Какой принцип дидактики определяет выбор методов воздействия на учащихся?




СИТУАЦИЯ 7.Два ученика не выполнили домашнее задание. Первый до урока подошел к учителю, сам сказал ему о невыполненной по определенной причине работе и пообещал сегодня же все сделать. Другой скрыл от педагога свой проступок: то, что он не выполнил работу, обнаружилось лишь при проверке задания.

Выскажете свое суждение о возможных действиях учителя по отношению к ученикам, нарушившим учебную дисциплину.

Какой принцип дидактики определяет выбор методов воздействия на учащихся?

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации детей,таr же у воторого ребенка может можеть быть педагогическая запущеность.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- затруднение в выполнении домашней работы из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно, данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения домашнего задания

- ученик отрицательно относится к учителю или к предмету, по которому не приносит домашнее задание;

- возможен конфликт с учителем;

- сложные обстоятельства в семье;

Важнм является соблюдения принципа доступности дидактики.Он требует, строительство обучения на уровне реальных возможностей учащихся, для исключения интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Слишком усложнённое содержание понижает мотивационный настрой на учение, ослабевают волевые усилия, и снижается работоспособность. Необходимо найти правильный уровень сложности. Так как при слишком упрощённом содержании обучения пропадает интерес к учению, снижается его развивающее влияние. Важно, чтобы, оставаясь доступным, обучение одновременно требовало определённых усилий и вело к личностному развитию.

Рассмотрим несколько способов решения:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученика и продолжение работы с той частью класса, которая сделала домашнее задание.

Запугивание ученика тем, что за каждое невыполненное домашнее задание будет стоять отметка два.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

1. Следует постараться создать комфортную обстановку, чтобы у ученика не возникало желания сразу сбежать от своей проблемы, и ученик не видел в учителе человека, который только что-то требует, но ничем не помогает.Можно не делать акцент на уроке почему он не сделал,а выяснить после занятий причину,и если учени к не усваивает материал,то помочь ему с этим.

2. Для того, чтобы быстро ученик осовил материал и заинтерисовался можно предложить ученику альтернативное задание для домашней работы, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному домашнему заданию. Ему предлагается оценить ответы учеников, но чтобы оценить задание, он должен сам выполнить данное домашнее задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением домашнего задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно,. И он подает плохой пример своим товарищам.

 

 

СИТУАЦИЯ 8.Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Мальчик способный, материал схватывает, что называется, «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел материал, вероятнее всего, на перемене. Однако, ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Оценка «пять». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. «Слабый ответ», -констатирует учитель, -«больше тройки поставить нельзя».
Проанализируйте приведенные ситуации.
Можно ли подойти к оценке по-иному?
Взвесьте, сколько труда, усилий и времени затратили эти два ученика на подготовку к уроку.
Какие функции выполняет оценка в учебном процессе?

Способ восприятия информации, является универсальным учебным умением, применяемым и в обучении, и в жизни. Уже в начальной школе мы закладываем основы практических знаний и умений, которые помогут ребёнку найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и двигательный информационный канал. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории.

Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: т. е люди подразделяются навизуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов(двигательный).

Одним легче выразить себя в слове, и выражают информацию с помощью схем и таблиц.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у учащихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студенток и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Оценки в обучении выполняют следующие функции:

- обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

- воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

- ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

- стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

- диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

- формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования;

- мощный мотив учебной деятельности учащихся;

- изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся.


Думаю в данной ситуации можно было оценить ученика по другому,дать ему более высокую оценку.Можно как вариант предложить ученику по другому показать свою готовонсть.

 

СИТУАЦИЯ 9.Марина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, Вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!»
Какие приемы для коррекции поведения детей рекомендуете учителю начальных классов в целях предупреждения такого явления, как ябедничество?

 

В младших классах дети нередко жалуются учителю. Одни делают это чаще, другие – реже. Происходит это по разным причинам: в поисках защиты и торжества справедливости, с целью предотвратить возможные негативные последствия чего-либо или сознательно хотят навредить кому-либо из своих сверстников. В каждом случае информация, сообщаемая учителю, по своему целевому назначению будет различной: в первом случае это жалоба, во втором и третьем – донос или ябедничество.

Тем не менее в данной ситуации доносительство детей оправдывает себя: если кому-либо или чему-либо грозит серьезная опасность (игры с спичками, незнакомыми предметами).С раннего детства в семье и играя со сверстниками ребенок учится жить по определенным правилам. Придя в школу, он много знает о том, что ему можно делать, а чего не следует, потому что это «плохо», «некрасиво», «приносит вред ему, окружающей его природе и людям». К сожалению, часть детей, зная о правилах, игнорирует их. Однако большинство младших школьников еще не только стремятся сами к жизни по правилам, но и требуют этого от всех детей. Если ребенок видит, что кто-то нарушает правила, а он сам не может этому воспрепятствовать, то обращается к учителюЕму надо получить подтверждение того, что действительно так поступать нехорошо, что цветы с клумбы рвать нельзя. По отношению же к своему сверстнику он выступает как доносчик, ябеда. При этом, не осознавая своей позиции по отношению к сверстникам, он думает только о необходимости строго соблюдать правила, о которых узнал от учителя или от родителей. Ребенок хочет приблизиться к учителю, понравиться ему, стать его союзником, помочь ему добиться того, чтобы все дети соблюдали правила поведения и моральные нормы. Одновременно с желанием видеть своих товарищей законопослушными такой ребенок старается вести себя правильно. Он контролирует и оценивает свои поступки, учится быть справедливым и жить по правилам. Порой маленький человек, донося взрослым о том, что его сверстник совершает неправильные действия, занимает наступательную позицию, осуждает, требует наказания, а не только соблюдения правила.

 

Давайте выделим педагогические задачи, которые предстоит решить учителю:

· сохранить доброжелательный стиль общения с учеником.

· Понять мотив жалобы ученика

· Предавтратить пагубные привычи учеников

· Провести работ по формированию дружелюбных отношений между учениками

Решения этих педагогических задач:

Учителю важно направить деятельность детей на становление дружбы и умению сотрудничать с другими детьми для достижения общей цели, когда ребенок сможет принимать ответственности на себя, ограничивать свои желания ради общего дела.

Формы работы могут быть самими разными: классные часы, тренинги, уроки литературного чтения, где изучаются книги о дружбе, совместные мини-проекты, уроки окружающего мира о том, какие опасности есть в школе и к кому можно обратиться за помощью, и, конечно, личные беседы с детьми. Стоит провести родительское собрание с темой о ябедничестве, где договориться с родителями о едином правиле: «Без ябед», чтобы требования со стороны семьи и школы были едиными.

Нужно понимать разницу между ябедничеством, когда ребенок хочет досадить другому ребенку и сделать ему неприятность, и важным сообщением, когда ребенок сообщает о ситуациях, которые могут привести к трагедии. И эту разницу нужно объяснить ребенку: дети должны сообщать взрослым, что кто-то в опасности, поранился т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: