Вопрос о структуре социально-психологического воздействия является достаточно сложным, во-первых, в силу его недостаточной проработанности в литературе и во-вторых, в силу многообразия способов воздействия и связанных с ним изменений, описанных в ней достаточно хаотическом виде.
Классическая структура социально психологического воздействия представлена в рамках подхода с позиции теории коммуникации и включает следующие компоненты:
1. Субъект социально- психологического воздействия – человек, группа, информационный ресурс, средства массовой информации, ситуация и многое другое, организующие и реализующие систему действий, направленных на изменение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. личности или группы с целью достижения поставленной цели. Человек может стремиться произвести соответствующее впечатление на своё окружение. Группа может оказывать давление на своих членов, добиваясь их подчинения групповым нормам. Средства массовой информации, ведя пропаганду тех или иных идей, стремятся формировать соответствующее мировоззрение своей аудитории, прививая ей определённые идеалы и ценности. Попадая в специально организованную обстановку, человек начинает испытывать на себе её влияние, призванное склонить его к определённому поведению.
2. Объект социально-психологического воздействия – отдельный человек, группа, общество, на которые направлено воздействие. При организации воздействия на эти объекты учитываются их индивидуальные особенности, присущие им в связи со спецификой используемого способа или средства воздействия.
3. Содержание социально - психологического воздействия - сообщение, информация, действия, направленные на изменение существующей системы социальных установок, представлений, отношения поведения и т.п.
|
4. Средства социально - психологического воздействия – способы, технологическое сопровождение, приёмы, посредством которых достигается изучение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. Со средствами воздействия обычно ассоциируются такие его методы как убеждение, внушение, заражение, подражание и др.
5. Результат социально-психологического воздействия – изменения в социальных установках, представлениях, отношениях, поведении людей, достигнутые посредством воздействия, направленного на достижение определенных целей. Перестройка системы социальных установок, представлений, отношений, поведения личности или группы под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата затрагиваемых аспектов, так и по стойкости их изменений.
Таким образом социально-психологическое воздействие должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями.
3 Методы социально-психологического воздействия
Воздействие одного партнёра по общению на другого имеет цель изменить или сформировать установки последнего путём предоставления ему определённой информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие методы воздействия использовались.
|
Методы психологического воздействия - основные инструменты, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей.
Убеждение как метод психологического воздействия – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Убеждение всегда ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу психики людей и групп.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека или группы, на которых оно направлено.
Убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:
Ø его целесообразно использовать лишь тогда, когда люди в состоянии проанализировать полученную информацию;
Ø убеждение возможно лишь в том случае, если объект воздействия стремится понять адресуемую информацию, взвесить соответствие выводов системе аргументации и при достаточном соответствии согласиться с навязываемой ему точкой зрения;
Ø убеждение оказывается возможным при наличии у объекта воздействия способности к сопоставлению различных точек зрения, анализу системы аргументации;
Ø убеждение осуществимо лишь при сходном понимании аргументов и выводов субъектом и объектом психологического воздействия;
Ø убеждение может применяться только тогда, когда это позволяют временные рамки.
|
Психическое заражение представляет собой процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.
В отличие от подражания и комфортности заражение выступает как форма спонтанно появляющегося механизма поведения человека, обусловленного его подверженностью определённым психическим состояниям. Взрывные формы проявления эмоций, чувств и страстей являются мощным катализатором передачи психического настроя от коммуникатора реципиенту.
Основной функцией социально-психического заражения является психологическое воздействие на группы. В толпе люди легче поддаются заражению и внушению.
Подражание - это следование каким-либо образцам и примерам. Оно направлено на внешнюю идентификацию индивидом себя с некоторой значимой для себя личностью. При стремлении к подражанию субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, манеру одеваться. Каждый может вспомнить примеры подражания, которые характеризовали его поведение и поступки на определенных этапах жизни.
Нельзя отождествлять подражание с заражением. Подражание направлено на воспроизведение человеком определённых внешних черт, образцов поведения и поступков и сопровождается эмоциональными проявлениями. Заражение же как психическое состояние возникает через сопереживание человеком внутренних, психических настроений и переживаний других людей. Несмотря на эти различия, оба эти состояния объединяет то, что один и тот же поведенческий акт может быть одновременно и предметом подражания, и фактором психического заражения.
Внушение как метод психологического воздействия – это оказание влияния на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом(и часто неосознанном) восприятии информации.
Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на способность человека мыслить и рассуждать, а не его готовность получать распоряжения, инструкции к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логически взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается.
Принципы внушения обычно сводятся к следующему:
- должны применяться те виды и приёмы внушения, которые могут возбудить специфический интерес у отдельных конкретных групп людей;
- необходимо использовать те способы и приёмы внушения, которые могут аннулировать нежелательную мотивацию или настроения, ставшие следствием влияния информации и событий, неподдающихся умолчанию;
- должны применяться те способы и приёмы внушения, которые имеют шансы не вызвать опровержение до тех пор, пока не будет достигнута главная цель психологического воздействия.
Аутогенная тренировка как частный случай самовнушения. Это система приёмов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма.
Таким образом, рассмотрен проблемный пласт социально-психологического воздействия, что создаёт необходимую основу для рассмотрения дальнейших актуальных вопросов социальной психологии.
4 Особенности воздействия на людей в современных условиях
МОДА
В современных условиях когда развивается во первых технологический мир, во вторых все остальное на одну из главных сцен выходит человек, главным образом человек это устройство потребления будь то информация или какая то другая необходимость. В современном мире все чаще стали давить на мнение человек путем разных методов которые мы разберем. Человек не полностью осознавая идет на поводу у того или иного рода социально-психологических уловок. И этим в современном мире пользуются многие заинтересованные в этом люди или компании. Далее мы разберем какие же воздействия оказываются на мнение человека в современном мире.
Мода как фактор психологического воздействия. Мода - это кратковременная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в определённые периоды в данном обществе настроений и быстро меняющихся вкусов и увлечений. Психологи указывают на два социально-психологических механизма возникновения и становления моды. Первый из них – явление уподобления, идентификации людей. Здесь проявляется конформизм личности – развитое в человеке стремление не выделяться среди других, быть как все. Второй механизм – явление обособления, выделения себя из основной массы людей. Однако в моде есть место и сознательному выбору форм поведения, это ориентация на моду не только, скажем, в одежде, но и в духовной деятельности.
Модой движет, как правило, два мотива: подражание и боязнь остаться вне общества. Для того, чтобы быть в курсе очередного веяния, существуют тематические журналы, сайты и сети Интернет и программы по телевидению. Помимо этого существуют определные общества, увлеченными очередным веянием. Они устраивают тематические встречи, пытаются привлечь "соратников". Спустя какое-то время,как правило, данные сообщества "угасают" и перестают существовать.
Продолжительное существование моды во всех странах нашего мира является наглядным свидетельством того, что мода является массовым явлением психики и выполняет важные социальные функции, количество которых достаточно велико..
Мода является одним из социально-значимых средств личностной идентификации, что так важно для молодого поколения, еще формирующего свое самосознание и ищущего свое положение в обществе. Также она несет в себе также функцию определения престижности тех или иных предметов и явлений, этот фактор может способствовать как их повышению, так и понижению. Кроме того, мода способствует также и психофизиологической разрядке, что особенно значимо в современном постиндустриальном и урбанизированном обществе, где для ряда индивидов предлагается монотонность многих производственных процессов, однообразие городской среды, стандартный характер промышленной продукции и так далее.. Одни функции моды действуют на уровне целого общества, в то время, как другие действуют на уровне индивидуальных социальных потребностей человека.
РЕКЛАМА
Мы уже говорили о том, что в своих исследованиях в области рекламы
ученые широко используют формы и методы таких научных дисциплин, как
психология, социология, теория коммуникации, математика и др.
В рекламе чаще всего используются зрительные и слуховые ощущения. Хотя
в ряде случаев реклама может быть основана на других видах ощущений.
Например, на автомобильных выставках посетителям иногда предлагают
управлять автомобилем, чтобы испытать чувство комфорта. Тем самым
используются вибрационные, двигательные и другие ощущения.
Другой пример: во время презентации фирмы, производящей или продающей
продукты питания или напитки, в качестве рекламы могут использоваться
вкусовые или обонятельные ощущения.
Рекламная деятельность стала объективной реальностью нашей
повседневной жизни. Эффективная реклама возможна только в том случае, если
она выполняется профессионально. И это все более учитывается наукой и
практикой. Феномен рекламы вызывает все возрастающий интерес со стороны
специалистов различных областей знаний.
В то же время при восприятии рекламы обычно никто не задумывается над
тем, что в плохой рекламе виноват не столько рекламодатель или
распространитель рекламы, сколько ее изготовитель, разработчик.
Потребители, как правило, ругают рекламодателя или средства массовой
информации, хотя часто те не виноваты в плохой рекламе. Но его ошибка состоит в том, что он не воспрепятствовал выходу в свет плохой рекламы, согласился с теми идеями, которые ему предложили или навязали разработчики.
Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия
является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных
резервов и возможностей.
РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Радио
Такое воздействие осуществляется путем передачи в эфир через военные и гражданские радио— и телепередатчики специальных радио— и телепрограмм, а также путем вхождения в сети боевого управления и каналы связи противника через войсковые (корабельные) радиосредства. Данная форма психологической войны позволяет оперативно и эффективно охватывать массовые аудитории в пределах радиуса приема радио— или телевещания конкретной станции.
Радиовещание в интересах психологической войны — это использование широких возможностей многочисленных радиостанций для воздействия на большие аудитории войск и населения противника. Никакое другое средство массовой информации не может сравнится с радио по широте охвата аудитории. Сейчас около 80 стран мира осуществляют радиовещание на заграницу.
Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет также слабые стороны и недостатки в сравнении с другими формами психологической войны, обусловленные:
• необходимостью готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем, прослушивание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как правило, сурово преследуется);
• определенными ограничениями акустического восприятия информации по сравнению с печатной продукцией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее, невозможно уточнить непонятное слово или фразу);
• ограниченностью радиовещания строго определенной продолжительностью передач;
• необходимостью наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;
• возможностью глушения радиопередач и пеленгования противником радиопередающих станций в целях их подавления;
• появлением в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить радиоприемные устройства на запасные частоты либо переходить на засекреченные каналы связи.
Телевидение
Телевидение (ТВ) — о дна из наиболее эффективных форм психологической войны. Уже сейчас большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями Интернет.
Психологическое воздействие с помощью телевещания обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими формами ведения психологической воздействия.
· Во-первых, ТВ влияет на формирование общественного мнения так, как никакое иное средство информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям, происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему материала ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Сила этого эффекта настолько велика, что ТВ способно вводить зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа. Примером могут служить телерепортажи, транслировавшиеся с мест боевых действий в районе Персидском заливе в 1991 г.
· Во-вторых, с помощью ТВ можно показать конкретные эпизоды боевых действий, фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие зверства противника. Аналогично может быть сделан видео обзор международных событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны художественные и документальные кино— и телефильмы и т.п.
· В-третьих, телевидение позволяет передавать факсимильным способом различные печатные издания, в том числе листовки, в другие страны мира. Для этого телевизор оборудуют специальной приставкой, из которой выходит лента с отпечатанной на ней информацией, переданной на волнах телевизионного диапазона. В США и Японии уже разработаны приставки, способные печатать информацию не на ленте, а прямо на газетном листе бумаги с двух сторон, причем на эту операцию уходит буквально несколько десятков секунд.
В-четвертых, в случае невозможности прямой передачи на телевизионные приемники (или ретрансляции передач) население и военнопленные могут смотреть их записи с помощью видеомагнитофонов.
Самым благоприятным объектом психологического воздействия через ТВ является гражданское население. Современный человек настолько привык получать инфор мацию из телевизора, что не сможет обойтись без этого и в военное время. Изъять у населения телеприемники на период войны (особенно с учетом малогабаритных транзисторных телевизоров), вряд ли возможно в большинстве государств. Кроме того, военно-политическому руководству противника самому необходимо телевидение как мощное и эффективное средство воздействия на собственный народ.