Технологии социальной работы с семьями, имеющими в своём составе инвалидов




 

Семья, имеющая в своём составе инвалида, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях.

На функциональном уровне происходит «наращивание», дополнение воспитательной функции семьи за счет абилитационно-реабилитационной, корригирующей и компенсирующей функций. Без надлежащей их реализации затруднено выполнение семьёй воспитательной и социализирующей задач по отношению к ребёнку с проблемами в развитии.

На структурном уровне имеют место качественные изменения семьи (психологические, соматические, социальные), обусловленные объективными и субъективными трудностями и проблемами, с которыми сталкивается семья с ребёнком-инвалидом в процессе своей жизнедеятельности, дополнительно к тем, которые типичны для семей с нормально развивающимися детьми.

Оценка специалистами структурных изменений семьи представляет собой важный момент в оказании ей адресной психологической, педагогической и социальной помощи с целью содействия развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

На динамическом уровне наблюдается изменение жизненного цикла семьи (асинхронность, отсутствие смены семейных ролей и др.), а в случаях воспитания в семье ребенка с тяжелым недостатком в развитии он останавливается. Кроме того, направления развития отношений в семье во многом обусловлены характером болезни ребёнка и степенью нарушения жизни семьи.

Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники различных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем инвалида, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида. В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию. Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам - всё это факторы позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.

Формы и методы работы с семьёй очень разнообразны: групповая работа с семьями, в которых имеются инвалиды со сходной патологией или сходные ситуации в семьях; индивидуальная работа с родителями детей-инвалидов или одним из них. Беседы носят просветительный, информационный и обучающий характер. По существу психолог проводит широкое семейное консультирование. Решение проблем в семье благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе инвалида - нормализуется настроение, упорядочивается поведение, устраняется аффективная напряжённость.

Важный метод социально-педагогической работы - это метод консультативной помощи. Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Так, в практике социального педагога активно используется социально-правовое консультирование родителей и детей-инвалидов. Консультативная помощь оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

Следующей социально-педагогической формой работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями являются групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. В социально - педагогической практике особенно распространены и активно используются социально - психологические и образовательные тренинги. Целью социально-психологических тренингов является снятие эмоционального напряжения, развитие умения преодолевать жизненные трудности, выход из стрессового состояния.

В образовательных тренингах с родителями, воспитывающими детей - инвалидов рассматриваются такие темы как «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании ребенка - инвалида», «Развитие самостоятельности у детей», «Роль игры в воспитании ребенка-инвалида», «За здоровый образ жизни», «Распорядок дня ребенка с особыми нуждами», «Семья и ее роль в воспитании ребенка с нарушением здоровья», «Кризис и пути его преодоления», «Учимся общению с детьми» и другие.

Еще одним методом социально-педагогической работы с семьей ребенка-инвалида является организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.

Задачи мероприятий:

· Коррекция детско-родительских отношений

· Ликвидация конфликтов между родителями и детьми

· Сплочение детско-родительских отношений и связей между ними.

Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.

 


Заключение

 

Основные выводы по итогам исследования:

. Взаимодействие соцального работника с семьями, имеющими в своём составе инвалидов, обусловлена необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений с родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Основными задачами социальной работы являются: оптимизация детско-родительских отношений; улучшение психоэмоционального состояния родителей; гармонизация супружеских отношений; создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

. В своей работе с семьёй, в составе которой есть инвалид, социальный работник должен ставить следующие цели: оказать квалифицированную поддержку здоровым родственникам, создать комфортную психологическую среду для инвалида, а также способствовать формированию адекватных отношений инвалида и здоровых членов семьи, инвалида и социума.

. Отношения семьи и специалистов должны носить целенаправленный и планомерный характер. Конкретизация целей общения специалистов с родителями даёт возможность грамотно подобрать соответствующие формы и методы взаимодействия.

. Содержание работы социальных работников с семьёй определяется проблемами клиентов. Оно включает в себя информационное обеспечение; посредническую и организаторскую, просветительско-обучающую деятельность. Используются разнообразные формы работы с семьёй.


Список использованной литературы

 

1. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2006.

. Донкан И. М. Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и семей, имеющих детей-инвалидов// Власть и управление на Востоке России. - 2008. - № 4(45). - С. 137 - 145.

. Донкан И. М. Психокоррекционная работа с родителями, имеющими детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП) //Здравоохранение Дальнего Востока. - 2008. - № 5(38). - С. 47 - 48.

. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 2007.

. Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: