Учреждения дополнительного образования детей являются открытой социально-образовательной системой. Этот факт диктует необходимость оценивать результаты своей работы как внутри учреждения, так и в социально-культурной среде.
Социальное партнерство, способствующее количественному и качественному изменению взаимодействия различных структур, можно рассматривать через процессы интеграции. Интеграцию можно рассматривать как внешние, так и внутренние процессы.
Цель: расширение социального партнерства с образовательными учреждениями и культурными центрами для создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего самоопределению, достижению социальной компетентности воспитанников при освоении ими различных образовательных программ.
В соответствии с целью основными задачами реализации интеграционных процессов являются:
- повышение качества образовательных услуг через реализацию образовательных программ инновационного типа;
- создание условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах деятельности;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов МОУ ДОД “Центр детского творчества”;
- профессиональная ориентация обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, формирование готовности к продолжению образования;
- создание условий для социализации обучающихся, успешной их адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
- осуществление совместной деятельности со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;
- расширение участия Центра детского творчества в развитии социокультурного пространства города Трехгорный;
- воспитание ценностного, бережного отношения к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового культурного наследия;
- создание условий для сохранения здоровья детей;
- активное участие воспитанников Центра детского творчества в городских, региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится на парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Системообразующим блоком учебного плана образовательных программ являются этапы самоопределения обучающихся.
Первый этап - подготовительный (возраст детей от 6 до 10, от 10- до 14 лет). Этап социального самоопределения личности ребенка, его первое знакомство с ЦДТ, коллективом.
Второй этап - это базовый этап (возраст детей от 8 до 10, от 10 до 16 лет), который предполагает формирование базовой культуры и базового образования посредствам социализации, индивидуального развития интересов.
Третий этап - специализированный этап (возраст детей от 10 до 14, от 14 до 17 лет). На этом этапе идет обогащение базовой культуры личности и базового образования, дифференциация и профессионализация дополнительного образования. И включает допрофессиональное и профессиональное самоопределение воспитанников.
Информатизация образовательного процесса МОУ ДОД “ЦДТ”
Реализация проекта направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данного проекта позволит эффективно организовать образовательный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку педагогов и администрации на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В результате реализации программы ее участники приобретут современную информационную и производственную культуру, освоят инструменты из других областей деятельности: автоматизированное проектирование, современные методы научных исследований, информационное обслуживание и др.
Проект предусматривает на всех этапах реализации:
- изменения в методах и организационных формах работы воспитанников, педагогов и администрации;
- появление новых моделей, устойчивых форм образовательной деятельности (педагогической практики);
- применение новых технологий в организации и проведении массовых мероприятий.
Цель информатизации образовательного процесса: модернизация образовательной системы МОУ ДОД “ЦДТ” через обновление содержания и технологий образования, отвечающих современной системе образования.
Основные задачи информатизации образовательного процесса:
- создание оптимальных условий для овладения педагогами и администрацией информационными технологиями;
- внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс на всех уровнях;
- формирование информационной культуры педагогических и административных кадров;
- использование ИКТ для непрерывного образования педагогических кадров МОУ ДОД “ЦДТ”;
- повышение результативности через применение ИКТ в образовательном процессе;
- создание единого информационного пространства;
- совершенствование материально-технической базы информатизации и повышение качества ее обслуживания.