12. Память: понятие, характеристика ее процессов.

13. Виды памяти.

14. Мышление: понятие, операции, формы.

15. Виды мышления.

16. Понятие, виды, операции воображения.

17. Речь и язык: понятие, функции. Виды речи.

18. Понятие «внимание», его виды и свойства.

19. Понятие о способностях и задатках. Роль факторов наследственности и среды в их развитии.

20. Классификация способностей. Уровни и способы развитие способностей.

21. Исследование феномена человека в психологии: характеристика понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность».

22. Сущность понятие «индивид». Индивидные свойства человека.

23. Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Соотношение темперамента и характера.

24. Понятие о характере и его различной степени выраженности. Акцентуация черт характера. Соотношение характера и личности.

25. Понятие «личность», этапы и механизмы формирования личности. Соотношение характера и личности.

26. Понятие «самосознание», его функции.

27. Понятия «мотив» и «мотивация». Виды потребностей и мотивов.

28. Мотивационная сфера личности. Направленность личности.

29. Понятие и функции эмоций. Виды эмоций.

30. Понятие и характеристики стресса. Виды и стадии развития стресса.

31. Теории эмоций.

32. Характеристика понятий «воля», «произвольность», функции воли. Полевое и импульсивное поведение. Структура волевого акта.

33. Конституционная теория темперамента (Э.Кречмер).

34. Акцентуальная теория характера (А.Е.Личко).

35. Теория личности З. Фрейда.

36. Теория личности К.Г. Юнга.

37. Теория личности А. Адлера.

38. Теория личности Э. Эриксона. Формирование идентичности.

39. Теория личности К. Хорни.

40. Теория личности Э. Фромма.

41. Теории личности А. Маслоу и К. Роджерса.

42. Теории личности отечественных ученых.

 

Промежуточный контроль может осуществляться в форме тестирования.

Примерный вариант теста.

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1. Термин "психология" в буквальном «переводе» (греч. «псюхе» или «психе») означает (выбор единственно правильного ответа):

А) наука о себе;

Б) наука о душе;

В) наука о сознании.

2. В современном понимании отечественных ученых психология — это наука (выбор единственно правильного ответа):

А) о развитии и функционировании сознания;

Б) о развитии личности;

В) о поведении человека;

Г) о фактах, закономерностях и механизмах психики.

3. Явления, изучаемые психологией (выбор одного наиболее правильного ответа):

А) процессы, состояния;

Б)процессы, состояния, свойства;

В) состояния, свойства.

4. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности, называется (выбор единственно правильного ответа):

А) раздражимость;

Б) чувствительность;

В) сознание;

Г) психика.

5. Становление психологии как науки: установите соответствие между временными периодами и названиями этапов:

Этап Название этапа
1 этап (до VII – VI вв. до н.э.) А) Ассоцианистическая психология
2 этап (VII – VI вв. до н.э. — конец XVIII вв.) Б) Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы
3 этап (конец XVIII – середина XIX в) В) Экспериментальная психология
4 этап (середина XIX-начало XX вв.) Г) Современная психология
5 этап (10 — 30-е гг. XX в.) Д) Донаучный
6 этап (40 — 60-е гг. XX в.) Е) Дальнейшее развитие психологических школ
7 этап (настоящее время) Ж) Философский

 

1 - …., 2 - …., 3 - …., 4 - …., 5 - …., 6 - …., 7 - ….

 

6. Общая психология тесно связана с такой научной областью, как (выбор единственно правильного ответа):

А) философия;

Б) социология;

В) педагогика;

Г)все ответы верны.

 

7. Становление психологии как науки: установите соответствие между этапами и представителями:

Этап Название этапа
1 Философский А) З. Фрейд, Дж. Уотсон, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже;
2 Ассоцианистическая психология Б) В. Вундт;
3 Экспериментальная психология В) Д. Гартли;
4 Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы Г) Ибн Сина, Т. Гоббс, Дж. Локк.

 

1 - …., 2 - …., 3 - …., 4 - …..

  1. Основоположником бихевиоризма является:

А) Гальтон Ф.;

Б) Анохин П.К.;

В) Уотсон Дж.

9. Основоположник именно этой школы – швейцарский психолог Жан Пиаже исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта, а этапы развития интеллекта — это этапы психического развития:

А) генетическая психология;

Б) бихевиоризм;

В) гештальтпсихология;

Г) гуманистическая психология.

10. Именно эта школа исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, а развитие психики отождествляла с ростом и дифференциацией этих структур:

А) психоанализ;

Б) бихевиоризм;

В) гештальтпсихология;

Г) гуманистическая психология.

11. Именно эта школа сделала предметом своего исследования поведение, при этом экспериментально изучались факторы, влияющие на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями (выбор единственно правильного ответа):

А) психоанализ;

Б) бихевиоризм;

В) гештальтпсихология;

Г) гуманистическая психология.

12. Основоположником психоанализа является (выбор единственно правильного ответа):

А) З. Фрейд;

Б) К. Г. Юнг;

В) А. Маслоу;

Г) К. Вертгеймер.

13. Понятие «коллективное бессознательное» в свою теорию личности ввел (выбор единственно правильного ответа):

А) З. Фрейд;

Б) К. Г. Юнг;

В) А. Адлер;

Г) Э. Фромм.

14. Все психологические методы Б.Г. Ананьев разделил на (выбор наиболее правильного ответа):

А) организационные; способы обработки данных; интерпретационные

Б) организационные; эмпирические; интерпретационные

В) организационные; эмпирические; способы обработки данных; интерпретационные

Г) организационные; эмпирические; способы обработки данных.

15. Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта — это (выбор единственно правильного ответа):

А) наблюдение;

Б) беседа;

В) эксперимент;

Г) экспертиза.

1. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени – это (выбор единственно правильного ответа):

А) сравнительный метод;

Б) комплексный метод;

В) лонгитюдный метод.

2. Активное вмешательство в изучаемое явление предполагает такой метод психологии, как (выбор единственно правильного ответа):

А) наблюдение;

Б) беседа;

В) эксперимент;

Г) экспертиза.

16. Критерием наличия психики у организма является (выбор единственно правильного ответа):

А) способность к ощущениям;

Б) способность к восприятию;

В) способность к мышлению;

Г) способность к речи.

17. Чувствительность как свойство психики характеризует способность к... (выбор единственно правильного ответа):

А)ощущениям;

Б) восприятию;

В) мышлению;

Г) эмоциям.

18. Первая стадия развития психики в концепции А.Н.Леонтьева - это ... (выбор единственно правильного ответа):

А) стадия перцептивной психики;

Б)элементарная сенсорная стадия;

В) интеллектуальная стадия;

Г) элементарная двигательная стадия.

19. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны признаки (выбор единственно правильного ответа):

А) способность отражать отдельные свойства предметов;

Б) способность отражать предметы в целом;

В) способность ставить цели и достигать их;

Г) способность отражать связи и отношения между предметами.

20. Врожденная жесткая программа поведения, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определённого свойства окружающей среды, – это ... (выбор единственно правильного ответа):

А) навык;

Б)инстинкт;

В) интеллект;

Г) рефлекс.

 

3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

3.1. а) Перечень основной литературы:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: рек. УМС...: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин/ А. Г. Маклаков. -СПб.: ПИТЕР, 2012. (1), 2010 (52)
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 8-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. (1)
  3. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: допущено М-вом образования Рос. Федерации: учебник для вузов: [по направлению и специальностям психологии] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. и др.: ПИТЕР, 2008. (6)
  4. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии [Текст]: рек. Советом по психологии УМО...: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: ИЦ " Академия", 2009. (50)
  5. Хрестоматия по общей психологии: хрестоматия/ Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"; [сост.: Т. А. Фотекова]. -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010.-142 c. (70)

 

 

3.1. б) Перечень дополнтельной литературы:

  1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: допущено УМО...: учеб. для студентов вузов/ Н. В. Бордовская, С. И. Розум. -СПб. и др.: ПИТЕР, 2011.-624 c. (10)
  2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: допущено М-вом образования Рос. Федерации: учебник для вузов: [по направлению и специальностям психологии] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. и др.: ПИТЕР, 2008. - 320 с.: ил. - (Учебник для вузов). (6); 2001(1)
  3. Елисеева А. П. Психолого-педагогический практикум: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум/ А. П. Елисеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". -Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2013.-60 c. (102).
  4. Небыкова С. В. История психологии: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие/ С. В. Небыкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". -Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2013 (100)
  5. Немов Р. С. Психология: учеб.: рек. М-вом образования РФ: учеб. для студентов вузов, обучающихся по непсихологическим специальностям/ Р. С. Немов -Б.м.: Юрайт, 2011. (5), 2010 (1)
  6. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2003. (5), 2007 Кн.1 (1), Кн.3 (1)
  7. Общая психология (психология мотивации, эмоций и воли;психология познавательных процессов): учебно-методический комплекс по дисциплине: лабораторный практикум/ М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. С. В. Гриценко]. -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". Часть II. -2011.-132 c. (170)
  8. Общая и экспериментальная психология [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. М. Н. Чаркова]. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2012. - 124 с. (150)
  9. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учеб. для вузов: допущено М-вом образования и науки Рос. Федерации...: по дисциплине "Психология и педагогика"... / Л. Д. Столяренко. - СПб. и др.: ПИТЕР, 2008. - 592 с. (3)
  10. Психология: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум/ М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. Е. А. Бабицкая, А. В. Корниенко, А. А. Ширяева]. -Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2013. (202)
  11. Психология личности. Характеристика личности в концепциях отечественных психологов: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие/ М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. Т. В. Пфау]. -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2011.-76 c. (100)
  12. Психология и этика делового общения: рекомендовано М-вом образования РФ: учеб. для студентов вузов: рек. УМЦ "Профессиональный учебник".../ под ред. В. Н. Лавриненко. -5-е изд., перераб. и доп. -М: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.-415 c. (20)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: