ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия.

Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся используют тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

Компьютер в качестве электронного ассистента, обладая специфическими функциональными возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, может стать мощным средством для стpуктуpиpования и систематизация математических и физических знаний и умений, для формирования миpовоззpения и развития интеллекта школьника, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, использование компьютера на уроках - одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Было проведено анкетирование среди учителей МОУ СОШ п. Семушино. Требовалось выяснить, где и как учителя применяют информационные технологии, их отношение к ним. Всего в анкетировании участвовало 12 преподавателей, из них ровно 8 человек имеет стаж работы более 20 лет. Получается, что большая часть преподавательского состава работала в период, когда информационных технологий не было или они только начинали появляться в образовательном процессе. Психологи утверждают, что людям после 40 лет намного тяжелее научиться работать с новыми технологиями, чем молодым преподавателям. Из этого можно сделать вывод, что такие преподаватели если и используют современное оборудование на уроках, то делают это крайне редко и неуверенно. Тестирование полностью это подтвердило. Преподаватели с большим стажем пользуются на уроках в основном проектором. Применяют они его на уроках изучения нового материала, т.е. реализуют таким образом принцип наглядности. Через проектор они демонстрируют различные изображения, модели предметов и процессов. Уроки контроля такие преподаватели проводят в традиционной форме, а именно с помощью письменных проверочных или самостоятельных работ. К интернету преподаватели старшего возраста относятся с большим недоверием. Они считают использование интернета бесполезным времяпровождением, игрой и не видят в Глобальной сети ничего положительного и образовательного. Предпочитают давать задания по работе с учебниками.

Вторую группу учителей составляют молодые специалисты, стаж работы которых не более 5 лет. Они активно используют информационные технологии в организации работы на уроке. Почти все из них пользуются электронными учебниками, виртуальными музеями, библиотеками, компьютерными тестами, прикладными программами, проектором и т.д. Они утверждают, что использование современных средств и техники позволяет проводить разнообразные формы работы с учениками, т.е. ученики могут воспринимать информацию как зрительно и на слух, так и экспериментально, работая самостоятельно за компьютером. Ученикам становится интереснее, если они сами активно вовлечены в работы, если делают что-то сами, получая результат. Молодые преподаватели используют информационные технологии как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления и контроля. Компьютер – универсальное средство. Он позволяет работать как в группе, так и с каждым индивидуально. Так же хорошо использовать компьютерные тесты. Они позволяют быстро и объективно проверить знания каждого учащегося. Часто ученики сами готовят презентации по новой теме. Таким образом они сами отбирают и систематизируют информацию. Это способствует лучшему усвоению новых знаний. Итак, можно сделать вывод, что молодые преподаватели чаще и продуктивнее используют современную технику и технологии чем педагоги старшего поколения. Эту проблему можно решить дополнительными курсами повышения квалификации для преподавателей с большим стажем работы, проведения различных мастер-классов молодыми преподавателями, приглашением специалистов для обучения старшего поколения. Эту проблему можно и нужно решать, ведь нельзя ждать омоложения кадров, т.к. в поселке этот процесс может происходить очень долго.

Отличаются предметы, в изучении которых можно использовать информационные технологии. Например, учителя русского языка и математики практически не используют их в своей работе. Объясняют они это тем, что данные предметы требуют точных, строгих знаний, а компьютер будет лишь отвлекать внимание. Еще одним аргументом является то, что на этих предметах большую роль играет практика, выполнение различных упражнений. Их, по мнению преподавателей, ученик должен обязательно писать рукой, а не печатать на компьютере, потому что так они пропускают все знания через свое мышление и логику, лучше запоминая материал. Это довольно-таки спорное утверждение, т.к. существуют учебные программы, которые содержат довольно интересные тесты и задания, которые для своего решения требуют работы и в тетради. По русскому языку существует так же огромное количество электронных словарей, тестов по орфографии, морфологии, синтаксису и т.д. На основе этого можно сделать вывод, что даже точные науки позволяют пользоваться современными технологиями.

Чаще всего информационные технологии используют учителя естественных наук, т.е. физики, географии, химии, биологии, реже учителя истории и иностранного языка. Информационные технологии позволяют демонстрировать учащимся протекание тех или иных процессов в природе или веществах. В школе, где нет химического кабинета, особенно важна возможность продемонстрировать протекание химических реакций с помощью видео или специальных программ. Существуют специальные программы, позволяющие ученикам «сливать» различные вещества и смотреть, что из этого получается. С помощью видеофайлов, фотографий, карт учащиеся могут увидеть самые отдаленные уголки нашей планеты. Интереснее всего ученикам на уроках географии бывает наблюдать различные географические объекты с помощью круглосуточных камер, которые можно найти на различных сайтах. Информационные технологии все больше проникают в образовательный процесс. Все больше предметов можно изучать посредством их. Это делает образовательный процесс более интересным, увлекательным, запоминающимся.

В итоге, изучив, как используют информационные технологии учителя школы МОУ СОШ п. Семушино, можно заполнить таблицу(таблица1)


 

ГДЕ ДЛЯ ЧЕГО ЧТО КАК
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала Обучающие программы, мультимедийные средства Компьютерный класс или один компьютер и мультимедийный проектор
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения к обобщению Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций Один компьютер и мультимедийный проектор
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. На этапе первоначального контроля Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
На внеклассных мероприятиях Для демонстрации материала Мультимедийные средства Один компьютер и мультипроектор
На внеклассных мероприятиях Для развития творческих способностей учащихся Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр Компьютерный класс

Таблица 1 – использование ИТ в школе МОУ СОШ п.Семушино

Зуевского района Кировской области.


Учителя выделяют главные плюсы использования информационных технологий в образовании:

1. Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.

2. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса.

3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию частично или практически ограничен.

4. Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося.

5. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.

Но наряду с плюсами, выделяют и минусы:

1. В поиске информации ребенок может выйти на сайты, содержащие вредную для психики информацию.

2. Использование информационных технологий занимает больше времени, требует более детальной подготовки учителя к уроку

  1. Существует опасность того, что ученики не будут заучивать новый материал, зная, что в любой момент могут найти весь материал в интернете.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе носит положительный характер. Но нужно применять их в правильном направлении и в правильном количестве. Урок должен проходить в постоянном диалоге ученика и учителя. В конечном счете ни одна технология не сможет заменить учителя и его знаний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные нами информационные технологии показывают, что по мере их развития удавалась ставить и решать все более сложные задачи педагогики и образования.

Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых знаний.

Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.

Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться: повышения эффективности и качества процесса обучения; – интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях; сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых; повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом; интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №1.

3. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

5. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.

6. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.

7. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2000. - №1.

8. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

9. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

10. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.

11. Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

12. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. - М.:ПЭМ, 1993.

13. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1.

14. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

15. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

16. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.

17. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

18. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

19. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989.

20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.

21. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.

22. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997.

23. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.

24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

25. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2002. - №1.

26. Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. - М.:Педагогика, 1989.

27. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.

28. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: