Выигрывает тот, кто умеет считать




Журнал ИТОГИ №5 (2001г.)

https://www.itogi.ru/paper2001.nsf/Inside/Itogi_2001_5.html

Роман с никотином

Владимир Паперный


Курение было одним из подарков человечеству от американского континента. Но борьба с этой пагубной для здоровья привычкой, развернувшаяся в Америке в последние годы, оказалась не переносимой на русскую почву


(Н. Ламбин "История Петра Великого", С-Пб, 1843)

- Черт подери, это полицейское государство, - сказала моя российская приятельница. В правой руке она держала бокал с калифорнийским Merlot, в левой - сигарету Marlboro lights. Строго говоря, она употребила другое выражение, но из уважения к американскому пуританизму оставим так.

Она возмущена двумя фактами. Первый: она закурила в дорогом ресторане в Беверли Хиллз, и ее немедленно попросили или погасить сигарету, или выйти. Второй: ее в третий раз задержали в пьяном виде за рулем и теперь отобрали права.

Русские и американцы, похоже, никогда не поймут друг друга. Возьмем курение и пьянство. И там, и тут пьют и курят, теперь даже часто одно и то же, а иностранцы и там, и тут все время попадают впросак. "Законопослушные кретины!" - кричат из России. "Варвары и самоубийцы!" - отвечают из Америки. "Вы все воспринимаете слишком всерьез", - настаивают русские. "А вы ни к чему не относитесь серьезно", - отвечают американцы.

Вопрос из России: почему в Америке идет такая остервенелая борьба с курением, а с пьянством практически никакой? Да, у моей приятельницы отобрали права. Да, после двух часов ночи в Калифорнии нельзя купить выпивку, даже в баре. Да, есть общество "Матери против пьяных водителей". Но на улицах нет антиалкогольных рекламных щитов, а антикурительных сколько угодно. Вот один: стилизованный под 40-е годы усатый красавец, похожий на Кларка Гейбла, обращается к красавице, похожей на Аву Гарднер: "Вам не помешает, если я закурю?" Она отвечает: "А вас не огорчит, если я умру?"

Вопрос из Америки: почему в 1990-е годы, когда Америка стала для России (на время) главным образцом для подражания, борьба с курением оказалась не переносимой на русскую почву?

Как говорил наш преподаватель научного коммунизма, надо рассмотреть историю вопроса. Чтобы понять смысл и антикурительных, и антиалкогольных настроений, надо представить себе историю заселения Америки. Два главных района первых поселений были Новая Англия (вокруг залива Массачусетс), где обосновались пуритане, и Вирджиния (вокруг залива Чесапик), где произрастал табак. Были еще "средние" колонии вокруг Нью-Йорка и рисовые плантации в Южной Каролине, но нас в данном случае они интересуют меньше.

Сама идея курения была одним из подарков человечеству от американского континента наряду с кукурузой, самолетом, телефоном, супермаркетом, небоскребом, атомной бомбой, джинсами, Макдоналдсом, а также тотальной войной на уничтожение, изобретенной генералом Шерманом во время войны Севера и Юга.

Приучить европейцев к курению оказалось делом не простым. Когда в 1493 году Родриго де Херез привез в Испанию табак и публично закурил, он немедленно был посажен на семь лет в тюрьму. Зрелище человека, выпускающего изо рта дым, оказалось слишком сильным для испанской инквизиции.


(Фото: Макс Новиков)

Век спустя в Англии табак был встречен более благосклонно. В 1588 году Томас Хэриот объяснил англичанам, что аппоуок (как его называли индейцы) "очищает тело и улучшает здоровье", и именно благодаря ему индейцы так хорошо выглядят. Табак стоил дорого, но английская аристократия радостно бросилась улучшать здоровье и внешность. Английские врачи, хотя и верили в целебное действие табака, тем не менее жаловались королю Якову, что многие начинают курить без рецепта. Табак, говорили они, конечно же, исцеляет человека, но все же лучше делать это под наблюдением врача.

Надо сказать, что индейцы употребляли табак вовсе не для улучшения здоровья. С курением произошло примерно то же, что несколько веков спустя с хатха-йогой. И то, и другое было религиозным ритуалом, который европейцы переосмыслили как оздоровительную процедуру. Когда впоследствии выяснилось, что курение не улучшает, а, наоборот, разрушает здоровье, к занятию вернулось некоторое ритуальное значение, хотя и не совсем то, которое было у индейцев.

Курение табака (как и марихуаны) было для индейцев сакральным делом. Первая трубка была главной личной реликвией. Последняя трубка предавалась земле вместе с умершим. Месторождение камня, из которого делались трубки, охранялось как святыня. Происхождение табака индейское племя гуронов объясняло так. Когда Великий Дух увидел, что люди на земле голодают, он обратился в женщину. Там, где эта женщина коснулась земли правой рукой, выросла картошка, левой - кукуруза, а там, где она села на землю, вырос табак. Легенда до некоторой степени объясняет, почему индейцы не только курили, нюхали и жевали табак, но и употребляли его в виде клизмы. Связь табака с сексом сохранилась до сегодняшнего дня. Молодые люди часто начинают курить, чтобы повысить свою сексуальную привлекательность. Закурить в постели после занятий сексом до сих пор считается во многих странах хорошим тоном. Последнее, разумеется, не относится к Америке. Хотя именно Голливуд ввел этот стиль в массовый обиход, сегодня в Америке сигарета в постели часто означала бы полное прекращение отношений.

Европейцам понадобилось всего несколько лет, чтобы заметить, что курение не улучшает ни внешности, ни здоровья. Единственное, в чем король Яков соглашался с пуританами, это в их отвращении к курению. В 1604 году он написал трактат "Ответный удар по табаку" (A Counterblaste to Tobacco), где приводил практически те же аргументы, что и американские адвокаты, делающие себе сегодня состояние на тяжбе с Philip Morris. "Привычка к курению, - писал Яков, - отвратительна для глаза, неприятна для носа, вредна для мозга и опасна для легких. Жене курильщика остается либо самой начать курить, либо жить в постоянной вони".

Трактат явно не произвел впечатления на англичан. В XVII веке во всей Европе начался табачный бум, который привел к неслыханному экономическому расцвету колоний в Вирджинии. Если в 1624 году Вирджиния экспортировала в Англию девяносто тонн табака, то в 1638-м уже тысячу триста тонн. Табак играл такую важную роль, что стал для жителей Вирджинии валютой. Табаком расплачивались, мешок табака был главной единицей измерения. Табак по существу стал объектом поклонения, почти таким же, как у индейцев.

Если обратиться к России, то можно заметить, что борьба с курением не часто занимала правительство, хотя в Большой советской энциклопедии и написано: "Курение - вредная привычка, разрушающая здоровье". Царь Алексей Михайлович, правда, приказал вырывать ноздри курильщикам и отправлять их в Сибирь, а злостных - казнить, но Петр Первый, который сам был заядлым курильщиком, отменил все антитабачные указы. В целом же, за исключением решительности, с которой то запрещалось, то разрешалось курение в России, русское отношение к курению не очень отличалось от европейского. Борьба чаще велась с пьянством.


(Фото: АР)

Советская эпоха началась с полного запрещения крепких алкогольных напитков. В каком-то смысле пьянство было приравнено к религии, как одно из средств одурманивания трудящихся. Борьба с пьянством достигла особой остроты к концу 20-х годов. В 1929 году, например, появился указ, по которому рабочие дни, пропущенные по болезни, не оплачивались, если болезнь была вызвана пьянством. В уставе одного дома-коммуны в 1928 году был специальный пункт о запрещении "ввозить иконы" и "вселять пьяниц".

Курение, считает Мариэтта Чудакова, было культовым занятием большевиков. "В 1917 году к власти пришли курильщики, - пишет она. - Обкуривая друг друга, ставили и решали на ячейке вопросы". Можно было бы, конечно, возразить, что если бы это было так, то к началу Второй мировой войны, когда со старыми большевиками было практически покончено, массовое курение должно было прекратиться. Этого, как известно, не произошло. Но если принять ее тезис, то можно сказать, что советская власть была победой курильщиков над пьяницами. Если допустить, что пьянство - это традиционно русское занятие, а курение - иноземное, то запрещение производства водки было победой иноземного над русским.

В Америке все было наоборот. Первая мировая война привела к массовой эмиграции из Европы в Америку. Привычку много пить привезли с собой иммигранты из Италии, Испании, Франции, Ирландии. Обратим внимание, что все это католические страны. Сухой закон, принятый в 1919 году (18-я поправка к Конституции) и отмененный в 1934-м (21-я поправка к Конституции), был победой английского пуританизма над католицизмом.

"Веселые двадцатые годы" в Америке были постепенным освобождением от пуританских норм. Сухой закон не только не повысил общественной морали, но, наоборот, ввел некоторую легкость в отношениях с законом, совсем не свойственную кальвинизму первых поселенцев Новой Англии. Если нельзя выпить в салуне, то это можно сделать в "спик-изи", подпольном баре на частной квартире. Если нельзя производить виски в Америке, то можно сколотить состояние, нелегально ввозя его из Европы, как это делал отец Джона Кеннеди. Массовая иммиграция, освобождение от пуританских норм, технологический прогресс, фантастический взлет биржевого рынка, массовое производство (в частности, сигарет) породили особую атмосферу легкости и одновременно создали предпосылки для катастрофы 1929 года.

В 20-е годы американские женщины наконец-то получили право голосовать. В эти же годы были изобретены: электробритва, телевизор, супермаркет, кроссворд. Проложен телефонный кабель между Нью-Йорком и Лондоном. Совершен перелет через Атлантический океан. Массовое производство "Фордов" модели "Т" позволило преодолевать бескрайние американские просторы, не завися от расписания поездов: просто сел и поехал. Для американской женщины курение стало символом эмансипации, таким же, как голосование, вождение автомобиля и (необходимая для этого) короткая юбка.

В России, хотя женщины и не водили машин (если не считать Лили Брик), курение тоже стало символом прогресса и эмансипации. Моя мама рассказывает, что у них в ИФЛИ самые яркие и заметные девушки курили, это было престижно. Мама тоже хотела быть, как они, и несколько раз начинала, но так и не смогла - задыхалась от дыма.

Вторая мировая война беспрецедентно сблизила культурные ситуации Америки и России. В обеих странах была проведена тотальная мобилизация. Введена карточная система. Промышленность переведена на военные рельсы. В Америке частные предприятия были де-факто национализированы. В магазинах Нью-Йорка полки пустовали так же, как и в Москве. Практически все рабочие места были заняты женщинами. В этой ситуации и табак, и алкоголь стали не всегда доступной роскошью не только на фронте, но и в тылу. В известном смысле курение стало символом героизма. Сталин с трубкой и Черчилль с сигарой победили некурящего Гитлера.

В послевоенной Америке и табак, и алкоголь стали элементами истеблишмента. Эпоха хиппи противопоставила ему наркотики. Одетые в серые костюмы, коротко постриженные отцы держали в одной руке мартини, в другой сигарету (стиль, который бессознательно воспроизводит моя российская приятельница). Их длинноволосые дети в одной руке держали самокрутку с марихуаной, в другой - шприц с ЛСД. Война с наркотиками, которая вот уже столько лет безуспешно ведется в Америке, - это запоздалый ответ протестантов на эпоху хиппи.

Почему протестантское сознание обрушилось на курение, не трогает пьянства и, похоже, теряет интерес к войне с наркотиками? Не потому, что пьянство кажется им привлекательнее курения. Просто всем известно, что война с наркотиками провалилась, как некогда антиалкогольная кампания 1919-1933 годов. И та, и другая привели к падению нравственности и фантастическому обогащению бутлегеров и драг-дилеров. Нарушать закон стали практически все: в 20-е годы, покупая из-под полы запрещенный скотч, в 90-е - нелегальную марихуану. Для моралистского американского сознания это не прошло бесследно: американцы страдают национальным комплексом честности, который особенно проявился во время импичмента Клинтона, главным преступлением которого был не секс, а вранье по поводу секса.

Почему в России не привилась борьба с курением, в отличие от многих других американских увлечений? Возможно потому, что для поколения, травмированного американской выставкой 1959 года, сигареты Lucky strike были и остались частью "красивой жизни". Джинсы, диски и сигареты были главными товарами фарцовщиков 60-х. Кроме того, образ загнивающего капитализма был так основательно вбит в головы этого поколения и так хотелось, наконец, попасть в эту гниль, что совместить этот образ с аэробикой, спа (комплексом оздоровительных процедур) и запретом на курение было невозможно. Пожалуй, именно борьба с курением и была той точкой, с которой началось стремительное разочарование в Америке. Борьба с курением и культ здоровья и молодости, заставляющий и мужчин и женщин без конца поднимать гири и перетягивать кожу на лице, выдают страх смерти. Страх смерти не героичен, поэтому американцев перевели в разряд лохов.

Моя российская приятельница выкуривает три пачки в день и, как только ей отдадут права, будет носиться в пьяном виде по улицам Лос-Анджелеса в своем "Мерседесе". Ее поведение кажется ей героическим. Мне, пожалуй, тоже. Только я буду держаться подальше от нее и ее любимых маршрутов.


(Путеводитель по Лувру 30-х годов)


Пить, курить и воровать

Екатерина Корсунская

 

(врез к статье "Роман с никотином")

Настоящий мужик, Marlboro man, много лет скакавший по бескрайним рекламным просторам Америки, вдруг резко сдал. Три года назад на рекламных щитах в Калифорнии он стал жаловаться товарищу: "Мне плохо без легкого, Боб", или признавался коню: "Химиотерапия пугает меня, Скаут".

В Калифорнии борцы с курением уже полностью отвоевали рестораны - ни в одном не осталось мест для курящих. Кандидат в мэры Нью-Йорка Питер Валлоун счел, что его город не должен отставать от Западного побережья: в конце января он выступил с предложением не только запретить курение в ресторанах и барах города, но и отменить все существующие в них "курительные зоны". Нынешний мэр, Рудольф Джулиани, отнесся к проекту неодобрительно - мол, слишком много воли заберет себе правительство, получив возможность принимать решения за отдельного человека. Впрочем, известно, что мэр иногда любит выкурить трубку.

Повезло ему, между прочим, что не живет он в штате Мэриленд, в городе с буколическим названием Фрэндшип Хайтс (по-русски - Дружеская возвышенность), где в конце прошлого года был принят самый свирепый из существующих антиникотиновых законов, запрещающий курить даже на улицах! В Калифорнии на улице можно - но во всех общественных местах категорически запрещено.

Калифорнийские женщины курят заметно меньше, чем во всех других штатах, - и работники охраны здоровья приписывают это чудо телерекламе, которую запустили в 1997 году. Некая Дебби пытается объяснить зрителям, что она все никак не могла подавить в себе желания выкурить еще одну сигаретку. Но говорит она с трубкой в гортани - от курения у нее начался рак горла. С 1988 года Калифорния потратила на антитабачную рекламу и просвещение 836 млн. долларов, но, по подсчетам Центра медицинской профилактики и департамента здравоохранения штата, сэкономила три миллиарда на больничных расходах. Три года назад калифорнийские избиратели проголосовали за увеличение налога на сигареты на 50 центов с пачки - деньги пошли на широкую антитабачную пропаганду, в том числе среди детей. И с 1998 до 1999 года, например, курение среди подростков сократилось на 35%, и теперь меньше семи процентов калифорнийцев от 12 до 17 лет балуются сигаретами.

Но по стране цифры другие: каждый четвертый американский старшеклассник курит. Поэтому с маленькими детьми постоянно ведется работа, часто с помощью других детей, постарше. Моя знакомая нью-йоркская студентка в старших классах участвовала в такой программе: ходила к пятиклашкам объяснять, что не годится пить, курить и воровать. В школах города Нэшвила штата Теннесси раз в неделю проводится урок под названием "Посмей" - DARE (Drug Awareness Resistance Education, примерный перевод - "Как противостоять наркотикам"), где с детьми говорят о том, как "посметь" не поддаться давлению сверстников. И во всех старших классах страны есть урок "Здоровье" (Wellness), на котором, кроме уже упомянутых тем, обсуждаются еще и отношения между полами, и подростковые нравственные проблемы. Сами старшеклассники, впрочем, говорят, что все это совершенно не эффективно.

За последние восемь лет штаты Массачусетс, Аризона, Мэн и Орегон приняли программы, подобные калифорнийским. Реклама табачных изделий полностью запрещена на американском телевидении и в тех газетах и журналах, где велик процент молодых читателей.

Уже с середины 90-х годов уровень продажи сигарет стал падать на один-два процента в год, а в 99-м, когда табачные компании подняли цены примерно до трех долларов за пачку, торговля пошла резко вниз. Сегодня за такие деньги в больших американских городах можно купить только сигареты не главных брэндов - а пачка Marlboro, Winston или других сигарет этого класса стоит уже около пяти долларов. Не это ли самая эффективная форма борьбы - бить рублем, то есть долларом? Центр медицинской профилактики оценивает стоимость лечения заболеваний, вызванных курением, в 50 млрд. долларов в год, так что куда дешевле оказывается прополоскать мозги заранее. Исследования Массачусетского технологического института показали, что в одном этом штате антиникотиновые кампании снижают затраты на лечение на 85 млн. долларов ежегодно.

Правительство ведет настоящую войну с крупными табачными компаниями. Всерьез она началась в 1990 году, когда главой Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами стал Дэвид Кесслер, прослуживший в этом качестве целых семь лет и превративший эту прежде безобидную организацию в передовой отряд борцов за здоровый образ жизни. Его сотрудники приложили немало усилий, чтобы вынудить табачную промышленность признать никотин наркотиком, а сигареты - возбудителем рака. Сам Кесслер, по образованию детский врач, стал сейчас деканом Медицинской школы Йельского университета.

На табачные компании нападают все кому не лень - пресса их гнобит, разнообразные комитеты и учреждения с ними борются, рядовые граждане подают на них в суд. Один из главных антитабачных активистов Америки Патрик Рейнолдс, чей дедушка основал крупнейшую табачную компанию, выпускающую, в частности, Camel и Winston, считает, что "семейные" брэнды свели в могилу его отца, сводного брата и тетю, умерших от рака легких. И вот в 1986 году внук выступил в Конгрессе за запрещение всякой рекламы табачных изделий. Он помог провести в Конгрессе закон о запрещении курения на всех внутренних американских авиалиниях. В бесконечных лекциях, беседах и семинарах он разоблачает пороки своего семейного бизнеса. В 1988 году Всемирная организация здравоохранения при ООН отметила его усилия особой наградой.

Нельзя, конечно, сказать, что табачную промышленность совсем задавили. Она для этого слишком могущественна, у нее свои люди в Конгрессе, а сейчас и в Белом доме. Тем не менее в декабре Philip Morris объявила о начале собственной кампании, призванной отучить молодежь от курения, на которую намеревается потратить 100 млн. долларов. Ее главным хитом будет телевизионная реклама с лозунгом "Думай. Не кури".


Пустышка для взрослых

Борис Жуков


Любая отдельная кампания борьбы с подростковым или детским курением заведомо обречена на неудачу


(Фото: Макс Новиков)

О том, что "курить вредно" и "капля никотина убивает лошадь", знают все. Причем с детства. Тем не менее около 85 процентов сегодняшних семнадцатилетних (а на самом деле, возможно, и больше - цифра получена путем опроса, проведенного по заказу Общественного совета по проблеме подросткового курения, и какая-то часть ребят наверняка предпочла не сознаваться) знакомы со вкусом сигареты, около половины курят более или менее регулярно. Собственно, именно в подростковом возрасте и происходит приобщение человека к табаку: тот, кто не закурил до совершеннолетия, скорее всего, уже не закурит. Но таких очень мало - подавляющее большинство не в силах противостоять соблазну. Хотя соблазн тут весьма условен: начинающему курильщику приходится буквально приучать себя вдыхать дым - какое бы то ни было удовольствие приходит позже. Чего же ради они себя мучают?

"Тут прежде всего дело в особенностях этого возраста, - говорит психолог, сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Георгий Рубчев. - В это время человек как бы "вылупляется" из семьи, заявляет свои притязания. Все в этом возрасте очень хотят быть взрослыми - так, как они это понимают. А сигарета - это несомненный атрибут взрослости, причем легко демонстрируемый и, главное, самый доступный". Действительно, собственных, неподконтрольных родителям финансов у подростка, как правило, нет, престижные вещи сам он купить не может (а, например, машину ему бы и не продали, даже будь у него деньги). А сигареты - вот они, на каждом углу и вполне по карману.

Впрочем, по словам г-на Рубчева, дело не только в особенностях подростковой психологии. Сигарета - это вообще уникальное изобретение: своего рода пустышка для взрослых, компактное, дешевое и универсальное средство для затыкания любой психологической пустоты, замены всего, чего человеку в данный момент не хватает. Если человека попросить постоять или посидеть минут десять просто так, ничего не делая, - он измается, еле дождется конца. А с сигареткой? Совсем другое дело - не только не устал, но даже отдохнул, "снял напряжение" (хотя строгие физиологические исследования не обнаруживают у компонентов табачного дыма антистрессового действия). То же самое - проблема общения в незнакомой или малознакомой компании: закурили - и все барьеры снимаются, а если в разговоре и возникает пауза, то уже нет ощущения неловкости. Тлеющая палочка одинаково успешно помогает сосредотачиваться и расслабляться, выражать свои эмоции и сдерживать их, общаться с другими и не скучать наедине с собой... Другого столь же универсального и эффективного психологического инструмента, пожалуй, просто нет - и именно поэтому курение табака в считанные столетия завоевало весь мир, легко прививаясь у любого народа, сословия и культуры. И сегодня, когда разрушительное действие табака на организм человека уже не подлежит сомнению (даже крупнейшие производители табачных изделий признают, что для ряда опасных заболеваний курение - не "фактор риска", а непосредственная причина), ни правительства, ни общественные организации не ставят себе целью полностью искоренить курение. Свою задачу борцы с табаком видят в том, чтобы каждый человек мог выбирать, курить ему или нет, вполне осознавая, чем он заплатит за курение.

"Каждый человек вправе распоряжаться собственным здоровьем... Дети и подростки не должны курить именно потому, что не достигли возраста, когда могут принять это ответственное решение самостоятельно", - формулирует свою позицию Общественный совет по проблеме подросткового курения, созданный в прошлом году инициативной группой медиков, педагогов, менеджеров, рекламщиков и других специалистов. Возразить нечего: подростки и вообще не склонны воспринимать здоровье как ценность, а уж тем более, когда речь идет о болезнях вероятностно-статистических, к тому же в далеком (в психологическом масштабе подростка - бесконечно далеком) будущем. "Что там курение?! - восклицает Георгий Рубчев. - К нам в центр приводили подростков, подсевших на героин. Последствия этой зависимости однозначны и скоры, и у некоторых ребят уже имелись погибшие друзья. Так вот, наши пациенты никак не хотели видеть связь между их смертью и наркотиками. Такое впечатление, что у них на эту тему поставлен мощнейший психологический блок". Понятно, что ни о каком "ответственном выборе" на этой стадии развития личности не приходится и говорить.

Беда, однако, в том, что этот подход закрепляет статус курения как атрибута взрослости - по крайней мере в современном российском обществе, где некурящие взрослые до сих пор составляют ничтожное меньшинство (во всяком случае, среди мужчин), и "свободный выбор взрослого человека" почти однозначно предопределен. А это, как уже говорилось выше, само по себе создает сильнейшую мотивацию для подросткового курения. Процесс выглядит самоподдерживающимся: дети курят, следуя примеру взрослых, а взрослые - потому что подсели на табак в детстве. Некоторые наблюдатели даже расценивают активное участие крупнейших табачных корпораций в борьбе с подростковым курением как своего рода рекламную кампанию - долгосрочную, но эффективную (основные спонсоры деятельности Общественного совета - Philip Morris, British American Tobacco и другие производители табачных изделий; топ-менеджеры российских представительств некоторых из них входят в состав Совета).

Конечно, всерьез относиться к этому обвинению трудно. Общественное мнение всегда предвзято по отношению к крупным корпорациям, но то, что творится в последние годы вокруг проблемы "ответственности" табачных компаний за разрушение здоровья потребителей их продукции - предмет уже не социальной психологии, а психиатрии. Всегдашнее желание масс перенести на кого-нибудь ответственность за свои пороки и слабости совпало с реальной возможностью получить солидные компенсации, и производители сигарет оказались врагом человечества и воплощением зла. (Собственно, их поддержка борьбы с детским курением, ужесточения стандартов на сигареты и т. п. - это не что иное, как отчаянные попытки отделаться от невесть кем и за что поставленного на них клейма.) Хотя вроде бы все знают, что сначала человечество приобрело привычку курить, а уж потом возникли табачные компании - никак не наоборот. Что же до пресловутой рекламы, то и психологи, и маркетологи единодушно утверждают, что ее возможности "навязать" что-то потребителю весьма ограниченны. Она может побудить человека предпочесть "Петра I" "Золотой Яве" (или наоборот), но не в силах заставить некурящего закурить. И даже вряд ли подвигнет любителя "Беломора" или махорочных самокруток перейти на Marlboro lights.

Так что побуждения у Общественного совета, скорее всего, самые благородные, что, однако, не делает его работу более эффективной. Недаром его пресс-релизы охотно перечисляют направления деятельности, приложенные усилия, цифры охвата и не говорят ничего о достигнутых результатах. Конечно, Совет существует всего несколько месяцев (хотя кампании против подросткового курения известны в России уже около пяти лет - помните серию уличной рекламы "Курение? На это нет времени!"?). Однако рассмотрение сделанного и намеченного не внушает оптимизма и на будущее. Да, в Москве, например, в кампании за добровольный отказ продавцов продавать табак несовершеннолетним участвуют около шести тысяч торговых точек. Но не приходится думать, что это хоть как-то ограничило подросткам доступ к зелью. У любой станции метро стоят бабушки, готовые продать сигареты кому угодно. И даже если бы в кампанию удалось вовлечь всех продавцов до единого - неужели тут же не нашлись бы предприимчивые совершеннолетние, готовые удовлетворить потребности подрастающего поколения курильщиков за разумную наценку? То же самое произойдет и если Совет добьется законодательного закрепления этого запрета (пока что продажа табачных изделий несовершеннолетним запрещена лишь "Типовыми правилами торговли", которые в рыночной экономике могут носить сугубо рекомендательный характер). Большие надежды Общественный совет возлагает на серию социально-рекламных клипов с некурящими героями-подростками. Однако при всем профессионализме команды Филиппа Янковского эти ролики тоже вряд ли дадут заметный эффект. Об ограниченных возможностях рекламы по изменению массового поведения уже говорилось, но тут задача вовсе неподъемна: надо наглядно показать, как герой красиво и смачно не делает чего-то (в данном случае - не курит). Не говоря уж о том, что хотя в жизни подростки ориентируются прежде всего на мнение сверстников, но, глядя на экран, самоотождествляют себя с персонажами зрелого возраста.

В арсенале Совета есть еще школьная образовательная программа "Мой выбор", призванная научить ребят принимать осознанные решения и не следовать безоговорочно мнению компании и ее неформальных авторитетов. Такое умение ценно и полезно не только для выяснения отношений с табаком, но трудно поверить, что курс из 12 уроков избавит подростка от стадного чувства.

Любой профессиональный психолог или психотерапевт без труда объяснит, почему все подобные меры обречены на неэффективность. Но если спросить его, как же все-таки добиться, чтобы подростки не курили, он или начнет говорить что-то вроде "нужны исследования, нужен какой-то умный подход" и т. п., или честно ответит, что не знает. Потому что никакого способа справиться отдельно с подростковым курением нет в природе. Дети отвернутся от сигареты не раньше, чем это сделают взрослые.

Впрочем, заставить взрослого человека против его желания отказаться от сигареты тоже практически невозможно. "Когда наша методика не действует или уже после курса у пациента случается срыв, - говорит специалист по лечению никотиновой зависимости, сотрудник психологической студии "13.60" Римма Теперик, - мы уже так и знаем: это ему либо врачи велели бросать курить, либо жена запилила. А самому ему курить нравится. Бывает иногда, что человек уже в процессе лечения меняет отношение к курению, но пока он сам не захочет бросить - ничего не получится". Да, собственно, никто и не вправе требовать от взрослого человека, чтобы он отказался от своей привычки - слава богу, свободное общество.

Правда, идея "свободного общества" предполагает, что каждый делает, что хочет, но сам и платит за себя. Нынешний массовый отказ от табака в США начался не тогда, когда медики обнародовали ошеломляющие данные о влиянии табака на здоровье и продолжительность жизни. А тогда, когда страховые компании на основании этих данных ввели разные условия страхования для курящих и некурящих: тот, кто сознательно подвергает себя дополнительному риску, должен платить больше. При всех издержках и глупостях американской антитабачной моды она все-таки сумела разорвать замкнутый круг воспроизводства курильщиков: в сегодняшних США курить или не курить - действительно вопрос личного выбора.

Трудно сказать, пригодится ли России этот опыт. Но другого способа массового успешного наступления на курение пока не известно.


Последней крупной победой табака стало завоевание женской половины общества. Победа оказалась пирровой: курение перестало быть атрибутом мужественности, отчего некурящие почувствовали себя увереннее и впоследствии перешли в наступление. (Фото: Павел Горшков)


Выигрывает тот, кто умеет считать

Елена Груева

 

(врез к статье "Пустышка для взрослых")

Всемирная организация здравоохранения объявила войну курению, а вместе с ним производителям табачных изделий и торговцам ими. В октябре 2000 года в Женеве ВОЗ организовала дебаты, в ходе которых предполагалось сформировать новый международный антитабачный союз. Его основной целью должно было стать формирование общественного давления на правительства всех стран, чтобы те: не позволяли размещать на своих территориях табачные производства; запретили всякую рекламу, спонсорство и маркетинг табака; вели жесткую контррекламу; организовывали контроль за курением в общественных местах; контроль за контрабандой; поощряли расширение доступа к эффективным средствам борьбы с этой привычкой; вкладывали деньги в социальные программы, поддерживающие некурящих и т.д.

На встречу в Женеве были приглашены делегации из 191 страны, являющихся членами ВОЗ. Поначалу предполагалось не давать слово в дебатах производителям табачных изделий, и им не были разосланы приглашения. Но табачные корпорации, такие как Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco, по всем странам разослали своих гонцов, которые напомнили разным правительствам о том, сколько доходов те получают от табака. Они настоятельно просили включить табачных лоббистов в состав национальной делегации. Японию и уговаривать особенно не пришлось, так как Japan Tobacco принадлежит министерству финансов. За Китай стоило побороться, так как там проживает треть всех мировых курильщиков. British American Tobacсo, имеющая в Китае совместное производство, представила правительству страны конкретные суммы выплаченных налогов, потеря которых в будущем может серьезно подорвать китайскую экономику. В результате ее представитель вошел в делегацию. Philip Morris уговорил Ливан, где доходы от табачной рекламы (порядка 500 млн. долларов США) составляют существенную часть бюджета. Индонезия тоже легко вошла в положение табачных корпораций. Таким образом блокада была прорвана и те, кто делает на курении бизнес, были солидно представлены на дебатах против курения.

Позицию ВОЗ сформулировала ее генеральный директор Гру Харлем Брундтланд: "Существует непреложная реальность, о которой необходимо помнить, - табак остается единственным легальным потребительским изделием, которое убивает половину своих постоянных потребителей. Есть четыре направления деятельности для снижения ущерба, который наносит здоровью табак. Во-первых, принимать меры для предотвращения появления у молодежи и некурящих пагубной привычки. Во-вторых, поощрять и поддерживать тех курильщиков, которые готовы бросить курить. В-третьих, прекратить подвергать некурящих, включая нерожденных детей, воздействию табачного дыма. И в-четвертых, снижать уровни вредных веществ в табачных изделиях".

Табачники с удовольствием подхватили предложенные тезисы и заявили, что они готовы к конструктивному сотрудничеству, тем более что сами финансируют многие программы по борьбе с подростковым курением, неустанно ведут научные разработки новых сигарет со сниженным содержанием вредных смол и никотина и даже вовсе безвредных сигарет. Они против вреда, но за свободу выбора. Д-р Крис Проктор, руководитель отдела по вопросам научных исследований и нормативного регулирования British American Tobacco, констатировал: "Миллиарды взрослых людей делают выбор в пользу курения. Вполне разумно и уместно попросить правительства учесть мнение людей. Правительство каждой конкретной страны должно самостоятельно определить, какое решение в наибольшей степени удовлетворяет интересы его граждан. Главное - предоставить каждому государству право на самоопределение". Короче, ВОЗ может помогать людям методичками о здоровом образе жизни, а законы должны принимать те, кто реально решает проблемы налогов и трудоустройства.


Группа иска

Елена Груева


Управление делами президента России оценивает здоровье российских курильщиков в американских долларах


(Фото: AP)

Кажется, можно расслабиться и не следить за ценами на нефть - наше правительство нашло другой постоянный источник валютных поступлений. И все благодаря главному достижению демократии - независимой судебной системе. Еще 25 августа 2000 года глава Управления делами президента г-н Кожин вышел на международную арену и лично подал иск в окружной суд штата Флорида на 20 американских табачных компаний за то, что они потравили никотином российский народ. Американский адвокат Барри Л. Мэдоу подтвердил "Итогам&



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: