ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА и НПА




ДОРОЖНАЯ КАРТА

разработки и внедрения региональной геоинформационной системы территориального планирования (РГИС ТП)

ВВЕДЕНИЕ

Основной и самый ограниченный ресурс, без которого невозможно строительство,
- земля. В Российской Федерации государству отведены основные функции установления правил планирования освоения территорий, а также осуществления контроля засоблюдением градостроительного законодательства.

Эффективное исполнение государством функций по планированию и контролю освоения территорий дает мощный стимул для комплексного социально-экономического развития.

Территориальное планирование заключается в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

Развитие территорий является главной целью градостроительной деятельности. Очевидно, эффективность развития зависит от качества планирования, которое в свою очередь должно опираться на достоверные и актуальные сведения, принятые к учету при выработке стратегии.

Так или иначе, качественный процесс градорегулирования возможен только в правильно организованной информационной среде, учитывающей стремления:

- федеральных органов власти к максимально возможному контролированию процессов;

- органов власти субъектов Российской Федерации к систематизированию всего объема градостроительной информации для принятия оперативных управленческих решений;

- органов местного самоуправления к созданию условий для обеспечения преемственности (последовательности) и исключения противоречий градостроительных решений на всех уровнях территориального планирования (по вертикали и по горизонтали), а также исключения дублирования хранения градостроительной документации и других сведений, необходимых для информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Всецело охватить указанные выше требования под силу трехуровневой информационной системе градостроительной деятельности.

Однако в современной России ни в одной предметной области пока не удалось создать конструкцию информационных систем, обеспечивающую слаженную работу трех уровней власти с «элементами рынка», в том числе с ресурсоснабжающими компаниями.

 

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА и НПА

 

Основные принципы градорегулирования определены Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ
(далее - ГрК РФ).

Главой 7 ГрК РФ регулируется информационное обеспечение градостроительной деятельности, а именно Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ в ГрК РФ введена
статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

ФГИС ТП - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

 

Необходимо отметить, что ФГИС ТП находится в активной фазе разработкис 2011 года, а формирование функционала на начальных этапах осуществляло Минрегион России, после,на рубеже 2014-2015 гг. кураторство приняло Минэкономразвития России, однако к настоящему времени данная геоинформационная система не смогла наполниться сведениями и материалами достаточными для того, чтобы отвечать требованиям федерального законодательства, существующего более шести лет.

Вместе с тем, помимо федеральной информационной системы ГрК РФ указывает на необходимость ведения муниципальных информационных систем, именуемых информационными системами организации градостроительной деятельности (далее – ИСОГД).

Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступным, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Орган, ведущий ИСОГД, обязан предоставлять сведения из системы по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Предоставление сведений ИСОГД осуществляется бесплатно или за плату
(ППРФ от 09.06.2006 № 363). Максимальный размер платы за предоставление сведений устанавливается Правительством РФ и составляет:

· за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД (городского округа, муниципального района) — 1 000 рублей;

· за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД (городского округа, муниципального района) — 100 рублей.

Однако организация имеющихся ИСОГД в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Единственным критерием, объединяющим ИСОГД в каждом муниципальном образовании, являлось то, что создавались они на основании Государственного градостроительного кадастра. Конфигурация и функционал ИСОГД практически в каждом муниципалитете на сегодняшний день имеет абсолютную индивидуальность, что в значительной степени затруднит интегрирование каждой ИСОГД в единую информационную систему, при возникновении такой необходимости.

Кроме этого, ИСОГД работает автономно и не синхронизировано с ФГИС ТП, а принимая во внимание то обстоятельство, что комплектование указанных систем материалами и сведениями вменено в обязательства муниципалитетов, для последних сопровождение двух этих систем не оказывает полезного эффекта в выполнении задач и функций по осуществлению градорегулирования.

Вместе с тем в соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 апреля 2013 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов отнесены обязательства по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее – ПКРСКИ).

Согласно п.23 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), ПКРСКИ поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

В соответствии с п.24 ст.1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Необходимо отметить, что на момент принятия ФЗ № 289 уже действовал и продолжает действовать в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, федеральный правовой акт, содержащий методические рекомендации для муниципальных образований по разработке ПКРСКИ.

А именно, Приказ Министерства регионального развития РФ от 06.05.2011 № 204
«О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», утвердившего Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (далее – Методические рекомендации).

Согласно п.3 Методических рекомендаций разработка ПКРСКИ может быть организована:

1. органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета муниципального образования;

2. органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета муниципального образования;

3. органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципалитета, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

Независимо от источников финансирования разработки программы, органам местного самоуправления рекомендуется организация взаимодействия исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы (п.4, Гл.2).

 

РЕШЕНИЕ

 

При внимательном изучении градостроительного законодательства можно прийти к выводу, что в настоящее время в России организована двухуровневая система информационного сопровождения градостроительной деятельности, а именно Федеральный уровень (ФГИС ТП) и муниципальный уровень (ИСОГД).

Пунктом 88 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год была предусмотрена подготовка законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)».

Повсеместное ведение региональных геоинформационных систем территориального планирования (далее – РГИС ТП) в настоящее время ГрК РФ не регламентируется. Однако это не ограничивает субъекты Российской Федерации самостоятельно принимать нормативные акты регулирующие создание и ведение таких систем на региональном уровне.

Согласно п. 4 Перечня типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, подлежащих разработке в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» на 2008 год, утверждённого приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 24 марта 2008 года № 34, Минэкономразвитию России было поручено создать типовое программно-технического решение региональной информатизации: «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности».

На сегодняшний день ряд регионов самостоятельно разработали и внедрили
РГИС ТП, а именно:

· Волгоградская область (Региональная информационная система обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области);

· Калининградская область;

· Калужская область (Региональный комплекс обеспечения градостроительной деятельности Калужской области);

· Оренбургская область (Региональная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Оренбургской области);

· Тюменская область;

· Ярославская область (Закон Ярославской области от 11 октября 2006 г. № 66-з
«О градостроительной деятельности на территории Ярославской области» (с изм.) — статья 15.Информационный банк данных градостроительной деятельности Ярославской области).

В некоторых регионах предпринимались тщетные попытки по внедрению РГИС ТП, как например, в Московской области (постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1200/52 «О ведении информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области», в рамках которого А.Ю. Воробьевым было поручено до 15.03.2015 разработать и внедрить информационную систему, однако до настоящего времени на просторах сети Internetотсутствует информация о каких-либо результатах, достигнутых в данной области);

На целесообразность повсеместного внедрения РГИС ТП указывает то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством РФ, полномочия по утверждению инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территориях муниципальных образований, предоставлены органам исполнительной власти субъектов российской федерации.

Отсутствие порядка во взаимодействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с ресурсоснабжающими организациями при планировании и реализации мероприятий по изменению конфигурации сетей инженерно-технического обеспечения минимизирует качество утверждаемых и реализуемых инвестиционных программ в условиях секвестрования тарифов естественных монополий.

Проще говоря, чтобы сделать всё и сразу тарифных источников, как правило недостаточно, а для того чтобы из всего объема, предлагаемых ресурсоснабжающими организациями мероприятий, выявить степень важности (значимости) отдельных титулов, Государственные службы и ведомства не имеют в своем арсенале действенный инструмент, которым может стать РГИС ТП.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ

(составляется индивидуально для каждого региона, в зависимости от степени информатизации процессов градорегулирования)

№ п.п. Наименование мероприятия Срок Участвующие субъекты Ответственное подразделение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

А.В. Харыба

dronbarshow@mail.ru

8 (918) 953 10 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: