Вопросы:
1) История зарубежной социологии.
2) История отечественной социологии.
1. Огюст Конт (Conte) впервые использовал термин социология.
Основные социнения Конта:
· «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42),
· «Система позитивной политики» (т.1-4, 1851-54).
Учение О.Конта «социальная физика»:
· Во всеобщей классификации наук социлогия занимает место выше физики, биологии.
· Социология («социальная физика») – это наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.
· Открытия социология совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.
· Методы должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя (позитивизм).
· Для получения знаний об обществе, его законах необходимо изучать отдельные социальные факты, сопоставлять их и проверять (эмпиризм).
· Общество – это организм, который обладает собственной структурой, действует в соответствии с законами, подобно закону всемирного тяготения в физике.
· В основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом софиальной солидарности и проповедующим альтруизм.
· Проблемы в обществе можно решить с помощью:
1) Порядка (симметричность и уравновешенность структурных элементов общества) и
2) Прогресса – использования знаний об обществе для оптимизации человееских отношений.
Две части социологии по Конту:
1) Социальная статика, которая описывает взаимоотношения между элементами общественной системы, структуры общества (семья, государство, религия) в застывшем состоянии;
|
2) Социальная динамика, раскрывающая законы и этапы изменения общества.
Конт сформулировал основной закон общественного прогресса
· Согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума:
· 1-я стадия – теологическая (древность и раннее Средневековье до нач.XIV ст.), прошла три периода: Фетишизм; Политеизм; Монотеизм. Это эпоха военного господства.
· 2-я стадия – метафизическая (XIV-XIX вв) переходная (разрушение старых верований, распространение критической филоофии, общество, нуждается в новой интегрирующей идеологии). Это время феоального господства.
· 3-я стадия – позитивная – распространение наук, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни. (Промышленная цивилизация).
Историческая и научная роль О.Конта
· Состоит в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки.
· Но О.Конта не смог определить четко предмет новой науки и найти ее научные методы.
Эфиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы.
Основные работы Э.Дюркгейма:
· «Правила социологического метода» (1895);
· «О разделении общественного труда»
· «Самоубийтсво»
Принципы новой методологии Э.Дюркгейма:
· Натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы;
· Социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Теория социальных фактов Э.Дюркгейма.
· Основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система).
|
· При изучения социальных фактов следует широко применять метод сравнения и функциональный метод сравнения и функциональный анализ, который позволяет устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества.
В социальной реальности Дюркгейм выделял три уровня:
· А) уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);
· Б) уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);
· В) уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Теория социальной солидарности Э.Дюркгейма
· Социальная солидарность сплачивает общество.
· Разделение труда (распределение людей по профессиям) вносит разнообразие в общество.
· Солидарность основывается на коллективном сознании (совокупности общих верованиц и чувств, которые разделяют члены группы, общества).
· Важное условие солидарной деятельности людей – соответствие выполняемых профессиональных функций способностям и наклонностям.
· Отвергал идею Маркса о революции как единственно приемлемом способе разрешения социальных конфликтов. Дюркгейм (как и Конт), считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты – признак болезни в обществе.
Историческая и науная роль Эмиля Дюркгейма
|
· Разработал методологию функционального анализа
· Проввел глубокое изучение проблемы самоубийства, которое и сегодня служит классическим примером того, каким должно быть социологическое исследование
· Заложил основы еории аномии, не потерявшей и в наше время своей ценности.
· Его учение о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, коллектином сознании и ценностях, эволюции религии вошло в золотой фонд мировой социологии.
К. Маркс (1818-1883) – основатель теории социального конфликта, автор учения о структуре и развитии общества, теории классов.
История – процесс непрерывного прогрессивного развития общества от низшего к высшему.
Общественное развитие: Первобытно-общинная формация => рабовладельческая => феодальная => капиталистическая => коммунистическая.
Общественно-экономическая формация – это стадия развития общества, для которой характерен свой способ производства в единстве производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы:
1) Люди, обладающие определенной квалификацией и способностью к труду
2) Земля, недра и полезные ископаемые
3) Здания и помещения, где осуществляется процесс производства
4) Орудия труда и производства
5) Технология и оборудование
6) Конечная продукция и сырье
Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных блан под воздействием характера и уровня развтия производительных сил.
Согласно теории К. Маркса, двумя главными классами капиталистического общества являются капиталисты и рабочие.
Герберт Спенсер (1820-1903)
· Английский социолог;
· Один из родоначальников позитивизма;
· Основатель органической школы в социологии.
Макс Вебер (1864-1920) – Немецкий социолог, философ.
2. Развтие социологической мысли в России.
Основные социологические школы:
1) Географическая (Мечников Л.И. (1838-1888) – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ».
2) Органическая (Стронин А.И. (1827-1889), Поль фон Лилиенфельд (1929-1903), Новиков Я.А. (1830-1912).
3) Социально-юридическая (Коршунов, Петражицкий, Кистияковский, Чичерин.)
4) Марксистская (Туган-Барановский М.И., Плеханов, Ленин, Струве, Булгаков.)
5) Субъективная школа Лавров, Михайловский, Кареев).
Главные работы Мечникова:
Япоская империя 1878.
«Цивилизация и великие истрические реки»
Основные идеи Мечникова:
1) Развитие цивилизации стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом.
2) Роль природные среды – научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), заетм на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация).
3) Эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и опеределения самой среды меняется по мере развития цивилизации.
4) В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу.
5) Признавал необходимость технического прогресса, оторый является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.