Педагогические ситуации и педагогические задачи




Задания к теме «Организация деятельности субъектов психологического образования»

Ситуативные задачи психологического образования

В тексте приведена достаточно типичная школьная ситуация и различные варианты разворачивания ее как педагогической ситуации.

 

В четвертый раз Анна Сергеевна ведет урок психологии в 7 «а» классе, и каждый раз Егор Красильников опаздывает. Сегодня он пришел к середине урока.

— Можно войти?

1. — Для тебя, видимо, школьные правила не существуют! — повышая тон, сказала Анна Сергеевна, обращаясь более к классу, чем к ученику.

— Да... Нет... Я объясню...

— Молчи, когда с тобой разговаривают! Мне уже ничего объяснять не нужно. Иди к директору и объясняй ему свое поведение!

 

 

2. — Заходи, Егор, — спокойно и доброжелательно начала учительница. — Объясни-ка всему классу, где ты был и почему все время опаздываешь. И как ты сам оцениваешь свое поведение?

— Наверное, плохое, — замялся ученик. — Анна Сергеевна, можно, я после объясню?

— Объясняй сейчас. Мы все ждем.

— А ты знаешь, что ты подводишь весь класс, отвлекаешь нас от работы? Теперь придется всем дать больше домашнего задания. Садись на место и положи мне на стол дневник. Пусть родители выяснят причину, раз уж нам не удалось.

 

 

3. — Проходи тихонько, Егор. Не мешай остальным работать. Сейчас я тебе объясню, что нужно делать. А после урока задержись, пожалуйста. Мне нужно с тобой поговорить.

 

 

4. Учительница и на этот раз разрешила Егору войти, но тут же вызвала его к доске и задала вопрос по теме, которую только что объясняла. За неудовлетворительный ответ она с уверенностью поставила ученику «2» и сказала всему классу: «Вот к чему приводят опоздания! Учитесь на ошибках других».

 

 

5. — Проходи, Егор. Мы как раз сейчас обсуждали различные черты характера. [Всему классу.) Давайте, попробуем описать пунктуального человека и это описание посвятить Егору.

В конце урока, давая задание на дом, Анна Сергеевна, так, чтобы слышали все ученики, предложила Егору написать сочинение на тему «Почему трудно иметь дело с непунктуальным человеком».

 

Определите, какую ситуативную задачу решал педагог в каждом случае. Почему одна и та же ситуация привела к постановке различных педагогических задач? Какие ценности педагога проявились в понимании им педагогической задачи и выборе способа ее решения? В каких случаях решение ситуативной педагогической задачи сообразно целям психологического образования?

Сформулируйте для каждой из ситуаций, представленных ниже, ситуативную педагогическую задачу. Предложите возможные варианты ее решения и выберите из них наиболее целесообразный.

1. Учитель входит в класс. Там шум, на полу обрывки бумаги, мел, тряпка. Ученики 5-го класса так охвачены спором, что даже не замечают учителя.

 

2. Урок психологии во втором классе. Дети поприветствовали учителя, сели и приготовились слушать. Тишина. Открывается дверь. Входит Таня с маленьким котенком в руках и объясняет, что он потерялся и очень голодный.

 

 

3. Учитель возвращает одиннадцатиклассникам их творческие работы и комментирует отметки, подчеркивая сильные стороны каждой работы. В целом работы интересные, содержательные, красиво оформленные. О каждой есть что сказать. Только у Михаила, как и предыдущие, эта работа весьма слабая, выполненная и оформленная кое- как.

— Наверное, Михаил, задание совершенно тебя не заинтересовало?

— Это точно, — пробурчал Михаил. — Если было бы что-нибудь интересное, да еще Вы бы и объясняли как следует, то мы и оценки получали бы хорошие.

 

4. На первом занятии по психологии педагог попросил учащихся колледжа написать на листочках, что они хотели бы узнать из области психологии. Он разрешил учащимся не подписывать свою фамилию. Просматривая на перемене между сдвоенными уроками ответы, педагог обнаружил, что почти половина учащихся проявила негативное отношение к занятиям (ответы: «ничего», «что надо — и без вас узнаем», «психология — ерунда», «отпустите лучше нас домой»). Юноши и девушки, увидев, что педагог читал ответы, с интересом посматривают на него, ожидая его реакции.

 

Педагогические ситуации и педагогические задачи

Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.

Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.

Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т.е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.

Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению» и др.

Решение педагогической задачи - процесс сложный, а результат - неоднозначный, потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся». Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному.

Следует различать понятия педагогическая задача и функциональная задача. Последние связаны с выполнением педагогом своих функций (чтение лекций, проведение лабораторных работ, организация производственной практики, руководство курсовым и дипломным проектирование и др.). В педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?».

Педагогические задачи делятся на три больших класса: задачи по обучению, задачи по воспитанию и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и обучающихся. Каждый класс подразделяется на группы. Классификация и характеристика педагогических задач показана рис. 43 [4; 5].

Существуют другие классификации педагогических задач. Важно понимать, что это всегда осознанная педагогом «проблемная ситуация, выход из которой субъект решения ищет с учетом ограничений и предписаний, накладываемых искомым результатом, нормами и правилами самой профессии, производственными условиями, в которых задача решается, а также собственных возможностей» [6, 9].

Рис. 43. Виды педагогических задач

При решении педагогических задач существуют различные варианты построения процесса обучения: репродуктивный и продуктивный Репродуктивный включает следующие этапы: а) постановка и осознание задачи; б) восприятие явлений, фактов; в) осмысление; г) понимание; д) запоминание; е) усвоение; з) применение (репродуктивное, алгоритмическое, творческое).

Продуктивный вариант построения процесса обучения показан в табл. 6. При этом подходе добывания и применения знаний носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция и инициатива. В настоящее время этот вариант находит самое широкое применения в образовательной практике. С помощью педагогических задач можно описать педагогическую деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: