Гигиена и экология человека
210 группа и 220 гр 10.11. 2020 г., тема практического занятия: Изучение физических свойств и химического состава воздуха.
Преподаватель: Княгинина Наталья Борисовна
1. Изучить лекцию: «Гигиена воздуха» и материалы учебника И.Г. Крымская Гигиена и экология человека, Ростов на Дону 2017 г, стр. 43 -76. Выполнить следующие задания письменно в рабочей тетради и переслать старосте группы, подписав каждый лист на полях по вертикали (ФИ). Старосте группы собрать все ответы на задания и переслать их мне на личные сообщения в сообщество Гигиена ВКонтакте до 11.11 2020 до 20-00. Результаты (оценки) по выполнению заданий я сообщу старосте группы.
Задание 1
Блиц опрос.
Прочитайте внимательно вопрос и вместо многоточия вставьте пропущенное слово или цифру.
Вставьте пропущенное словосочетание.
1 Химическое соединение, вызывающее образование в крови карбоксигемоглобина - ……… газ.
2 Парниковый эффект связан с повышением в атмосфере концентрации …… газа.
Вставьте пропущенную цифру.
3 Смертельный исход наступает при содержании во вдыхаемом воздухе …… %
кислорода.
4 Содержание кислорода в атмосферном воздухе составляет …….. %.
5 Содержание азота в атмосферном воздухе составляет …….. %.
6 Гигиеническая норма атмосферного давления составляет ……. мм рт.ст.
Вставьте пропущенное слово.
7 Через воздух передаются ……… инфекции (указать группу инфекций).
8 К физическим свойствам воздуха относятся: температура, ……., движение воздуха, барометрическое давление и солнечная радиация.
9 К основному спектру солнечной радиации относятся: видимый, ультрафиолетовый, ……...
10 Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже витамина ……..
Задание 2
Заполнить таблицу по указанной форме и ответить на вопросы таблицы в столбце «контроль», а заданные вопросы можно не переписывать.
Исследование физических свойств воздуха
Что делать | Как делать | Контроль |
1. Измерение температуры воздуха в помещении. | 1. Комнатный термометр повесить на уровне 1,5-1,6 м. 2. Записать показания прибора, считывая информацию на уровне глаз. | 1. На какой высоте от пола надо повесить термометр: а) в игровой комнате детского сада; б) в палате с тяжело больным? |
2. Измерение относительной влажности гигрометром психрометрическим. | 1. Смочить водой комнатной температуры ткань влажного термометра гигрометра. 2. Расположить гигрометр рядом с термометром. 3. Через 5 – 7 мин. записать показания влажного и сухого термометра. 4. Найти относительную влажность по таблице. | 1. До какого уровня необходимо налить воды в ёмкость влажного термометра? 2. Почему после смачивания ткани должно пройти 5 -7 минут? |
3. Определение атмосферного давления барометром. | 1. Установить барометр на столе. Постучать пальцем по стеклу прибора для предупреждения инерционности стрелки. 2. Записать показания прибора. | 1. Какова норма атмосферного давления над уровнем моря? |
4. Определение скорости движения воздуха крыльчатым или чашечным анемометром. | 1. Скорость движения воздуха в помещении определяется крыльчатым анемометром, так как он более чувствителен. | 1. Какова норма скорости движения воздуха в помещении? |
Задание 3
Выбрать вариант тестовых заданий и ответить на поставленные вопросы в нём, указав номер варианта. Выбор номера варианта определяется по первой букве вашей фамилии. Те у кого фамилия начинается на букву от А до И – делают 1 вариант, от К до С – 2 вариант и от Т и далее –3 вариант.
Вариант 1
Какая часть солнечного спектра оказывает бактерицидное действие и способствует выработке витамина D?
Выбрать один правильный ответ:
а) Видимый свет
б) Инфракрасные лучи
в) Ультрафиолетовые лучи.
Теплоотдача с поверхности тела конвекцией усиливается
Выбрать один правильный ответ:
а) при увеличении разницы температур поверхности тела и окружающей среды;
б) при уменьшении разницы температур поверхности тела и окружающей среды;
в) при высокой влажности;
г) при низком атмосферном давлении.
3. Подберите наиболее характерные виды действия примесей, находящихся в воздухе городов, на организм человека:
Найдите соответствие, например – 1. в, 2. а.
1. Наличие соединений серы а). Канцерогенное
2. Наличие СО (угарного газа) б). Раздражающее дыхательные пути
3. Наличие сажи в). Поражение ЦНС
4. Наличие свинцовой пыли. г). Нарушение процесса
присоединения кислорода к
эритроцитам
4. Человек сильнее перегревается при высокой температуре воздуха и ….. влажности? Вставить пропущенное слово.
5. Через воздух могут передаваться следующие заболевания:
Выбрать один или несколько правильных ответов:
1. ОРВИ 2. Туберкулёз 3. Дизентерии 4. Грипп.
Вариант 2
Какой путь теплоотдачи с поверхности тела в указанных погодных условиях предупреждает человека от теплового удара? Ответ: конвекция, излучение или испарение – выбрать необходимое.
- при температуре воздуха +37оС,
- относительной влажности 30%,
- скорости движения воздуха = 0,6 м/с.
2. Подберите соответствующие цифровые показатели концентрации газов, входящих в состав атмосферного воздуха:
Найдите соответствие, например – 1. в, 2. а
1. О2 а) 79%
2. СО2 (углекислый газ) б) 21%
3. Инертные газы в) 0,03%
г) 1%
Какой газ вызывает образование в крови метгемоглобина?
Выбрать один правильный ответ:
1) оксид серы;
2) оксид азота;
3) угарный газ;
4) углекислый газ.
4. Сажа, находящаяся в воздухе:
Выбрать один правильный ответ:
1) Является канцерогеном,
2) Способствует образованию карбоксигемоглобина,
3) Поражает ЦНС.
4) Способствует образованию метгемоглобина.
5. Основное вредное влияние на человека свинцовой пыли:
Выбрать один правильный ответ:
1) Раздражение дыхательных путей
2) Поражение ЦНС
3) Кислородная недостаточность
4) Нарушение кроветворения.
Вариант 3
1. Как теряет тепло человеческий организм теплоотдачей при температуре +20оС Найдите соответствие, например – 1. в, 2. а
1. На долю конвекции (проведение) приходится а) 20% теплоотдачи
2. На долю испарения (проведение) приходится б) 45% теплоотдачи
3. На долю излучения (проведение) приходится в) 30% теплоотдачи
г) 10% теплоотдачи
2. Подберите соответствующие цифровые показатели концентрации газов в выдыхаемом воздухе:
1. О2 а) 4%
2. СО2 б) 16%
3. Инертные газы в) 79%
г) 1%