II. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Введение

Учебная дисциплина «Социология» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин согласно учебному плану подготовки студентов ВятТЭСИ по всем специальностям.

По данной дисциплине студент заочной формы обучения выполняет контрольную работу.

Выполнение контрольной работы направлено на усвоение студентом дисциплины «Социология» и способствует расширению его общего кругозора и формированию навыков самостоятельной работы.

- Контрольная работа является важнейшим документом, подтверждающим усвоение студентом данной учебной дисциплины в процессе самостоятельного изучения предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; классические и социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль;

- общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации;

- социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность;

- малые группы и коллективы;

- социальные организации; социальные движения;

- социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность;

- понятие социального статуса;

- социальное взаимодействие и социальные отношения;

- общественное мнение как институт гражданского общества;

- культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры;

- личность как социальный тип; деятельный субъект;

- социальный контроль и девиация;

- социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе;

- методы социологического исследования.

литературы по теме конкретной контрольной работы, выбранной студентом самостоятельно.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Целью выполнения контрольной работы является усвоение студентом понятийного аппарата и методологических основ социологии как науки, а также изучение методики и техники проведения социологических исследований.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

- изучить источники, эмпирические материалы по выбранной теме;

- кратко изложить содержание работы по выбранной теме, раскрыв содержание основных понятий и методического инструментария, использующихся в работе;

- овладеть конкретным методом социологических исследований;

- самостоятельно провести пилотажное социологическое исследование, изложить его материалы и свое личное мнение о полученных результатах и выявленной социологической проблеме.

 

II. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тематика контрольных работ определяется дидактическими единицами, которые должен усвоить студент, изучающий курс социологии:

Рассмотреть общество как относительно устойчивую систему социальных связей и отношений; выделить основные сферы общественной жизни, раскрыть их содержание. Разобрать метод анализа документов, используемый в социологии для сбора информации. Составить план анализа текстов для выявления информации о структуре общества. Выбрать 3-4 газеты (журнала) и подсчитать в каждом номере общее количество текстов (статей, заметок, фрагментов), количество текстов по экономическим, социальным, политическим, духовно-культурным темам (на основе заголовков и содержания); определить долю каждой из этих тем (%) в общем количестве текстов. Полученные данные целесообразно свести в таблицу. Сделать выводы об отражении сфер общества в массовой печати.

 

Тема 1. Общество и его структура.

Рассмотреть понятие «социальный институт» как исторически сложившуюся, устойчивую, целесообразную форму организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение определенных общественных потребностей. Выделить признаки, типы и виды социальных институтов.

Разобрать метод анализа документов, используемый для сбора социологической информации. Составить план анализа текстов для выявления упоминаемых типов социальных институтов (экономических, политических, в социальной и духовной сферах). Выбрать 3-4 газеты (журнала). Подсчитать в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержащих информацию о разных типах социальных институтов; определить долю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в виде таблицы, учитывая номера газет и информацию о типах институтов в каждом номере. Перечислить конкретные виды институтов. В каждом типе социальных институтов сделать выводы о степени отражения тематики социальных институтов в массовой печати.

 

Тема 2. Социальные общности.

Рассмотреть понятие и основные формы социальных общностей.

Показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составить план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати форм социальных общностей (групповых и массовых, социальных групп, сообществ). Выбрать 3-4 номера одного или разных центральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитать в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов), количество текстов, содержащих информацию о конкретных формах социальных общностей (используя заголовки и содержание статей); определить долю текстов с упоминанием форм общностей (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислить конкретные виды общностей, упоминаемые в каждой форме. Сделать выводы о содержании тематики социальных общностей и о степени отражения этой тематикой в массовой печати.

 

Тема 3. Социальная структура общества.

Рассмотреть понятие и виды социальной структуры.

Показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составить план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати конкретных видов социальных структур (социально-классовой, социально-демографической, социально-этнической, социально-территориальной, социально-профессиональ­ной). Выбрать 3-4 номера одного или разных федеральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитать в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, фрагментов), количество текстов, содержащих информацию о конкретных видах социальных структур (используя заголовки и содержание статей); определить доли текстов с упоминанием видов социальных структур (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, учитывая распределение по номерам газет (журналов) текстов с упоминанием видов социальных структур. Перечислить конкретные виды социальных структур, упоминаемые в каждой форме. Сделать выводы о содержании тематики социальных структур и о степени отражения этой тематики в массовой печати.

 

Тема 4. Социальная стратификация.

Рассмотреть социальную стратификацию общества как выражение социального неравенства по разным основаниям (распределение материальных и духовных благ, доход, уровень образования и др.).

Показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составить план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати стратификационных систем. Выбрать 3-4 номера одного или разных центральных или федеральных изданий (газет, журналов). Подсчитать в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о конкретных элементах стратификационных систем (бедные, богатые, средние слои; слои по уровню образования и др.). Используя заголовки и содержание статей, определить доли текстов с упоминанием систем стратификации (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, учитывая их распределение по номерам газет (журналов). Перечислить конкретные элементы стратификации (бедные, богатые и др.), упоминаемые в каждой системе. Сделать выводы о содержании тематики социальной стратификации и степени ее отражения в массовой печати.

 

Тема 5. Социальное неравенство.

Проанализировать социальное неравенство как форму социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социального положения в обществе. Показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составить план анализа текстов для выявления видов социального неравенства (по конкретным признакам). Выбрать 3-4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов). Подсчитать в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о конкретных видах социального неравенства (по экономическим, социальным, духовным, социальным, политическим, информационным и другим признакам). Используя заголовки и содержание статей, определить доли текстов с упоминанием видов социального неравенства (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице. Сделать выводы о тематике социального неравенства в массовой печати.

 

Тема 6. Малые группы.

Рассмотреть понятие малой группы, ее особенности как социальной общности. Проанализировать наблюдение как метод сбора социологической информации; составить план наблюдения малой группы (численность, половозрастной состав, виды совместной деятельности, частота контактов ее членов). Выбрать 3-4 малых группы (по месту жительства, работы, досуга и др.) Провести по одному наблюдению каждой группы, результаты наблюдения оформить протоколом. Полученные данные целесообразно оформить в таблицу. Сделать выводы.

 

Тема 7. Общественное мнение.

Раскрыть понятие и роль общественного мнения в условиях современной России. Рассмотреть анализ документов как метод сбора социологической информации. На конкретном материале прессы (областных, городских газет, журналов) определить реальное проявление общественного мнения в условиях конкретного места жительства. (Взять 3-5 номеров газет за разные числа. Подсчитать общее количество единиц информации и количество единиц информации, выражающих мнения читателей в каждом номере отдельно. Определить % текстов с выражением общественного мнения в каждом номере). Результаты оформить в виде таблицы, указать названия изданий и даты выпуска. Привести сводку тем, по которым высказывались читатели, и их социальное положение. Сделать выводы из приведенных данных.

Тема 8. Социальные организации в современном обществе.

Дать определение социальной организации, указать ее признаки и виды. Рассмотреть анализ документов как метод сбора социологической информации. Применить этот метод к изучению социальных организаций по месту жительства. (Взять 3-5 экземпляров городских, областных газет, журналов за разные числа. Посчитать в каждом номере общее количество статей, заметок и других текстов, количество публикаций, в которых отражается деятельность организаций – промышленных, торговли, финансов, сервиса, органов власти и др. Определить удельный вес этих публикаций. Проанализировать содержание этих материалов – упоминание видов и основных признаков организаций, результатов их деятельности, проблем и противоречий в их функционировании и развитии. Из полученных данных сделать выводы.

 

Тема 9. Социальные движения (по материалам СМИ).

Рассмотреть социальные движения как способ воздействия на общественное развитие. Показать специфику метода анализа документов в социологии. Использовать этот метод для выявления наличия и содержания конкретных движений в регионах России на основе материалов местной или центральной прессы. (Взять несколько номеров газет или журналов; найти материалы, в которых содержится информация о движениях; определить долю этих материалов в общем количестве публикаций в каждом номере; проанализировать содержание 3-5 статей для выявления вида движений, лозунгов и требований участников, количества и социального состава участников.) Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделать выводы.

 

Тема 10. Конфликт как форма социального взаимодействия.

Определить социальный конфликт как форму социального взаимодействия; указать виды конфликтов. Рассмотреть метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Проанализировать отражение конфликтов в материалах прессы по месту жительства – городе, области, регионе (проанализировать 3-5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются конфликтные взаимодействия между группами людей, организациями, органами власти; подсчитать количество таких материалов и определить их «долю» в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание конфликтов по их видам, причинам, составу конфликтующих сторон и способу разрешения). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделать выводы из проведенного анализа.

 

Тема 11. Отражение в массовой печати девиантного поведения.

Дать определение девиантного поведения личности или группы. Указать основные формы девиантности в условиях современной России. Охарактеризовать метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Проанализировать несколько номеров газет или журналов с целью выявления материалов, отражающих девиантное поведение (отдельно в каждом номере подсчитать количество публикаций – как общих, так и содержащих примеры девиантного поведения; типы, условия и результаты проявления девиантности, а также пути их преодоления). Полученные результаты анализа целесообразно представить в табличной форме. Сделать выводы.

 

Тема 12. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах.

Рассмотреть определение и критерии социального неравенства, используемые в социологии. Охарактеризовать метод наблюдения, используемый в социологических исследованиях. Просмотреть в течение нескольких дней телевизионные передачи, выделить материалы, в которых отражаются какие-либо виды и формы проявления социального неравенства между людьми и социальными группами. Подсчитать ежедневное количество таких передач; составить таблицу для отражения выявленных видов социального неравенства между конкретными социальными группами или их представителями. Сделать выводы.

 

Тема 13. Наблюдения массовых общностей.

Рассмотреть определение и специфические черты массовых общностей, используемые в социологии. Охарактеризовать наблюдение как метод сбора социологической информации. Провести 3-5 личных или посредством телевидения наблюдений конкретных массовых общностей (толпа, митинг, зрительская аудитория спортивного или культурного мероприятия). По каждому факту наблюдения составить протокол, в котором указать место, дату, время и продолжительность наблюдения, примерный состав массовой общности (по полу, возрасту, внешнему виду, одежде), характер поведения этой общности (спокойный, агрессивный, эмоциональный и др.), выражение отношения к содержанию события (выкрики, аплодисменты, плакаты, лозунги и др.) На основе протоколов составить сравнительную таблицу наблюдений, сделать краткие выводы.

 

Тема 14. Социальные реформы в обществе.

Рассмотреть социологический подход к реформам в обществе, роль реформ в социальной жизни. Охарактеризовать метод опроса в социологии, его формы – анкетирование и интервью. Разработать короткий вопросник: 3 - 5 основных вопросов и 3 паспортных вопроса – пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) для оценки любой конкретной реформы. Опросить по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксировать результаты опроса, произвести обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) представить в табличной форме. Сделать выводы об отношении опрошенных представителей групп (мужчин, женщин, рабочих и др.) к конкретным реформам.

 

Тема 15. Проявление глобальных социальных изменений.

Рассмотреть определение и основные проявления глобальных процессов в современной России. Охарактеризовать метод наблюдения, используемый в социологии. Составить план и провести наблюдение проявления глобализма на бытовом уровне у 10 человек по месту работы, проживания, среди знакомых (ношение зарубежной фирменной одежды, посещение пунктов Макдональдс, использование компьютеров, мобильных телефонов). По каждому факту наблюдения составить протокол с указанием даты, места и результатов наблюдения. Указать социальные характеристики объектов наблюдения (пол, возраст, социальное положение). Результаты обобщить в таблице, сделать выводы.

 

Тема 16. Социальные движения.

Рассмотреть понятие и признаки социальных движений. Охарактеризовать особенности опросного метода в социологии. Разработать короткое интервью (3-5 основных вопросов и 4 паспортных вопроса – пол, возраст, место работы и основное занятие) для оценки массовых выступлений населения в последние месяцы. Провести опрос среди ближайшего окружения. Суммировать полученные ответы, сделать выводы.

 

Тема 17. Социальные взаимодействия.

Дать определение социального взаимодействия и его основных видов. Охарактеризовать метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Проанализировать отражение конструктивных социальных взаимодействий в материалах прессы по месту жительства – городе, области, регионе (взять 3-5 номеров газет или журналов, выделить в них тексты, в которых описываются реальные примеры взаимодействия и сотрудничества организаций (органов власти, предприятий, фирм и др.); подсчитать количество таких текстов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; привести примеры взаимодействия, указав виды организаций, содержание и результаты взаимодействия. Результаты анализа целесообразно отразить в форме таблицы. Сделать выводы.

 

Тема 18. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

Охарактеризовать роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе, их значимость для социальной мобильности личности. Охарактеризовать метод опроса, используемый в социологии. Составить небольшой вопросник (3-5 основных и 3-4 паспортных вопроса) о фактах получения высшего образования и повышения квалификации за последние 2-3 года и влияния этого на изменение социального положения конкретного человека. Провести опрос 8-10 человек из своего окружения по месту работы, жительства. Проанализировать влияние фактора получения высшего образования или повышения квалификации на изменение статусной позиции человека с точки зрения престижа, власти, дохода. Изложить полученные результаты, сделать выводы.

 

Тема 19. Мобильный телефон как показатель социального статуса.

Дать определение социального статуса и характеризующих его показателей. Описать метод наблюдения в социологии. Составить план наблюдения лиц из ближайшего окружения (по месту работы, жительства, отдыха), имеющих и не имеющих мобильные телефоны. Проанализировать факторы мобильной связи, характеризующих статус человека (например, наличие мобильного телефона, его марка и частота пользования, выбор тарифа и др.) Провести наблюдения 8-10 человек – как они используют мобильные телефоны и каков их социальный статус. Зафиксировать результаты своих наблюдений, сделать выводы о взаимосвязи наличия и использования мобильного телефона и социального статуса, составить таблицу.

 

Тема 20. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.

Сформулировать определение молодежи как социально-демографической группы. Выделить на основе социологических источников и личного опыта социальные проблемы российской молодежи. Составить краткий перечень основных понятий (ключевых слов), которые характеризуют эти проблемы, используя различные справочные и учебные пособия. Описать опросный метод в социологии. Разработать краткое интервью: 4-5 вопросов об оценке выделенных социальных проблем молодежи и 3-4 паспортных вопроса. Опросить 10-15 своих сверстников по оценке наиболее значимых социальных проблем в городе, поселке, области. Описать полученные результаты, сделать выводы и возможные рекомендации по решению данных проблем.

 

Тема 21. Игровая деятельность как элемент массовой культуры.

Дать определение массовой культуры, охарактеризовать ее основные элементы, в том числе игровую деятельность. Собрать сведения, публикуемые в СМИ, а так же в сети Интернет об азартных играх, в т.ч. об игровых автоматах, составить аннотированный перечень игр. Описать метод наблюдения, используемый в социологии. Составить план протокола наблюдения процесса игры.

Выбрать для наблюдения за игроками игровой автомат. Провести наблюдения. Зафиксировать пол и примерный возраст игроков, время, проведенное за игрой, их эмоциональные реакции на результаты игры. Итоги своих наблюдений отразить в таблице. Описать итоги своих наблюдений, сделать выводы.

 

Тема 22. Имидж общественного деятеля глазами студента.

Проанализировать понятие «имидж» как одну из важных статусных характеристик общественного деятеля. Составить список наблюдаемых показателей статуса деятеля (внешний вид, стиль одежды, характер поведения, уверенность, представительность, воздействие на окружающих, убедительность речи и др.) Описать наблюдение как метод сбора социологической информации; составить план протокола наблюдения проявления имиджа общественного деятеля.

Провести 3-5 наблюдений выступлений каких-либо общественных деятелей – депутатов, членов партии, общественных организаций, чиновников, предпринимателей и др. (реальных или по телевидению), зафиксировать конкретные проявления их имиджа (наличие выделенных показателей, их интенсивность, какие-либо другие особенности). Материалы наблюдений зафиксировать в протоколах. Составить таблицу, указав дату, место и объект наблюдения. Сделать выводы.

 

Тема 23. Отношение к телевизионной рекламе.

Рассмотреть рекламу как важный компонент структуры информационного общества; выделить информационную и мунипулятивную стороны рекламы. Сформулировать показатели отношения людей к телевизионной рекламе.

Описать опросный метод в социологии, охарактеризовать специфику интервью. Разработать план интервью по выявлению отношения к телерекламе (4-6 основных вопросов и 4-5 паспортных).

Сформировать две группы респондентов (по 5-6 человек) для проведения опроса – из числа молодежи и старшего поколения. Респондентов целесообразно выбирать из своего окружения по месту работы, жительства, учебы. Провести опрос и записать его результаты на бланках интервью. Отметить кто, сколько времени, какую и как воспринимает рекламу; какие мнения в обеих группах о том, что нравится в рекламе, в каких случаях рекламу не смотрят. Представить данные в виде таблиц.

Проанализировать и обобщить результаты ответов в обеих группах, сделать выводы о восприимчивости и отношению к телерекламе в обеих группах.

 

Тема 24. Заработная плата как форма социального контроля в обществе.

Рассмотреть социальный контроль как механизм саморегуляции в социальных системах (группах, организациях и др.) Выделить зарплату как важную экономическую форму регулирования поведения людей, отметить ее специфику.

Описать опросный метод как один из основных методов сбора социологической информации. Разработать план стандартизированного интервью (5-6 основных и 4-5 паспортных вопроса) для выявления форм зарплаты, порядка и регулярности ее выплат, удовлетворенности ее размерами, динамикой изменения и способами получения.

Провести интервью с 5-10 респондентами по месту работы, жительства или учебы. Зафиксировать результаты, обобщить материалы и сделать выводы.

 

Тема 25. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи.

Дать определение понятия «социализация», охарактеризовать основные социальные институты и процесс социализации молодежи по месту жительства (городе, поселке, области, регионе). Выделить телевидение как важнейший институт социализации.

Проанализировать опросный метод в социологии, выделить специфику интервью. Составить перечень вопросов (5-6 основных и 3-4 паспортных) о влиянии телевидения на молодежь (кто любимый герой, отрицательный персонаж из телевизионных фильмов и программ, с характеристикой их положительных и отрицательных черт). Проанализировать, какие образцы поведения, как позитивные, так и негативные, формирует телевидение у молодежи. Провести опрос по этой теме среди своих сверстников, зафиксировать результаты и представить в табличном виде. Сделать выводы на основе полученного материала о влиянии телевидения на социализацию молодежи.

 

Тема 26. Факторы социальных изменений.

Рассмотреть социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое, охарактеризовать основные формы социальных изменений. Выделить факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, техногенные, экономические и др.)

Рассмотреть используемый в социологии метод анализа документов. Составить план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати факторов социального развития в современной России. Выбрать 3-4 номера одного или разных изданий (центральных, областных, городских) газет, журналов. Подсчитать в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, заметок) и количество текстов, содержащих информацию о факторах социального развития о Российской Федерации, используя заголовки и содержание статей. Определить долю текстов с упоминанием этих факторов (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в виде таблицы, учитывая отдельные номера изданий. Привести конкретные заголовки анализируемых материалов. Сделать выводы о частоте упоминания факторов социальных изменений в массовой печати.

 

Тема 27. Наркомания как вид девиантного поведения.

Рассмотреть понятие девиантного поведения, его основные виды.

Охарактеризовать опросный метод сбора социологической информации, специфику интервью. Составить краткий план интервью по проблеме информированности людей по месту жительства о наркомании (основные вопросы - о знании названий конкретных наркотиков, мест продажи наркотиков, фактов употребления и последствий употребления наркотиков из их окружения; паспортные вопросы- пол, возраст, род основных занятий, профессия). Выбрать 8-10 человек по месту жительства, работы, досуга; провести интервьюирование; материалы опроса зафиксировать в протоколах. Обобщить полученные данные в таблице. Сделать выводы.

 

III. Содержание И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольнЫХ работ

Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно после ознакомления с основными разделами курса, как правило, на основании предложенного списка.

В контрольной работе студент должен раскрыть выбранную тему на основании рекомендуемой литературы, а также дополнительной (имеющейся в данном городе, районе), используя первоисточники, словари, обобщающие труды и периодические источники по социологии (журналы СОЦИС, «Регион» и др.). Возможно использование материалов центральных и местных средств массовой информации – газет, журналов, а также Интернета, содержащих данные социологических исследований, постановку и описание социальных проблем в конкретном регионе, районе, городе. При использовании источников возможен критический подход студента, изложение им собственного мнения, опирающегося в качестве примеров на известную ему практику деятельности.

 

Рекомендуемая структура контрольной работы:

1. Содержание;

2. Введение;

3. Теоретическая часть;

4. Методическая часть;

5. Аналитическая часть;

6. Выводы;

7. Список литературы;

8. Приложение.

 

Содержание содержит перечень названий разделов контрольной работы.

Во введении рекомендуется кратко обосновать актуальность выбранной темы, а также определить цель и задачи ее изучения.

Обоснование актуальности сводится к определению роли рассматриваемой проблемы в жизни общества и значения получения студентом социологических навыков исследования социальных проблем.

Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку результата, который студент планирует получить по завершении самостоятельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна.

Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выполнение которых позволяет студенту достичь цели изучения избранной темы (ознакомление с литературой, разработка плана и инструментария исследования, выбор объекта исследования, сбор информации, анализ и обобщение результатов исследования).

Теоретическая часть работы должна содержать краткое изложение материала, овладение которым позволяет студенту решить сформулированные во введении задачи и достичь цели изучения темы.

В этой части определяются основные понятия, использующиеся в описании социального объекта (явления, процесса), раскрывается социально-экономическое содержание анализируемых явлений и процессов, а также описываются связи между ними.

Методическая часть содержит описание социологического метода сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов) и разработку конкретного инструментария исследования (план интервью, протокол наблюдения, схема анализа текстов), которые используются в работе.

Аналитическая часть включает изложение полученных конкретных результатов исследования, проведенного студентом. Эти материалы целесообразно представить в форме таблицы

 

Объекты исследования (индивиды, названия средств массовой информации) Конкретные параметры изучения (опроса, наблюдения, текстов)
1 параметр 2 параметр 3 параметр Всего
  % % %  
  % % %  
% % %  

 

 

Данные таблицы могут быть дополнены конкретными единичными фактами в соответствии с заданием.

Для большей обоснованности работы студенту целесообразно по ходу изложения делать ссылки на использованные литературные источники по данной теме, а также возможное подтверждение эмпирическими данными.

В выводах дается обобщение результатов, полученных студентом в ходе исследования, может быть высказано личное мнение.

Список литературы включает источники, изученные и использованные студентом при подготовке контрольной работы. В список литературы включаются только те источники, на которые имеются ссылки в тексте контрольной работы.

В приложении содержатся документы сбора социологической информации, разработанные студентом. Это могут быть образцы опросных листов, протоколов наблюдений, схем анализа текстов.

 

IV. Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

 

Основная:

 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 3-е, испр. и доп.- М.:Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. РАН Г.В. Осипов, действ. член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Изд. НОРМА, 2002.

3. Социология: Учебное пособие / Под. ред. П.С. Емина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004.

4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб.– М.: ЮРАЙТ – Издат, 2004.

5. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2002.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

6. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб., 1995.

7. Гидденс Энтонн. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

8. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книгопечатный центр «Маркетинг», 2002.

9. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

10. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др.; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1997.

11. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

12. Конфликты в современной России. – М.:Эдиториал УРСС, 1999.

13. Кравченко А.И. Социология: Задачник. – М.: Академия, 1997

14. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособ. – СПб.: СПбГУП, 2000.

15. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З.Т. Голенкова. (ИС РАН) – М.: «Летний сад», 2003.

16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1997.

17. Журнал СОЦИС (Институт социологии РАН).

 

Перечень тем контрольных работ

 

Тема 1. Общество и его структура.

Тема 2. Социальные общности.

Тема 3. Социальная структура общества.

Тема 4. Социальная стратификация.

Тема 5. Социальное неравенство.

Тема 6. Малые группы.

Тема 7. Общественное мнение.

Тема 8. Социальные организации в современном обществе.

Тема 9. Социальные движения (по материалам СМИ).

Тема 10. Конфликт как форма социального взаимодействия.

Тема 11. Отражение в массовой печати девиантного поведения.

Тема 12. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах.

Тема 13. Наблюдения массовых общностей.

Тема 14. Социальные реформы в обществе.

Тема 15. Проявление глобальных социальных изменений.

Тема 16. Социальные движения.

Тема 17. Социальные взаимодействия.

Тема 18. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

Тема 19. Мобильный телефон как показатель социального статуса.

Тема 20. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.

Тема 21. Игровая деятельность как элемент массовой культуры.

Тема 22. Имидж общественного деятеля глазами студента.

Тема 23. Отношение к телевизионной рекламе.

Тема 24. Заработная плата как форма социального контроля в обществе.

Тема 25. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи.

Тема 26. Факторы социальных изменений.

Тема 27. Наркомания как вид девиантного поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: