ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА КУРСА




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада занимает важное место в развитии детей. И помогает сделать первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» общеинтеллектуального направления, составлена на основе ФГОС ООО, примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС ООО с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей. – М.: Издательство РОСТ книга, 2014 г.

 

Основная цель курса "Эрудит": развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка, развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

 

Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение основной цели:

1. формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

2. развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

3. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

4. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

5. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА КУРСА

Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют развитию умственных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге -достижению хороших результатов в учёбе.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают следующие аспекты разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие коммуникативных навыков. Формирование мотивации на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование ценностного отношения к национальным ценностям, природе.

Принципы построения программы:

- личностно-ориентированный подход;

- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

- развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания

o учащихся;

- свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;

- системность, последовательность, преемственность в обучении;

- наглядность;

- доступность;

- сотрудничество и ответственность;

- сознательное усвоение материала;

- занимательность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: