Введение
Значение автомобильного транспорта.
Значение ТО и ремонта.
Цель курсового проекта является рассмотреть вариант совершенствования организации…
Задачи.
Для достижения данной цели в курсовом проекте необходимо решить следующие задачи.
Рассчитать производственную программу по ТО в том числе периодичность ТО и ремонта, число технических воздействий на один автомобиль,
КТГ – коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка и годовой пробег автомобилей. Рассчитать годовой объем работы и численность рабочих, годовой объем работ по ТО. Рассчитать (разработать) вопросы организации работ по ТО и ТР. Подобрать необходимое технологическое оборудование для участка, произвести его расстановку в соответствии с технологическим процессом ремонта. Рассмотреть вопросы организации охраны труда при проведении работ.
1. Исследовательский раздел.
Предприятие расположено в городе Нижневартовске, в холодной климатической зоне, основной деятельностью предприятия является доставка грузов предприятиям города и населению.
Для этого на балансе предприятий имеется 75 автомобилей марки КамАЗ-5320.
Количественный состав автопарка представлен в таблице № 1. И прогнозируемое число капитальных ремонтов (КР).
Пробег с начала эксплуатации в долях от Lкр | КамАЗ-5320 | |
Количество единиц | Прогнозируемое количество КР | |
Менее 0,5 0,5-0,75 0,75-1,0 Свыше 1,0 | - - | |
Всего |
Условия эксплуатации подвижного состава средний суточный пробег, км-175
Категория условий эксплуатации – 3
Количество рабочих дней в году, дней – 305
Средняя продолжительность работы автомобиля на линии, часов – 10.
|
Время начала и конца выхода автомобилей на линию – 7:00 – 8:00
Для поддержания автомобилей в исправном состоянии, в состав АТП входят ремонтно- механические мастерские.
Характеристику проектируемого участка
Технологический раздел.
Расчет производственной программы по ТО
Производственная программа АТП по ТО характеризуется числом технического обслуживания планируемых на определенный период времени (год, сутки).
Сезонное техническое обслуживание производимое 2 раза в год как правило совмещается с ТО-2 и как отдельный вид планируемого обслуживания, при определении производственной программы не учитывается.
2.1
Для ТР, выполняемого по потребности, число воздействия не определяется. Планирование простоев подвижного состава и объем работ по ТР производится исходя из соответствующих удельных нормативов на 1000 километров пробега.
Годовую программу производства ТО и ремонта при проектировании и планировании рассчитывают обычно аналитически за цикл. При этом под циклом понимается пробег с часами эксплуатации нового или капитально-отремонтированного автомобиля до его КР.
Цикловой метод расчета производственной программы предусматривает выбор и корректировки периодичности ТО-1; ТО-2 и пробега до КР для подвижного состава, проектированным АТП расчет числа ТО и КР на автомобилях за цикл, т.е не пробег до КР расчет коэффициента перехода от цикла к году и на его основе пересчет полученных значений числа ТО и КР за цикл на один автомобиль и весь парк (или группа однотипных автомобилей) за год.
При разнотипном парке расчет программы ведется по группам одно марочного состава в которой включается модели и модификации близкие по нормативам периодичностью и трудоемкостью ТО и ТР. Учитывая что ТО автопоездов обычно проводится без расцепки тягача и прицепа, расчет производственной программы для автопоездов производится как для целой единицы подвижного состава.
|
2.1.1
Периодичность ТО и ремонта
По ТО и ремонту подвижного состава автотранспортных средств установлены нормативные значения пробегов подвижного состава до КР и периодичности ТО-1 и ТО-2 для наиболее типичных условий, а именно: первой категории условии эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического пояса с умеренной агрессивностью окружающей среды. Для конкретного АТП эти условия могут изменяться, поэтому в общем случае нормативные пробеги Lк автомобиля до КР и периодичность ТО-1 и ТО-2 определяем с помощью коэффициента по формулам
[4, формула 15,1];
(ТО)
(ТО)
(КР)
Где нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2
[7, таблица 2.1]; км
– нормативный пробег автомобиля до КР
[7, таблица 2.1]; км
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации.
[7, таблица 2.8]; км
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы.
[7, таблица 2.10]; км
Согласно таблиц для расчетов принимаем
= 4000
= 12000
= 3000000
= 0.8
=1.0
= 0.9
= 0.8
4000*0.8*0.9 = 2880
12000*0.8*0.9 = 8640
3000000*0.8*1.0*0.8 = 192000
Для удобства последних расчетов значении пробегов между отдельными видами ТО и ремонта должны быть скорректированными со среднесуточным пробегом.
|
Корректировки заключаются в подборе числовых значений периодичности пробегов в км. для каждого вида ТО и ремонта кратных между собой и среднесуточному пробегу и близких по своей величине к установленным нормативам с последующим округлением до сотых км.
Скорректированные со среднесуточным пробегом периодичность ТО и пробег до КР
175
2880
8640
8700 х 22 = 191400
= 1515
190х15 =2850 =2900
2900х3 = 8700
2.1.2
Число техничных воздействий на один автомобиль за цикл.
Число техничных воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега автомобилей к пробегу до данного вида воздействий.
Число КР (), ТО-2 () и ТО-1 () за цикл на один автомобиль можно представить в следующем виде [4, формула 15,2]
= = = 1
= = 1 = 21
=
2.1.3
Коэффициент техничной готовности автомобиля.
коэффициент технической готовности оценивает техническое состояние парка автомобилей и зависит от простоя подвижного состава ТО, ТР и их ожидания, а также от времени изъятия автомобиля из эксплуатации для проведения КР.
В действующих нормативных документах по организации ТО и ремонта максимальные простои ТО и ТР регламентированы, а в КР установлено количество дней на один ремонт.
На продолжительность простоя ТО и ТР наибольшее влияние оказывает тип автомобиля и на пробег с начала эксплуатации.
по действующим нормам выделяют 4 группы автомобилей пробег с начала эксплуатации которых составляет до нормативного пробега (до 1 КР)
<0.5; 0.5 – 0.75; 0.75-1.0>1.0
Каждая часть списочного состава парка подвижного состава, входящих в одну «возрастную» группу имеет свой уровень КТГ – коэффициент технической готовности автомобиля для которого i-й «возрастной» группы рассчитывается по формулам
[3, формула 10.10]
где - КТГ – рассчитаны по простоям ТО и КР
- КТГ рассчитаны по простоям КР
Величину коэффициента рассчитывают из выражения [3, формула 10.9]
где среднесуточный пробег, км
– скорректированные значения продолжительности простоя подвижного состава ТО и ТР дней/1000 км
где - нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР дней/1000км
[7 таблица 2,6]
коэффициент корректированной продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонта в зависимости от пробега с эксплуатации [7 таблица 2.11]
Согласно таблицы принимаем значение
Определяем i-й «возрастной»
Величину коэффициента определяется из выражения [3, формула 10,11]
где продолжительность простоя автомобиля в одном КР с учетом транспортировки на АТП, дней [7 таблица 2.6]
- количество рабочих дней подвижного состава в АТП в году, дней по значению
коэффициент вероятности направления автомобилей определенной i-й «возрастной» группы в КР
где нормативная продолжительность простоя автомобиля в КР на АРП, дней
- время, затрачиваемое на транспортировку автомобиля в КР, дней
Зависит от расстоянии между АТП и АРП и времени на оформление и сдачу в ремонт автомобиля. При отсутствии фактических данных это время ориентировочно принимается равным 10-20% от
Для расчетов принимаем = 22 дня
принимаем = 2 дня продолжительность простоя = 22+2=24
Коэффициент определяем по формуле
где – ожидаемое количество КР автомобиля в i-й «возрастной» группе
- списочное количество автомобилей в i-й «возрастной» группе.
Учитывая данные определяем по каждой i-й «возрастной» группе автомобиля.
КТГ по простою в КР по каждой i-й «возрастной» группе автомобиля.
Общий КТГ по каждой i-й «возрастной» группе.
Общий КТГ автомобилей по АТП определяем по формуле [3, формула 10,13]
H∑I=1
где - часть списочного состава парка автомобилей в i-й «возрастной» группе.
Общий КТГ автомобилей по АТП
= 0,9
По результатам расчетов составляем таблицу №2
Расчет КТГ парка по АТП
Марка автомобиля | Показатели | Пробег с начала эксплуатации | По АТП | ||||||
>0.5 | 0.5-0.75 | 0.75-1.0 | >1.0 | ||||||
КамАЗ 5320 | Списочное количество автомобилей | ||||||||
Часть списочного состава парка в группе | 0,067 | 0,2 | 0,467 | 0,267 | |||||
Годовое количество КР | |||||||||
Вероятность КР в текущем году | 0,26 | 0,55 | |||||||
КТГ рассчитан по простоям КР ТО и ТР Суммарный | 1,000 0,943 | 1,000 0,919 | 0,98 0,887 | 0,96 | |||||
2.1.4
Коэффициент использования автомобилей определяется из выражения [3,с 184]
Где - количество рабочих дней в году подвижного состава АТП, дней.
- расчетный коэффициент технической готовности парка
- коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по эксплуатационным причинам (при отсутствии данных = 0,95-0,97)
Принимаем = 0,95
2.1.5
Годовой пробег автомобиля определяется по формуле
= 365*0.7*175 = 44700
2.1.6
Коэффициент перехода от цикла к году.
Число ТО-1 и ТО-2 на весь парк автомобилей за год.
Коэффициент перехода от цикла к году определяется по формуле [4,формула 15.10]
= = 0,15
Количество ТО-1 и ТО-2 на один автомобиль и весь парк [4, формула 15,12]
=
=
2.2
Годовой объем работ и численность производственных рабочих.
Годовой объем работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объемы работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию предприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочих, производственных зон и участков.
Расчет годовых объемов работ ЕО, ТО-1 и ТО-2 производятся исходя из годовой производственной программы данного вида обслуживания и его трудоемкости. Годовой объем ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоемкости на 1000 км пробега.
Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого АТП устанавливают нормативную трудоемкость ТО и ТР в соответствии с положением, а затем корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.
Нормативы ЕО включают только трудоемкость уборочно-моечных работ, а другие работы ЕО (заправочные, контрольно-осмотровые, проверка технического состояния автомобиля) производится водителем за счет подготовительно-заключительного времени и механиком КТП. Уборочно-моечные работы производятся по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида подвижного состава. При проектировании в расчетах обычно принимают, что уборочно-моечные работы проводятся при каждом ЕО. Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 предусматривают выполнение только перечня регламентированных работ. Однако на базе анализа и достаточного количества достоверных данных по АТП с целью снижения простоя автомобилей в ТО-1 и ТО-2 могут включаться дополнительно отдельные виды работ текущего ремонта, регулярно выполняемые при соответствующим ТО. Эти работы включают в объем ТО и выполняют в качестве профилактических (сопутствующего ремонта) работ.
Суммарная трудоемкость операции сопутствующего ремонта не должна превышать 15-20 % от трудоемкости соответствующего вида ТО. Соответственно трудоемкость ТР по АТП, выполняемые на постах зоны ТР, не должна учитывать те объемы работ которые выполняются совместно с операциями технического обслуживания. При ТО-2 возникает необходимость в снятии отдельных приборов и узлов для устранений неисправностей и контроля на специальных стендах производственных участков. Поэтому выполнение 90-95% объема работ ТО-2 планируется на постах, а 5-10% на производственных участках. В основном это работы по системе питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные. При проектировании, этот объем работ распределяется равномерно по соответствующим участкам.
Диагностирование подвижного состава на АТП может производиться отдельного или совмещаться с ТО и ТР.
На АТП числом автотранспорта до 150 и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащенным комбинированным стендом.
На АТП с числом автомобилей 150-400 рекомендуется посты Д-1 и Д-2 иметь разделенными. Для крупногабаритных автомобилей, а также при организации ТО-1 на поточных линиях Д-1 целесообразно проводить совместно с ТО-1.
Для АТП с числом автомобилей более 400 рекомендуется проводить Д-1 и Д-2 на отдельных специализированных постах. При этом помимо постов Д-1 и Д-2 необходимо иметь средства диагностирования в зоне ТР (стенды для испытания и регулировки тормозов, углов установки управляемых колес). Также на постах диагностики рекомендуется проводить регулировочные работы.
Учитывая выше изложенное при организации диагностирования Д-1 и Д-2 на отдельных постах, для последующих расчетов постов ТО и ТР необходимо скорректировать годовые объемы работ по ТО и ТР. Для этого из годовых объемов работ ТО-1 и ТО-2, а также из годового объема постовых работ текущего ремонта, определенного в результате его распределения по видам работ следует исключить объемы диагностических и часть регулировочных работ. При совмещении диагностирования Д-1 с ТО-1 годовой объем работ ТО-1 и соответственно трудоемкость ТО-1 не корректируется.
2.2.1
Годовой объем работ по ТО.
Трудоемкость То-1 определяется по формуле
Где скорректированная трудоемкость ТО-1 при выполнении регламентированных работ, чел/ч.
трудоемкость работ сопутствующего ремонта при проведении ТО-1, чел/ч.
Трудоемкость регламентированных работ при проведении ТО-1 [4, формула 15,21]
Где нормативная трудоемкость ТО-1
Чел.час [7, таблица 2,9]
коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы [7, таблица 2,12]
коэффициент корректирования трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и регламентируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава [7, таблица 2,15]
Согласно таблиц принимаем значения
Трудоемкость сопутствующего ремонта
Где доля сопутствующего ТР при выполнении ТО-1. Для расчетов принимаем
= 15-20%
Трудоемкость ТО-2 определяется по формуле
Где скорректированная трудоемкость регламентированных работ ТО-2
- трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-2
Трудоемкость регламентированных работ ТО-2
(26)
Согласно таблиц принимаем
= 8,73 чел/ч
= 8,73*1*1,15=10
= 10+2 = 12
Суточная программа ТО-1 и ТО-2
= 495/305 = 1,6
= 240/305 = 0,8
Годовой объем по ТО-1 определяется по формуле [6 с.41]
Годовой объем работ ТО-2 по маркам подвижного состава.
=240*12=2880
Технологически необходимое и штатное количество рабочих для зоны ТО-1
= 1279,2/2015 = 1
= 1279,2/1658 =1
Технологически необходимое и штатное для зоны ТО-2
= 2880/2015 = 1
= 2880/1658 = 2
Наименование показателя | Условное обозначение | Единица измерения | Величина | |
Расчетная | Принятая | |||
1. Годовая | ∑ | Чел/ч |
2.3.4
Число ТО-1, ТО-2
Число постов обслуживания
[ 6. с 55]
Где – так поста, мин
ритм производства
Ритм производства это время приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуживаемых автомобилей из данной зоны.
Ритм производства [6, с.54]
Где продолжительность смены
С- число смен
– суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО.
Такт поста представляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост. Такт поста [ 6. с 55]
Где трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту чел
– время затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезде с поста, мин. Принимаем = 3 мин[ 6. с 54]
– Число рабочих, одновременно работающих на посту [4, таблица 15,4]
3. Организационный раздел
Технологический процесс ТО и ремонта на АТП.
Под технологическим процессом понимается определенная последовательность работ или операций, выполняемая в соответствии с технологическими требованиями.
При осуществлении технологического процесса ТО и ТР автомобиля производятся работы, направленные на поддержания технического состояния автомобиля на заданном уровне.
Рациональная последовательность выполнения работ обеспечивается технической документацией в виде технологических карт, заводских инструкции, технических условий и т.п. Технологический процесс ТО и ТР осуществляется на рабочих постах, то есть участке производственной площади оснащенной необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, предназначенным для размещения автомобиля (в некоторых случаях) и выполнения одной или нескольких однородных работ.
Работу зон ТО и ТР организуют таким образом, чтобы уменьшить простои подвижного состава в неисправном состоянии и в ожидании технических воздействии. В этом случае используется общепринятая схема технологического процесса ТО и ремонта автомобилей представленная на рисунке №1
Одной из основных зон АТП является зона хранения подвижного состава. В этой зоне подвижной состав хранится в меж сменное время и здесь же водители ежедневно проводят подготовку автомобилей к работе на линии. К этой же зоне относится и КТП через которую водителя выезжают на линию и возвращаются. На КТП дежурные механики проверяют документы на право выезда, въезда, контролируют техническое состояние подвижного состава.
Следующим основным подразделением технической службы АТП является комплексный участок ТО и ТР автомобилей. Эти подразделения оборудуют рабочими постами для размещения автомобилей. В зону ТО и ТР автомобили как правило поступают после зоны ЕО. Участок ТО подразделяют на зоны Д-1 и углубленной Д-2 диагностики. Посты зоны ТР оборудованы в основном для проведения разборочно-сборочных работ. В целях выявления неисправностей и проверки качества ремонта может применяться диагностическое оборудование, которое концентрируется на постах ремонтной диагностики (контроль качества ТО и ТР)
Дальнейшая специализация постов и ТР производятся таким образом чтобы уменьшить простой подвижного состава. Потери линейного времени снижают назначением режима работы зоны УМР. ТО-1 в меж сменное время, остальные участки работают совместно с зоной ТО-2 и ТР. Производственные подразделения (агрегатное, электротехническое, кузнечно-рессорное и т.д.) производят ремонт узлов и агрегатов снятых с автомобиля в зоне ТР.
Наименование оборудования | Тип модель | Количество | Размер в плане мм *мм | Площадь | Установленная мощность, кВт | ||
Единицы | Общая | Единицы | Общая | ||||
Площадь участка рассчитывают по площади занимаемой оборудованием и коэффициент плотности его расстановки. Площадь участка [6,с.77]
- п лощадь горизонтальной проекции автомобиля,
количество постов в зоне ТР [2, Приложение 24]
суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования, расположенной на площади, занятой постами и линиями,
- коэффициент плотности расстановки постов и оборудования [2, таблица 4,61]
= 4
= L x b = 7.43*25=18.6,
Расчет освещения и вентиляции.
Расчет естественного освещения сводится к определению числа окон при боковом освещении и ф… при верхним освещении.
Световая площадь оконных (световых) проемов участка. [14, с.167]
Где площадь участка пола,
а – световой коэффициент. Принимаем а=0.25 [ 9, приложение 12, таблица 1]
Световая площадь окон.
Принимаем окно с размером сторон … с общей световой площадью …
Общая световая мощность ламп [9, с.168]
норма расхода электроэнергии, Вт/
укрупненных расчетах принимают R = 15-20 Вт/ [ 9, приложение 12, таблица 2]
При помощи ламп 200 Вт, количество светильников составит
= светильника
=
вентиляции определяют необходимый воздухообмен, подбивают вентилятор и электродвигатель. Исходя из объема помещения и кратность обмена воздуха, производительность вентилятора определяется [9,с.170]
Где объем участка,
- кратность объема воздуха. Принимаем K=4 [ 9, приложение 12, таблица 2]
объем участка составляет
= *6 =
Производительность вентилятора
W = х 4 =
Подбираем вентилятор в количестве … шт [ 9, приложение 12, таблица 3]
Мощность электродвигателя вентилятора [9,с.175]
кВт
давление вентилятора (Па)
- КПД вентилятора
- КПД подачи ( = 0.8)
Подбираем электродвигатель мощностью с частотой вращения типа