ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ




Вариант №5

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

 

Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. В государстве N образование доступно только высшим сословиям, продвижение по социальной лестнице крайне затруднено, основу экономики составляет натуральное хозяйство. К какому типу относится общество государства N?

 

1) индустриальному

2) постиндустриальному

3) традиционному

4) информационному

3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

 

А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.

Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

 

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

5. Верны ли суждения о роли современного образования?

 

А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике.

Б. Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

 

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

8. Граждане государства К. уплачивают налоги, размер которых включен в стоимость товаров или услуг. Какой вид налогов они оплачивают?

 

1) косвенный

2) региональный

3) прямой

4) федеральный

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

 

А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Что является характерным признаком нации?

 

1) общность исторической памяти

2) наличие политической системы

3) конкурентоспособность

4) наличие аппарата управления

11. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

 

А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.

Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

 

1) авторитарного режима

2) гражданского общества

3) местного самоуправления

4) политической системы

14. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов?

 

А. Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.

Б. Процедура тайного голосования — необходимый принцип демократических выборов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) реализация своих способностей Б) самосохранение В) достижение карьерного роста Г) защита от холода Д) общение с друзьями   1) социальные 2) биологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

16. Что является административным проступком?

 

1) безбилетный проезд в метро

2) порча чужого имущества

3) кража продуктов из магазина

4) нарушение трудового договора

17. Сделать и заверить копию аттестата зрелости (документа об окончании средней основной школы), иные справки и документы, обладающие юридической силой, можно у

 

1) адвоката

2) прокурора

3) судьи районного суда

4) нотариуса

18. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

 

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) регулирует имущественные отношения граждан

2) является отраслью права

3) выражает установленные государством нормы

4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя

 

 
Черты сходства Черты отличия
       

20. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Орган государственной власти Полномочия
Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения
Государственная Дума Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

22. Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона? Какие две стороны экономического выбора отметили авторы и в чём состоит проблема экономического выбора?

 

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

23. Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.

 

24. Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией (вашим субъектом РФ, населённым пунктом)? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две задачи и дайте краткое пояснение каждой из них.

 

Вариант №6

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности

 

1) научно-познавательной

2) социально-преобразовательной

3) художественно-эстетической

4) материально-производственной

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

 

А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. У человека и животных есть схожие потребности.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

 

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

5. Верны ли следующие суждения о религии?

 

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

 

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

8. В стране Z производство товаров координируется правительством — предприятия получают директивные указания, что и в каком количестве производить. Данный признак характерен для экономики

 

1) традиционной

2) плановой

3) рыночной

4) конкурентной

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

 

А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

 

1) воспитательная

2) репродуктивная

3) хозяйственная

4) эмоциональная

11. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

 

А. Семья является институтом первичной социализации человека.

Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. Что является признаком любого государства?

 

1) республиканская форма правления

2) федеративное устройство

3) взимание налогов и сборов

4) разделение властей

14. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?

 

А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.

Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ФАКТЫ   СФЕРЫЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг Б) отношения «отцов» и «детей» В) межнациональный конфликт Г) оказание банковских услуг   1) экономическая 2) социальная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

16. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

 

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

17. Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?

 

1) на отказ от покупки в течение 14 дней

2) на замену или возврат некачественного товара

3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней

4) на достоверную информацию о товаре

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

 

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) монарх передает свою власть по наследству

2) монарх вынужден считаться с мнением парламента

3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха

4) является формой правления в государстве

 

 
Черты сходства Черты отличия
       

20. Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИМЕРЫ
... Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.
Имущественные Права и обязанности по поводу супружеской собственности

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

 

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

22. Когда возникает естественный уровень безработицы? Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

 

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

 

(По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158—159)

23. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

 

24. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.

 

 

Вариант №7

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

 

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

 

1) разрушение ураганом домов в посёлке

2) осушение болот под строительство автодороги

3) загрязнение воздуха выхлопными газами

4) изучение экологии школьниками

3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

 

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает

 

1) доказательность теоретических положений

2) особая значимость субъективного восприятия мира

3) отражение мира в художественных образах

4) ориентация на представления о добре и зле

5. Верны ли следующие суждения о религии?

 

А. Характерной чертой религии является вера в сверъхестественные силы.

Б. К мировым относятся религии, наиболее распространённые среди народов различных стран и континентов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Совершеннолетней Антонине Арсеньевне досталась в наследство крупная сумма денег. Её брат, работающий брокером, посоветовал открыть индивидуальный инвестиционный счет и вложиться в ценные бумаги. Какие ценные бумаги Вы знаете? Укажите любые два примера ценных бумаг. Укажите одно имущественное право, которое дает своему владельцу любая из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма

 

1) получает прибыль

2) терпит убытки

3) снижает капитальные вложения

4) пользуется льготным налогообложением

8. Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А?

 

1) рыночная

2) традиционная

3) смешанная

4) административно-командная

9. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

 

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

 

1) священнослужители

2) женщины

3) мусульмане

4) европейцы

11. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

 

А. Социальные статусы подразделяются на предписанные и достигаемые.

Б. Человек может обладать разными статусами.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».

 

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. Одна из задач политической партии в демократическом обществе —

 

1) участие в политической борьбе

2) контроль над частной жизнью избирателей

3) определение цен на товары и услуги

4) владение недвижимостью и акциями предприятий

14. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

 

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАК   ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение   1) наука 2) искусство

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

16. Нарушением трудового права является

 

1) производство и распространение наркотиков

2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

4) подделка денежных знаков

17. Исполнительную власть в РФ осуществляет

 

1) Государственная Дума

2) Совет безопасности

3) Президент

4) Правительство

18. Верны ли суждения о Конституции РФ?

 

А. Конституция РФ обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция РФ содержит нормы, имеющие прямое действие.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) является областью духовной культуры

2) использует художественные образы

3) требует точности и обоснованности утверждений

4) создает духовные ценности

 

 
Черты сходства Черты отличия
       

20. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Социальная мобильность Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую
Социальная... Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

22. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))? Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)? Какая проблема, согласно тексту, появляется при реализации принципа большинства?

 

Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.

Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

 

(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

23. Какие три вида социальных норм, по мнению авторов, поддерживали общественный порядок в первобытном обществе? Приведите два примера таких норм.

 

24. Авторы полагают, что «в развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человечности». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) эту мысль авторов.

 

Вариант №8

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

 

Государство; акционерное общество; предпринимательство; тоталитаризм; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Что отличает человека от животного?

 

1) наличие физиологических потребностей

2) забота о потомстве

3) способность к сознательной деятельности

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: