Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры
1.1 Сущность воспитания патриотических чувств
1.2 Значение урока и внеклассной работы в деле воспитания подрастающего поколения
Выводы по I главе
Глава 2. Практические аспекты воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры
2.1 Включение патриотического воспитания младших школьников на традициях народной культуры в учебный процесс
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Введение
Актуальность. Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно только в результате усилий ответственных и дееспособных людей, которые любят свою Родину, способны отстаивать её интересы, заботятся о ней. Воспитание гражданина-патриота сегодня является залогом гарантированного будущего именно для всего российского общества.
В то же время современную ситуацию часто оценивают как нестабильную. Это связано с немаловажным преобразованием жизненных стратегий и ценностных ориентаций большей части сегодняшней молодёжи, которая отчуждена от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, у нее отсутствуют чёткие перспективы в воспитании личности. Западная культура оказала влияние на переоценку духовных и нравственных ценностей, которые присущи определённой группе детей, молодым гражданам. Сила отрицательного влияния, которая исходит от Интернета, телевидения, безграничного моря аудио- и видеопродукции, которыми большую часть времени пользуется ребенок, в немало раз превосходит влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку - взрослому и молодому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что были навязаны ему извне. И как результат - возросло пьянство, наркомания, детская преступность, повысилось число отказов от службы в Вооруженных Силах.
|
Значительный жизнеутверждающий потенциал, предоставляемый научным и методическим обеспечением патриотического воспитания нам доступен благодаря исследованиям этнопедагогики. Работы таких авторов как В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградова Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.З. Измайлов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе, В.К. Шаповалов и др. раскрывают многообразие различных культур, богатство воспитательных средств изобразительного и устного фольклора, обрядов, ритуалов, традиций.
При этом необходимо особо отметить важность как можно более быстрого включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, ее надо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками важно учитывать психолого-возрастные особенности и возможности. Эмоциональность и впечатлительность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, стремление занять социально значимую позицию, высокий авторитет учителя, ориентация на социальные нормы - благодаря этим и другим особенностям создается благоприятная почва, чтобы вырастить устойчивые патриотические чувства в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечено исследователями, именно этому возрасту характерно пробуждение "живого внимания", интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры. Все вышеизложенное и подтверждает актуальность темы курсовой работы.
|
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: воспитание патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры.
Цель курсовой работы: изучить возможность использования традиций народной культуры для воспитания патриотических чувств младших школьников. воспитание патриотический школьник урок
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. Изучить сущность воспитания патриотических чувств.
. Оценить значение урока и внеклассной работы в деле воспитания подрастающего поколения.
. Провести анализ приемов и способов воспитания патриотических чувств младших школьников.
Гипотеза: традиции народной культуры помогают в воспитании патриотических чувств младших школьников.
Теоретическую основу исследования составили работы российских педагогов и психологов по исследуемой проблеме. Методологической основой работы является системный подход, а также логический метод, индукция, анализ литературы. Информационной базой служили монографии, статьи в научных и специальных журналах, публикации в Интернете.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
|
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры
1.1 Сущность воспитания патриотических чувств.
Современное понимание патриотизма можно охарактеризовать как многовариантное, разнообразное и неоднозначное. Во многом это можно объяснить проблематичной природой этого явления, многоаспектностью его многообразия и содержания форм проявления. Помимо того, проблему патриотизма рассматривали различные исследователи в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от применения разных сфер знаний и т.п.
Применение термина "патриотизм" характерно не только для научно-исследовательской литературы, но и для дискуссий, выступлений, статей, предвыборных программ политиков и политических движений, партий, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина крайне велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Существует такое явление как лжепатриотизм, который характеризуется спекулятивными воззрениями на почве патриотизма, проявляется в разных формах. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.
Достаточно полно можно раскрыть содержание этого понятия используя данное в монографии И.Е. Кравцова: "Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному государственному и общественному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости". [4, c. 123]
И.Ф. Харламовым рассматривается патриотизм как взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, которая включает в себя любовь к Родине, активный труд на благо Родины, умножение и следование трудовым традициям народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, любовь и привязанность к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [5, c. 189]
Воспитание выступает в качестве механизма взаимодействия между поколениями, который обеспечивает вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.
В разных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали разные аспекты.
Я.Л. Коменским было отмечено, что в качестве одного из основных нацелений воспитания обязано быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Им было написано в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах общественных и частных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия". [2, c. 321]
Для отечественной школы педагогики является характерным удаление большого внимания воспитанию у подрастающих поколений таких нравственных качеств личности, как коллективизм, гражданственность, любовь к своей Родине, уважительное отношение к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большая роль в воспитании патриотических чувств принадлежала средствам массовой информации, представленным: радио, высокохудожественными отечественными кинофильмами, театром, художественной литературой.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода разнообразны и многочисленны. Они раскрывают как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так же и прикладные (разнообразные направления патриотического воспитания, представленные: военно-патриотическим, воспитанием на боевых и трудовых традициях советского народа, взаимосвязью эстетического, патриотического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).
А.С. Макаренко было отмечено, что патриотизм может проявляться не только в героических поступках. Настоящий патриот может проявить не только "героическую вспышку", но и длительную, мучительную, нажимную работу, нередко даже крайне неинтересную, тяжелую, грязную.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания данного периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, он считал, что школа обязана воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной общественной и трудовой деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству" [5, c. 89]. В.А. Сухомлинским подчеркивалось, что одна из основных воспитательных задач школы представлена подготовкой учащихся к будничному, простому, повседневному труду, труду непосредственно для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, которая организуется педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский так же было указано и на трудности в воспитании патриотизма, они были объяснены тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, при чьей помощи можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, которые связаны с родным языком, краем, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Идеологическая основа патриотического воспитания в современной школе представлена духовно-нравственными ценностями нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, которое основано на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания эгоцентризма, индивидуализма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают отрицательный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью было с сожалением отмечено, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако именно для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, в полном объеме позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление осуществить свою страну богаче, краше, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения". [9]
Но процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по подобным причинам, представленным:
неприятием большей ее частью возможности заниматься производственным трудом;
произошедшим резким изменением в экономическом статусе молодежи, значительная ее часть находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на отдых, питание, образования, бытовые нужды и т.д.;
ухудшением здоровья (и физического, так же и психического), демографической ситуацией в обществе, что привело к деградации генофонда, снижению интеллектуального, нравственного потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;
усилением духовного кризиса молодежи, девальвацией ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладанием асоциальных, негативных мотивов в поведении, приспособлением к изменившимся жизненным условиям, в первую очередь в материальном плане, и часто противоправным путем.
Но, как было написано А.В. Усовым, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам надо основным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию студенческой и школьной молодежи" [10]. Тем более, что в отечественной педагогике есть немало наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, которое является словно общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное чувства, общество, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее". [6, c. 175]
При выделении патриотического воспитания в условно самостоятельное нацеление воспитательной работы, надо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (такими как нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое и другие виды воспитания), что представляет собой гораздо более проблематичное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
· патриотизм, в особенности если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все больше возвышаясь и социализируясь посредством духовно-нравственного обогащения;
· понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в больше конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, поступках и действиях, совершаемых субъектом на благо Отечества;
· патриотизм, являясь глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
· в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, ее приоритетной социально-нравственной задачей является осознание таких видов принадлежности как культурная, историческая, национальная, духовная принадлежности к Родине как высший принцип, который определяет смысл и стратегию ее жизни, которая исполнена служению Отечеству;
· истинный патриотизм проявляется в его духовности.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, которая достигла высшего уровня духовно-культурного и нравственного развития. Истинным, духовным в своей основе патриотизмом предполагается бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
В связи с этим мнением является правомерным учет замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием представляется необходимым условием воспитания патриота.
Совершение патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, отражающих общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. Они представлены:
обусловленностью патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
обусловленностью содержания, форм и методов, приемов и средств патриотического воспитания индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
диалектическим единством и органической связью между учебным материалом и содержанием внешкольных и внеклассных мероприятий;
интеграцией патриотического воспитания с другими нацелениями воспитательной работы;
опорой на новые концепции организации и совершения учебно-воспитательного процесса и на новое понимание коренных педагогических понятий;
опорой на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
координацией взаимодействия школы, общественности и семьи в системе патриотического воспитания.
Учитывая особенности патриотического воспитания в современном обществе, цель этого процесса можно определить как воспитание убежденного патриота, который любит свою Родину, предан Отечеству, готов служить ему своим трудом и осуществлять защиту его интересов.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно включает далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторыми учеными считается правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, качеств и принципов личности. [4, c. 94]
1.2 Значение урока и внеклассной работы в деле воспитания подрастающего поколения
В системе среднего и базового образования у каждого урока имеется большая воспитательная нагрузка. В деле воспитания гражданственности и патриотизма особо следует отметить уроки русского языка и литературы, истории России, курса "Моя родина - Россия" в начальных классах. Учебный материал этих предметов позволяет формировать у ребят представления о культурно-историческом богатстве их предков, чьими наследниками и последователями они являются.
При изучении русской литературы в начальной школе учителями уделяется огромное внимание патриотическому воспитанию учащихся.
За долгие века своей героической истории нашим народом было создано множество художественных произведений, таких как: сказки, легенды, загадки, песни, пословицы и поговорки. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений русского народа. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких патриотических и гражданских чувств. Изучая фольклор предков, многими педагогами указывается, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения русских людей.
Красной нитью в деле воспитания патриотизма и гражданственности проходит в школе Неделя русской печати и письменности. Мероприятие "Я - гражданин России!", которое проводят учителя начальных классов, воспитывает у учащихся гордость и уважение за дела своих предков, любовь к своей нации. Ребята подготавливают сообщения об известных людях России, читают стихи выдающихся русских поэтов. [2, c. 216]
С целью сохранения народных традиций рекомендуется нередко проводить фольклорные праздники. Детьми подготавливаются костюмы, подобрается необходимый реквизитный материал, разучаются народные танцы "Казачок" и "Барыня". Такие мероприятия с удовольствием смотрят все учащиеся школы.
Исторические знания помогают выяснить особенности формирования менталитета русского народа как условие национального самосознания и составляющей национальной идеи, а национальная идея - это, главным образом, идея российской государственности, коренной ценностью ей являются идеалы гражданственности и патриотизма.
Чтобы более полного оценить вопрос влияния урока и внеклассной на воспитание патриотизма для младших школьников следует отметит краеведческий принцип в преподавании окружающего мира. Воспитательное значение краеведческого принципа общеизвестно, именно потому что самые высокие чувства к Родине рождаются, крепнут и развиваются благодаря глубокой привязанности к родным местам, где провел детство, где испытал первую радость и первую любовь, первые огорчения и неудачи. Использование краеведческого материала на уроках способствует развитию и поддержанию данного чувства.
Краеведческая деятельность стимулирует воспитание учащихся на доступных, конкретных, близких именно для их понимания примерах из окружающей жизни. К примеру, живописные ландшафты русской природы, памятники истории и культуры, народные сказания и легенды, встречи с живыми участниками событий - все формирует у школьников чувство любви к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае, тем больше действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной преданности и гордости родному краю.
Практически на каждом уроке курса "Окружающий мир" можно применять краеведческий материал. Такая форма преподавания способствует обобщению, развивает интерес к особенностям родного края.
Краеведческая работа способствует активизации познавательного интереса школьников. Можно учащимся предложить принять участие в создании проектов:
."Десять чудес России".
."История родного города".
."Россия в XXI веке"
Краеведческий материал на уроках значительно облегчает осмысление и понимание процессов, которые происходят в обществе и природе. Реальные представления о природе подкрепляются практическим использованием приобретенных знаний в процессе трудовой деятельности школьников по озеленению территории.
Во второй половине XX века человечество впервые в своей истории оказалось перед лицом глобальных проблем. Они отражают неумение рационально применить природные богатства человеком. Нарушение в цепи взаимосвязей природных компонентов может привести к гибели целой системы. Это обязан осознавать каждый человек, начиная с детства.
Учебная экологическая тропа "Мои родные места" является одной из форм природоохранной работы учеников. Коренное значение тропы - воспитание у учащихся любви к природе, заинтересованность в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу. Тропа является местом, чтобы проводить пропагандистскую и учебную работу. Во время экскурсий, мониторинга и исследований на тропе учащимися оценивается и изучается состояние биоценозов, намечаются пути улучшения обстановки, происходит ознакомление с правилами поведения в природе.
Экологическая культура человека является частью общей культуры и важного фактора дальнейшего развития человеческой цивилизации. Углубить знания, творчески использовать их возможно, занимаясь исследовательской работой, что проводится в школе.
Экологическое краеведение является составной частью единого воспитательного процесса, способствующего воспитанию в молодом поколении гражданственности и патриотизма. [9, c. 146]
Выводы по I главе
Для отечественной школы педагогики является характерным удаление большого внимания воспитанию у подрастающих поколений таких нравственных качеств личности, как коллективизм, гражданственность, любовь к своей Родине, уважительное отношение к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большая роль в воспитании патриотических чувств принадлежала средствам массовой информации, представленным: радио, высокохудожественными отечественными кинофильмами, театром, художественной литературой.
Идеологическая основа патриотического воспитания в современной школе представлена духовно-нравственными ценностями нации.
Учитывая особенности патриотического воспитания в современном обществе, цель этого процесса можно определить как воспитание убежденного патриота, который любит свою Родину, предан Отечеству, готов служить ему своим трудом и осуществлять защиту его интересов.
На уроках русского языка, чтения, истории, окружающего мира должно активно формироваться патриотическое воспитание. Для этого предлагается использовать стихи и сказки русских писателей и поэтов, народные поговорки, пословицы, сказки. Большую роль играет краеведческий материал в воспитании патриотических чувств младших школьников. Включение его в курс "Окружающего мира" позволит более полно ознакомить детей с природой, культурным и природным наследием нашей страны. Воспитательная внеклассная работа также может использовать традиционные праздники России, народные танцы для воспитания патриотических чувств младших школьников.