Глава 2. Практические аспекты воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры




 

2.1 Включение патриотического воспитания младших школьников на традициях народной культуры в учебный процесс

 

На сегодняшний день наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое применение образовательными учреждениями и школой, в первую очередь, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых жизненных и культурных ценностей.

Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение обязано быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так же трудно преодолевается кризис культуры, образования, кризис духовного мира человека.

С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в современной школе условий, чтобы реализовать пути к получению образования с усовершенствовано новыми качественными характеристиками. Одной из важнейших характеристик является степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных школьников, стержнем его были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа.

Педагоги, психологи, этнографы сходятся во мнении о том, что постигать, наследовать народные традиций лучше начинать более юном возрасте, когда познание мира происходит с большим интересом, удивлением и любопытством перед его многообразием. Известным русским этнографом Г.Ф.Виноградовым было написано о том, что ребёнком всегда чувствуется своя связь с родным краем, он склонен чувствовать и любить его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, что связывает будущие и уходящие поколения. [7, c. 89]

Переступив порог школы, ребёнок попадает на новую, огромную именно для него планету - Планету людей. Ему предстоит овладеть азбуку общения с ними, узнать, почему же они подобные, но различные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать зло и добро, смотреть в других, как в зеркало, узнает более о себе самом.

Естественно, что ребёнок, который пришел в школу, несёт на себе "отпечаток" того микросоциума, в котором он жил до этого. Семьи, в первую очередь. Учителем начальной школы принимается ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из данного он в дальнейшем обязан исходить и на этом строить свою воспитательную работу. В свою очередь школа призвана дополнять отмеченный бытовой фон этнографически и исторически значимыми фактами, которые способны углубить и расширить имеющиеся у учащихся чувства, знания, привычки и т.п.

Русское народное творчество, в фольклор, частности, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, которые используются народом, их духовно-нравственные ценности формируют у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, которые содержат в себе надёжно проверенные историческим и временем отбором знания, умения и навыки человечества, представляют именно для общеобразовательных школ предмет социальной актуальности и значимости. Результатом приобщения к этнокультурным традициям русского народа будет развитие национального самосознания школьников, осознание собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных обычаев, традиций, праздников можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств воспитания, из-за совершения механизма передачи норм поведения, духовных и культурных ценностей от одного поколения к другому. Наоборот, результатом пренебрежения культурными традициями своего народа станет деградация и духовно-нравственное разложение, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.

Поиск возможностей и путей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций считаю перспективным и интересным в современных условиях жизни нашего общества.

Во время прохождения педагогической практики мной были применены традиции народной культуры для воспитания патриотических чувств младших школьников.

В работе присутствовала как практическая, так и теоретическая части.

В теоретической части при изложении темы приводились музыкальные и поэтические примеры, использовались наглядные пособия, специально подобранные тексты.

Практическая часть была представлена творческой работой, экскурсией, конкурсами, праздниками, разучиванием игр, песен, проведением викторины, выставки.

Актуальность подобной работы обуславливается сложившимся противоречием: с одной стороны, необходимостью возрождения культурно-исторического наследия прошлого, а с другой стороны, малым количеством или вовсе отсутствием в учебниках УМК "Школа России" этнокультуроведческого материала.

Данная программа тесно связана со школьными базовыми программами по таким предметам как русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология. При этом был поставлен акцент на включение в каждую из дисциплин материала, который способен содействовать пробуждению национальной гордости и патриотического чувства. Также широко применение краеведческого этнографического материала. Источниками патриотического воспитания именно для младших школьников является естественная именно для ребёнка среда его жизнедеятельности. [1, 4]

Краеведение - это в то же время и наука, и деятельность. Оно связано с изучением настоящего и прошлого родного края, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в истории, литературе, культуре.

Трудно перечислить и объяснить все причины проявления любви к родному городу, краю, деревне. Но мне кажется, что невозможно любить то, чего не знаешь. В связи с этим основной задачей можно считать ознакомление учащихся:

с родным краем, открытие новых страниц его истории, культуры;

с людьми, что отдали этому краю частицу своей души, раскрыли тут свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой родины.

Образ родного города является в первую очередь его историей. На мой взгляд, именно для младшего школьника важно почувствовать связь с прошлым, понять, почему надо ценить прошлое и сохранять память о нём.

В связи с поставленными задачами были использованы различные виды деятельности, представленные:

экскурсией, прогулкой по городу;

посещением выставки, музея;

беседами о родном городе;

исследовательскими работами;

конкурсом на лучшую ученическую работу о своем городе;

конкурсом на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов поэтов, которые посвящены нашему краю.

Этнокультурный компонент можно представить в курсе "Природоведение", "Окружающий мир", "История". Почитание родной природы, земли, Родины является фундаментальной духовно-нравственной ценностью русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в древнеславянских мифах о берегинях, в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, их и образах символике. [6, c. 218]

Приведу несколько примеров знакомства учащихся с темой "Особенности русского народного календаря".

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням и месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или обычаи, будни, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма месяцеслова - круглая. Отсюда в русском языке выражение "круглый год". Вместе с детьми рисуем круг, его можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. именно для каждого времени года выбираем свой цвет: именно для зимы - голубой, как лёд и снег под солнцем; именно для весны - зелёный, именно потому что весной всё расцветает и зеленеет; именно для лета - красный, так же как жарко, дни долгие и светлые; именно для осени - жёлтый, как листья на деревьях. Нанесём на календарь главные точки. Привычные названия месяцев нам не подходят, т.к. они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Выделим зимний и летний солнцевороты, а также осеннее и весеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о происхождении и строении слов. В ходе работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется крайне просто: времена года и его основные, поворотные моменты регулярно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные преобразования в природе. В народно-поэтическом восприятии осень - зима ассоциировались с заколдованным и засыпанием сном-смертью, а весна-лето - с пробуждением и возрождением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце - Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет снова, даря своей возлюбленной - Земле - тепло и свет, а та плодоносит и расцветает. Народный календарь был календарём земледельческим, что повлияло в названиях месяцев, народных приметах, обычаях и обрядах. [2, c. 132]

Учащиеся с интересом узнают о счёте лет наших предков, что исчисляли время промежутками от одного урожая до другого. Названия месяцев (травень, серпень…) были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Отсчёт лет было принято вести "от сотворения мира", т.е. с 21 марта 5509 года до нашей эры. Новый календарь ввёл царь Пётр 1. Его указом установилось иное начало года: за 31 декабря 7208 года "от сотворения мира" наступало 1 января 1700 года новой эры, или от Рождества Христова. Этот календарь назывался "юлианским". По велению Петра 1 января в России стали праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать ёлку, развешивать гирлянды и поздравлять друг друга. А с 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живём по "новому стилю" с разницей в 13 суток. [8]

Очень важно для этого и изучение родословной.

Раньше родословная рисовалась в виде древа с многочисленными ветвями. Ствол дерева обозначал общих предков семьи, зачинателей рода, они жили в давние времена, а ветви - их детей и правнуков, внуков, то есть все поколения до самых младших.

О многом может рассказать фамилия. Все фамилии имеют свою историю. Русские фамилии возникали из имени или прозвища. (Иванов, Петров; Говорухин, Торопыгин). Есть фамилии, которые говорят о профессиях их владельцев (Гончаров, Поваров). Другие указывают, откуда родом наши предки (Архангельский, Тамбовцев). [3, c. 415]

Семейные традиции передаются из поколения в поколение. Очень важно научить ребёнка относиться к ним с уважением и по возможности следовать им. "Береги честь смолоду",- гласит народная пословица. Честь проявляется в уважении человека к самому себе, но ещё более в уважении людей, что его окружают. Честь - это доброе имя человека. Если человеком любится семья, почитаются и уважаются близкие и родные, он постарается быть достойным своей фамилии, свой родословной.

К занятиям на данную тему учащимися были подготовлены рассказы о своих дедушках и бабушках, были принесены фотографии и семейные реликвии.

Каждому ученику необходимо знать историю Российской символики.

Слово "герб" славянского происхождения. Ещё в древности его осознавали как знак, помечающий передающуюся по наследству собственность. Появление русских гербов произошло вначале как изображения на личных и государственных печатях. Началось это при Иване111 после его женитьбы на византийской принцессе Софье. Одна эпоха сменяла другую. Изменялись и Российские символы. [8, c. 103]

На занятиях математикой были использованы занимательные народные задачи, которые требовали логического размышления, разные формы народного геометрического орнамента. Народные считалки, игры, песенки прочие малые формы фольклора - замечательный материал, чтобы провести занимательную физкультминутку и минутку. Помимо того дети были ознакомлены с народными мерами длины (аршин, верста, фут, вершок, локоть, дюйм, пядь), мерами веса (золотник, лот, пуд, доля, фунт), мерами объёма (штоф, ведро, чарка, шкалик), мерами площади (1куб. сажень, 1кв. вершок, 1кв. сажень, 1 десятина). [10, c. 98]

В этнокультурном дополнении к курсу "Русский язык" закладывались основы диалектики и логики речи, прививалась любовь к родному слову, развивалась грамотность устной и письменной речи, приобретались навыки культуры речевого общения, умение верно ощущать слово в контексте. Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка.

К примеру, Г.А.Бакулина считает, что одним из нацелений обогащения учебного материала является включение в содержание обучения текстов познавательного и воспитывающего характера. Предполагаю, что применение текстов этнокультуроведческой нацеленности помогает нам воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, усовершенствовать его знания о культуре и традициях русского народа. Предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей. Знания о языке даются во взаимосвязи с культурой своего народа.

В своей практике мной применялся материал народных примет на минутках чистописания. Каждая из них хороша именно для изучения определённой темы, по ходу выполняются грамматические задания к тексту.

Тема "Корень и однокоренные слова".

.Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

.Если весной немало берёзового сока - к дождливому лету. Если у берёзы листья распускаются раньше, чем у клёна или ольхи, - к сухому лету.

. Когда цветёт черемуха, наступают "черёмуховые холода".

Тема "Разделительный мягкий знак".

.Пока лист с вишнёвых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, всё равно он растает.

.В марте воробьи гнёзда вьют - к ранней весне.

.Кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Тема "Непроизносимые согласные в корне слова".

.Если в августе, сентябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит гладко - к суровой зиме.

.Обилие грибов бывает перед дождливой погодой.

.Если осень ненастная, будет дождливая весна. [14, c. 127]

В особенности интересно происходило обобщение по временам года. Каждый ученик составлял копилку народных примет.

Дальнейшее знакомство с народными приметами происходило с опорой на то, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определённым дням в году. Как же крестьяне подчеркивали подобные делали и дни их памятными? Оказывается, они обозначали приметный день именем святого. Обычно имя святого выбиралось произвольно, отдавалось предпочтение тому, которое подходило под рифму, например: "На Прохора зима заохала", "Дожди на Акулину - хорошая калина", "Пришёл Федул, теплом подул".

Наши предки были не только ловкие и меткие на слова, они ещё вели долголетние наблюдения, которые связаны с их хозяйственной деятельностью. К примеру, зиме самое время заохать с Прохора, ведь это 10 (23) февраля, приближается весеннее равноденствие, а там и весна не за горами.

Детьми младшего школьного возраста охотно и легко усваиваются новые слова и речевые обороты, успешно пополняется их лексический багаж, осваиваются разные лингвистические конструкции. [14, c. 256]

 

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры

 

В какой стране бы ни жил человек - он, в первую очередь, обязан быть достойным гражданином своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, патриотико-гражданской позицией, креативным мышлением, способен к позитивной творческой деятельности в социуме, обладать коммуникативными способностями.

Перед школой стоит особая задача, заключающаяся в воспитании и выращивании гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие совершается на традициях народной культуры.

В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с применением элементов народной культуры мною было представлено:

постижением коренных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.

введением ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры "от родного порога";

знакомством с народным творчеством, историей народа, его обычаями и традициями;

знакомством с историей символикой, Отечества, историческим наследием;

изучением коренных жанров фольклорных сочинений;

знакомством с культурой малой Родины, своего края, их обычаями, традициями, музыкой.

Процесс воспитания и обучения совершается в системе "внеклассная работа" и строится с применением нетрадиционных и традиционных форм, таких как путешествия, выставки народного творчества, занятия с применением видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными костюмами и песнями, музейные уроки.

Особый акцент делается на приобщение к народной фольклору, музыке, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций.

В своей работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную сказки, поэзию, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.

При приобщении детей к нашему русскому эпосу, необходимо пытаться воспитывать в них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному.

Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей внеклассной и учебной работе. Это обряды, песни, верования, они тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение "Фольклорного праздника". При знакомстве с произведениями устного народного творчества, детьми отыскивались, собирались пословицы, загадки, поговорки, что они слышали от бабушек, родителей, дедушек.

Представлю только определенные из них:

 

На заре зарянской

Катится шар вертянский

Никому его не обойти, не объехать.

Золотой хозяин с поля идет,

Серебряный пастух на поле идет,

Мелкое стадо гонит.

(месяц, Солнце, звезды)

Ни свет, ни заря,

согнувшись, Пошло, со двора (Коромысло)

И обед не обед, коли хлеба нет.

Где охота и труд, там поля цветут.

Делай доброе, худое на ум не пойдет.

Хозяйство крепкую руку любит.

Денежка в отсутствие ног, а весь свет обойдет.

Добрая шутка дружбы не портит.

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит. [15, c. 311]

 

Ребятами были созданы рисунки на темы сказок, составлены маленькие книжки - самоделки, которые были посвящены некоторому жанру устного народного творчества.

Интересная традиция, которая должна рождаться в начальной школе, а затем прочно входить в жизнь школы - народные праздники.

В процессе прохождения педагогической практики было замечено, что с большим желанием детьми разучиваются заклички, колядки, потешки.

Фольклорные праздники в классе где проходила практика стали радостным событием в жизни ребят. Подобран целый ряд сценариев тематических мероприятий. На лицах детей можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Происходит подлинное общение школьников с искусством своего народа. У ребят формируется чувство патриотизма, привязанности к родному краю.

В 1 классе был проведен праздник встречи весны. День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным основанием можно считать детским праздником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" с хохолком и крылышками. Утром в день праздника раздают их детям. К этому празднику детьми собирались загадки, сказки, пословицы, поговорки о весне, заучивались считалки и заклички разучивались игры. В заключение праздника дети пили чай с печеньем и разного вида кондитерских изделий с изображением птиц, испеченные родителями.

В 3 классе были проведены и подготовлены праздники урожая - осенины. Праздник начался с заклички. Ребята звали осень с "обильными хлебами", "дождем и листопадом ", пели хороводные песни. Задорно звучали частушки. Девочками исполниляси русские народные песни. Не обошлось на празднике в отсутствие танцев.

Принимая участие в празднике "На широкой русской масленице" дети с удовольствием работали, ими была проявлена полнейшая активность, их переполняло радостное чувство. Материала было собрано немало. Праздник получился веселым - с прибаутками, песнями, играми, частушками. Мамы, бабушки напекли вкусных блинов. С недавних пор россияне отмечают подобной праздник как Рождество.

Дети рассказывают, почему не едят до первой звезды, что подавали на торжественный ужин, именно для чего пекли из теста разные фигурки, которые изображали быков, коров, петухов. Уж теперь-то они знают, почему наряжают у нас на Новый год елку.

Ребятам понравилось загадывать друг другу загадки, играть в скороговорки. На переменах и после уроков были разучены русские народные игры "Горелки", "Каравай", "Садовник" и другие. А как же тут обойтись в отсутствие считалки?

Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают краеведческий музей, в особенности уголок "Русская горница". Первое, на что было обращено внимание дети - это лампада перед иконой. В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени коромыслами, прялками, другими предметами народного быта. Ими чувствуется живая связь времен и как бы происходит продолжение насыщения "русским духом".

О труде крестьянском было рассказано детям руководителем школьного краеведческого музея. В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи в особенности актуальна, именно потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует больше близкому общению членов семьи, из-за того, что помощниками в исследованиях выступают являются родители, бабушки дедушки. Итогом всей поисковой работы становится оформление альбома "Моя родословная". Широко было применено в своей практической работе включение родителей в воспитание детей, яркой формой, ее дети и родители полюбили стали семейные праздники. Совместно с культурой и историей русского народа, изучалась культура, история, традиции своего края: частушки и песни, заклички и колядки, хороводы и игры. Следовательно, задачи воспитания уважения к своей семье можно решить в процессе совместных мероприятий родителей и детей. Такими в данном классе стали: ярмарка "Дары Осени", "Поздравим папу", "Поздравим маму", праздник семьи "Дружная семья", классно-семейные походы. Тематические классные часы "моя родословная", "О чем расскажет семейный альбом", "Горжусь своими родителями" как раз и ставили целью воспитание человека-семьянина. [12, c. 214]

Дети с большим удовольствием участвуют в проведении православных праздников. Им интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что они ели и во что одевались, как проводили свободное время. Дети в русских народных костюмах поют колядки. Теперь они знают, что подобное коляда, знают и то, зачем ряженые ходят по дворам на святочной неделе, гадают в ночь под Рождество.

Мною часто рассказывалось своим ученикам во время прохождения практики о культуре быта нашего народа, об обычаях и привычках, о памятниках старины, для воспитания у детей уважение к прошлому своего народа. Ими всегда улавливалась суть моего рассказа и делались попытки помочь объяснить то или иное явление.

Считаю, что дети, которые изучают корни своей родословной, изучают историю своего края, будут любить своих ближних, уважать предков, ту землю, на которой проживают, оценят заслуги своего народа, будут гордиться его достижениями.

Такие дети никогда не будут названы "Иванами, не помнящими родства своего". Эти дети - в свою очередь - смогут воспитать поколение настоящих патриотов.

 

 

Выводы по II главе

 

Педагоги, психологи, этнографы сходятся во мнении о том, что постигать, наследовать народные традиций лучше начинать более юном возрасте, когда познание мира происходит с большим интересом, удивлением и любопытством перед его многообразием. Детьми чувствуется живая связь времен и как бы происходит продолжение насыщения "русским духом".

Во время прохождения педагогической практики мной были применены традиции народной культуры для воспитания патриотических чувств младших школьников.

В работе присутствовала как практическая, так и теоретическая части.

В теоретической части при изложении темы приводились музыкальные и поэтические примеры, использовались наглядные пособия, специально подобранные тексты.

Практическая часть была представлена творческой работой, экскурсией, конкурсами, праздниками, разучиванием игр, песен, проведением викторины, выставки.

Совместно с культурой и историей русского народа, изучалась культура, история, традиции своего края: частушки и песни, заклички и колядки, хороводы и игры.

Мною часто рассказывалось своим ученикам во время прохождения практики о культуре быта нашего народа, об обычаях и привычках, о памятниках старины, для воспитания у детей уважение к прошлому своего народа.

Считаю, что дети, которые изучают корни своей родословной, изучают историю своего края, будут любить своих ближних, уважать предков, ту землю, на которой проживают, оценят заслуги своего народа, будут гордиться его достижениями.

 

 

Заключение

 

В ходе проведенного курсового исследования было установлено, что проблема патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики актуальна как в теоретическом, так же и в практическом плане. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным именно для патриотического воспитания.

В курсовой работе показывается, что понятие "патриотизм" представляет собой, проблематичное структурное образование. Оно начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому, родному краю, семье. Чувство любви к родительскому очагу, к родным и близким людям, сверстникам и ближайшему взрослому окружению всегда глубоко индивидуально, за ним стоит уникальный жизненный опыт. Тем не менее, оно - источник формирования у человека в больше зрелом возрасте патриотических и других социальных взглядов и чувств. Патриотизм тесно связан с народной культурой. Целенаправленное планомерное и систематическое применение традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе взаимодействия семьи и школы в решении данной проблемы, помогает с раннего детства формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил сформулировать понятия, "патриотизм" и "патриотическое воспитание". Патриотизм в данном курсовойм исследовании рассматривается, как одно из величайших человеческих качеств, предлагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, выполнять конституционные обязанности по защите своей страны, а так же это естественная привязанность к своему народу, родным языку, местам, национальным традициям.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам исследования уточнено содержание понятия "патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики".

Патриотическое воспитание младших школьников, на традициях народной педагогики является сложным, последовательным и системным педагогическим процессом, который нацелен на формирование субъективно-значимого опыта приобщение к ценностям народной культуры, любви,и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она. выступает как коллективная память народа, является элементом народного самосознания, содействует возникновению у людей национально этнического притяжения, усовершенствует характер личности по отношению к малой семье, Родине, родной природе, способствует формированию чувства национальной гордости. Специфика традиций народной педагогики в том, что они помогают воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая представления, чувства, убеждения, формируя патриотическое сознание.

Народная традиция выработала свои средства воспитания, они соответствуют законам интеллектуального и физического развития ребёнка и представляют собой целостную педагогическую систему. Специфика традиций народной педагогики в том, что они помогают воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая представления, чувства, убеждения, формируя патриотическое сознание. Среди народных традиций выделяют патриотически-центрированные традиции: фольклор (применение фольклорных жанров с патриотической тематикой: песни, сказки, пословицы, загадки и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, которая является именно для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные именно для данной местности).

В результате прохождения педагогической практики и обобщения полученного опыта в курсовой работе можно сделать вывод о том, что гипотеза, сформулированная во введении курсовой работы подтвердилась.

 

Литература

 

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 2008.

. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2009.

. Комарова, Т. С. Преемственность в формировании творчества детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова. - М.: Мозаика-синтез, 2002.

. Комарова, Т. С. Народная культура для педагогов школ [Текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 120 с.

. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. - М.: Роспедагентство, 2009.

. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик, под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011.

. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - М.: Академия, 2010.

. Педагогика [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.

. Педагогические технологии [Текст] / Под общей ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ", 2012.

. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В. Ю. Питюков. - М.: Изд-во "Гном и Д", 2009.

. Погодина, С. В. Теория и методика развития народного творчества [Текст]: уч. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / С. В. Погодина. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 352 с.

. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011.

. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: