Прочитайте текст и выполните задания 22–27.




(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров ли­ца у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь не божественная женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно, и вообще нечто старообразное есть в его чертах. (З)Для чего это овзросление малюток в ущерб миловидности и привлекательности?

(4)Художница ответила мне примерно так. (5)Старые мастера и вообще большие живо­писцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (6)Они, конечно, могли бы изобра­зить маленького счастливого бэби, уж на это-то умения у них хватило бы. (7)Но сквозь оболочку детскости они прозревали в ребёнке человека. (8)То есть они видели в нём не просто живое существо, которое в дальнейшем станет человеком, но УЖЕ человека. (9)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (10)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (11)Так что не стоит живописать его в виде глупенького хорошенького открыточного пупсика с застывшей счастливой улыбкой. (12)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (13)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (14)Вот вы в детстве были счастливы?

(15)Выслушав её, я призадумался. (16)Конечно, какой-то перебор и перехлёст был в её словах. (17)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (18)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (19)Причина лежала во мне самом. (20)Мне просто некогда было быть счастливым.

(21)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (22)«Золотое детство» — это прочно затверженная формула.

(23)А что, если миф о «золотом детстве» придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (24)Ведь если бы люди в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (25)Между тем мы живём в обществе людей разумных. (26)Конечно, есть и глупцы, — дураков, как говорится, на сто лет запасено, и запас всё время пополняется. (27)Но количество недоумков ничтожно по сравнению с огромным количеством людей талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, — и это во всех областях жизни.

(28)Детство — пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (29)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (30)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (31)Всё время ошибки, на­кладки, просчёты, обиды, недоумения. (32)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(33)Кто-то сказал, что каждый человек — это целый мир. (34)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (35)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (36)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё «золотое детство».

(По B.C. Шефнеру*)

* Вадим Сергеевич Шефнер (1915-2002) — советский русский поэт и прозаик, фантаст, переводчик.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1) Поначалу рассказчику трудно было понять, почему дети, изображённые на полотнах старых мастеров, выглядят взрослыми.
  2) Рассказчик всегда понимал, что дети на полотнах — это прежде всего люди.
  3) Перебирая в памяти счастливые моменты детства, рассказчик пришёл к выводу о том, что их было не так много.
  4) Глупые люди могут вырасти из тех детей, которые во времена «золотой поры» были безоблачно счастливы.
  5) В детстве жить очень интересно и легко: радость постижения чего-то нового не омрачают даже просчёты и ошибки.
       

Ответ __________________________________________________________________________

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
  2) В предложениях 5-7 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 3.
  3) Предложение 11 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 10.
  4) В предложениях 24-27 представлено повествование.
  5) В предложении 30 представлено описание.
       

Ответ __________________________________________________________________________

 

24. Из предложений 24-25 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

Ответ __________________________________________________________________________

 

25. Среди предложений 20-27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ __________________________________________________________________________

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26. «Привлекая читателя к размышлению о детстве, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)____________________________ (предложения 3, 14, 21, 23), а также приём — (Б)____________________________ (предложения 2, 9). Вступая в дискуссию с теми, кто считает детство лишь счастливой порой, автор использует такое лексическое средство, как (В) __________________________ («дураков» в предложении 26, «недоумков» в предложении 27), и синтаксическое средство — (Г) ______________________ (предложения 30, 31, 32)». Список терминов
  1) ряды однородных членов.
  2) эпитеты.
  3) вопросительные предложения.
  4) разговорная и просторечная лексика.
  5) 6) 7) 8) 9) риторические обращения. метафора. цитирование. антитеза. синонимы.
       

Ответ

А) Б) В) Г)
       

 

NB! Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

ЧАСТЬ 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

МЕСТО ДЛЯ ЧЕРНОВИКА

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: