Способы получения знаний в социологии.




Навыки

· вырабатывать самостоятельную, научно-обоснованную точку зрения по социально правовым проблемам;

· целенаправленно выстраивать систему вопросов, позволяющих получить развернутую информацию от собеседника;

· выявлять и грамотно анализировать документальные источники информации.

 

Литература для исследовательского проекта:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы. М.:ИНФРА-М, 2009.

Кузнецова И.О., Ромащенко Л.С. Методика проведения и оформление документов социологического исследования. Саратов: СГАП, 2007.
Осипов Г.В. Методы измерения в социологии.

Журналы: «социологический журнал», «социологические исследования».

 

Вопросы для повторения:

ü Чем объект социологии отличается от предмета этой науки?

ü Каковы уровни социологического исследования?

ü Поясните различие теоретической и прикладной социологии.

ü В чем сходство и различие таких наук как социология и социальная психология, социальная философия, право, экономика?

ü Какие методы использует социология?

ü Разъясните функции социологии. Какие из них наиболее важны в современной России?

ü Что дает знание социологии современному человеку?

 

Тема 1. Лекция. Социология как наука.

 

Учебные вопросы:

1) Понятие социологии, ее объект, предмет.

2) Структура социологии и взаимосвязь с другими науками.

3) Методы и функции социологии.

 

1. Огюст Конт (Conte) (1798-1857) – основоположник социологии как науки. Французский философ-позитивист.

Социология – наука об обществе.

Наука – система знаний.

Общества – совокупность людей, проживающих на земле.

 

Субъект – это тот, кто изучает, активная сторона научно-познавательного процесса.

Объект – это то, что подлежит изучению; часть реального мира, которая подвергается научному изучению.

Предмет – это наиболее существенные свойства, признаки объекта, подлежащие исследованию, исходя их целей научного познания.

 

Объект и предмет социологии. (ОС и ПС)

Объект социологии:

Ø Общество как целостное образование, социальная реальность.

Ø Социальные группы, организации, личности.

Ø Социальные институты.

Ø Социальное поведение.

Ø Социальные связи, отношения, механизмы.

Ø Социальные процессы.

 

Предмет социологии:

Ø Свойства, признаки, формы, факторы, противоречия, тенденции, закономерности, механизмы функционирования и развития общества, личности, социальных групп.

 

Например:

Тема: Женская преступность

Объект исследования: Преступность

Предмет исследования: специфика женской преступности в Октябрьском районе г.Саратова в возрастной группе 18-22 лет.

 

Социология – это наука, которая изучает функционирование общества как целого и его структурных единиц с целью выявления социальных тенденций и закономерностей их развития.

 

2. Уровни исследования социологии:

Индивидуальный уровень – взаимодействие и ролевое поведение.

Групповой уровень – Микросистема – Первичные группы, межличностные взаимоотношения в группах и институтах, взаимоотношения групп.

Уровень социальной системы – Макросистема – Общие модели социальной организации. Общества и общности.

 

Структура социологии:

Макросоциология исследует: Микросоциология исследует:
Механизм функционирования общества в целом в течение длительного времени. Поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.
Проблемы: Общие закономерности функционирования социума как целого; Взаимосвязи между различными частями общества. Проблемы: Поведение индивидов, мотивы поведения и поступков людей; Ролевое поведение.

 

Способы получения знаний в социологии.

Теоретическая социология Прикладная социология
Решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категориального аппарата науки и методологии. Ставит задачу найти средства достижения определенных практических целей, пути и способы использования устойчивых взаимосвязей (закономерностей).
Стремится ответить на вопрос: «Что и как познается?» Отвечает на вопрос: «Для чего познается?»

 

Социология взаимодействует с:

· Социальной философией

· Историей

· Социальной психологией

· Юридическими науками

· Политическими науками

· Социальной антропологией

· Экономическими науками

· Математическими и статистическими науками

 

Каждая из общественных наук изучает свой аспект общества:

o История – исторические факты, закономерности их возникновения и развития;

o Экономическая теория – экономические отношения, производство, распределение, обмен, потребление.

o Политология – структуру и функционирование политической власти.

o Этика – нравственные отношения.

o Антропология – культуру как образ жизни общества в целом (орудия труда, оружие, структуру группы, искусство, язык, иерархию).

o Юриспруденция – нормы права.

 

Социологические аспекты в различных сферах общества:

· В экономической сфере – условия труда, его стимулы, роль товарно-денежных отношений в регулировании социальных взаимодействий.

· В политической сфере – отношения различных слоев общества к политической власти, способность власти выражать их интересы.

· В правовой сфере – отношение людей к законам, способность институтов права защищать их интересы.

 

Особенности социологического подхода:

· Изучение общества как единой целостной многоуровневой системы. В каждой сфере общества социология изучает процессы в неразрывной связи с тем, как они влияют на функционирование общества как целого.

· Нацеленность на выявление и изучение закономерностей функционирования общества, стремление постичь природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они ни возникли;

· Ориентированность на изучение общественных отношений через призму интересов и потребностей людей, их мнений, ожиданий, предпочтений.

· Сочетание теоретических и эмпирических методов исследования.

 

3. Методы и функции социологии.

 

Методы социологии:

1) Общефилософские методы: принципы, законы и категории философии.

2) Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование…

3) Специфические социологические методы: сравнительно исторический, статистический, наблюдение, опрос…

 

Индукция – частные выводы àобщее положение

Дедукция – общее положение à частные выводы

Наблюдение – это восприятие социальных явлений и процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности.

Исторический и логический методы – изучение социальных явлений и процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Моделирование – упрощенное рассмотрение сторон или свойств социальной системы с помощью схем, графиков, математических подсчетов, слов.

 

Функции социологии:

1) Познавательная – социология обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности социального развития.

2) Прогностическая – социология вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях социального развития.

3) Прикладная (практическая) – социологические исследования ориентированы на решение практических проблем.

4) Инструментальная – социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности.

5) Критическая – проявляется в объективной оценке социальной реальности, которая позволяет определить достоинства и недостатки какой-либо социальной системы.

 

Выводы:

1) Социология является наукой об обществе, его структурных единицах, закономерностях их становления, функционирования и развития.

2) Социология, являясь самостоятельной наукой, имеет свой научный и категориальный аппарат, инструментарий исследования.

3) Социологические теории помогают человечеству в осмыслении того, как и почему проходят социальные изменения, что является источником и двигателем развития человеческого общества.

 

Тема 2. Социологическое исследование.

Учебные вопросы:

1) Понятие социологического исследования, его уровни, виды и этапы.

2) Программа социологического исследования: понятие и структура

 

1. Социологическое исследование:

· это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении;

· система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные сведения об изучаемом явлении для их последующего применения.

 

Уровни социологического исследования:

· Методологический – совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводится исследование, и объясняются результаты.

· Методический – комплекс конкретных приемов и методов сбора информации.

· Процедурный – организация самого исследования.

 

Виды социологического исследования:

1) По задачам: Разведывательное (пилотажное), Описательное, Аналитическое

2) По частоте: Развое (точечное), Повторное (панельные, логитюдные).

3) По масштабам: Международные, Кросскультурные, Общенациональные, Региональные, Отраслевые, Локальные.

 

Разведывательное (пилотажное) исследование:

· Решает ограниченные по содержанию задачи.

· Охватывает небольшие обследуемые совокупности.

· Основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

· Используется для предварительного обоснования определенного процесса или явления для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ.

· Служит поставщиком оперативных данных, сведения, особо интересующих исследователя в данный момент.

· Обычно используется какой-либо один из методов сбора первичной информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки.

 

Описательное исследование:

· Более сложный вид социологического анализа, позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах;

· Проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария;

· Дает возможность группировки и классификации элементов по определенным характеристикам;

· Применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками;

· Сочетание различных методов позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

 

Аналитическое исследование:

· Ставит целью углубленное изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественнее параметры;

· Выясняет, носит ли обнаруженная связь причинный характер;

· Изучает совокупность факторов, с выделением основных и неосновных, временных и постоянных, управляемых и неуправляемых;

· Его подготовка требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария;

· По используемым методам сбора социологической информации носит комплексный характер;

· Имеет большую научную и практическую ценность.

 

Этапы социального исследования:

1) Подготовительный – разработка программы и инструментария.

2) Основной этап – сбор социологической информации.

3) Завершающий – обработка, анализ и интерпретация полученных данных.

· Редактирование информации.

· Кодирование информации.

· Статистический анализ.

· Практические рекомендации.

 

 

2. Программа социологического исследования – это

· Изложение основных задач, методологических предпосылок, гипотез исследования с указанием процедур и логической последовательности операций.

· Включает три раздела:

Методологический:

1. Проблема и тема исследования

2. Объект и предмет исследования

3. Цель и задачи исследования

4. Интерпретация основных понятий

5. Установление связей между понятиями

6. Формулировка рабочей гипотезы

 

 

Тема 4: Обработка, анализ и обобщение социологической информации.

 

1) Обработка социологической информации

2) Анализ социологической информации

3) Отчет о результатах социологичесого исследования

 

 

Обработка первичной социологической информации – это приведение эмпирических данных к такому числовому виду, который делает возможной проверку гипотез исследования.

 

Предвариательная подготовка инструментария к обработке:

1-й этап – это проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения.

2-й этап – кодирование информации.

 

Предвариательная проверка:

1) На точность: выявление правильности ответов на каждый вопрос, исправление ошибок.

2) На полноту заполнения: Бракуются анкеты, в которых пропущено свыше 20% вопросов содержательного блока; 2-х, 3-х вопросов «Паспортички».

3) На качество заполнения: оценивается разборчивость, понятность ответов на ползакрытые и открытые вопросы.

 

Кодирование информации – это присвоение каждому индикатору определенного числа (кода), в к результате чего просиходит перевод содержательной информации на язык формальной логики.

Системы кодирования:

1) Порядковая – сплошная нумерация всех вариантов анкеты.

2) Позиционная – автономная нумерация каждого вопроса анкеты.

 

Процедуры кодирования ответов открытые и полузакрытые вопросы:

1) На отдельный лист бумаги выписывают все суждения респондентов по какому-либо вопросу, против каждого варианта проставляется число, указывающее на частоту его повторяемости.

2) Суждения классифицируют по уровню смысловой близости, разбив на несколько групп и присвоив каждой группе отдельный код (разрабатывается кодификатор)

3) С помощью разработанного кодификатора каждая анкета кодируется для последующей обработки.

 

Статистическая группировка – это способ обощения эмпирических данный при их обработке с помощью группировочных таблиц, в результате получают ряды распределения (ответов на вопросы).

Виды:

· Простая группировка – по одному признаку;

· Сложная группировка – по нескольким признакам.

Ряд распределения – это ряд чисел, каждое из которых отражает количество частоты выбора одного варианта ответа на данный вопрос в рассматриваемой совокупности анкет.

Виды:

· Атрибутивный ряд образуется по качественному признаку;

· Вариационный ряд формируется по количественному признаку, то есть по признаку, выраженному в числовом значении.

Гистограмма – графическое изображение числовых значений в виже столбиков.

Диаграмма – это грацическое изображение признаков в виде секторов одного круга, построенных на его радиусах.

Полигон – разновидность грацика в виде ломаной сплошной линии.

 

2. Анализ социологической информации – это этап социологического исследования, в ходе которого при помощи логических методов раскрываются связи между переменными, проверяются гипотезы исследования.

Процедуры логического анализа:

· Описание – вомплексная логически завершенная фиксация структурных характеристик объекта исследования;

· Сравнение состояния одного и того же объекта в разные периоды позволяет выявить динамику, тенденции его развития, проанализировать сходство и различие основных характеристик.

· Объяснение – интерпретация, раскрытие на основе анализа сущности объекта.

 

Методы анализа эмпирических зависимостей:

1) Методы поиска связей (позволяют выявлять зависимость между переменными);

2) Методы проверки гипотез.

 

Принципы установления статистических связей между переменными:

1) Принцип совместного проявления событий

2) Принцип коваризации – параллельное изменение в рядах исследуемых переменных: если для двух рядов количественных данных изменения в одно из них соответствуют изменению в другом, есть основание предположить наличие связи между этими рядами.

 

Верификация – это процедура оценки социологических гипотез, состоящая в сопоставлении их с фактами, положением дел в действительности.

 

Способы непосредственной верификации:

1) Анкетирование

2) Применение интервью с дополнительными контрольными вопросами

3) Объективный и логический анализ высказываний опрашиваемого лица или сопоставление ответов нескольких респондентов.

Способы опосредованной верификации:

1) Использование других эмпирических методов;

2) Проверка показаий респондентов через наблюдение за их поведением.

3) Опрос нескольких респондентов по одному и тому же факту

4) Сравнение результатов опроса с данными при применении других методов.

 

3. Отчет о результатах исследования – это документ, который отражает водержание программы исследования, ее выполнение, полученные выводы, практические рекомендации и возможности их внедрения.

 

Логика изложения материала в развернутом отчете:

· Во введении обосновывается актуальность проблемы

· В первой главе дается характеристика исследования (его цели, задачи, обоснование выборки, методы сбора информации), приводятся социально-демограцические характеристикаи объекта исследования

· В последующих главах анализируются полученные результаты

· В заключении формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.

 

Качество социологического исследования:

Качество цели - необходимо рассматривать с позиции ее актуальности, важности, социальной значимости

Качество средств – заключается в корректности разработки зада, формулировки и обоснования гипотез, составления системного анализа объекта исследования; в грамотности реализации методиеских, технических и организационных процедур.

Качество результата – определяется такими параметрами, как степень целедостижения, теоретическая и практическая значимость, надежность и достоверность полученной информации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: