Лабораторная работа № 6
Цели и задачи: изучить особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Проследить исторические этапы развития и дать общую ха-рактеристику млекопитающих.
Основные понятия и определения: биоценоз, животный мир, объект жи-вотного мира, биологическое разнообразие животного мира, генетические ресурсы животного мира, устойчивое существование животного мира, ис-пользование объектов животного мира, охрана животного мира, пользование животным миром, экология животных, этология, териология, эпидермиса, кориум, ворс, когти, копыта, вибриссы.
Учебные материалы: образцы кожи и волосяных покровов млекопитаю-щих. Рога оленя, косули. Материалы мультимедийной презентации.
Наиболее типичным для лесных представителей наземных зверей явля-ется удлиненное туловище, довольно высоко приподнятое на четырех пяти-палых конечностях, с хорошо выраженной шеей и головой умеренных разме-ров, а также с явственно обособленным тонким хвостом.
Задание 1. Рассмотрите внешнее строение млекопитающих на примере белого медведя и поставьте цифровые обозначения напротив основных отде-лов.
![]() |
Рис. 9 – Внешнее строение млекопитающего на примере белого медведя
Основные части тела млекопитающего:
– голова; – шея; – туловище; – крестец; – передняя конеч-ность; – задняя конечность; – грудь; – брюхо; – пах; – бок тела; – спина; – стопа; – загривок; – лопатка; – плечо; – предплечье; – запястье; – кисть; – бедро; – голень.
Рис. 9 – Внешнее строение млекопитающего на примере белого медведя (zoomet.ru)
Основные части тела млекопитающего:
– голова; – шея; – туловище; – крестец; – передняя конеч-ность; – задняя конечность; – грудь; – брюхо; – пах; – бок тела; – спина; – стопа; – загривок; – лопатка; – плечо; – предплечье; – запястье; – кисть; – бедро; – голень.
Задание 2. Рассмотрите скелет млекопитающих на примере скелета кошки и выполните письменно задание.
![]() |
Рис. 10 – Скелет кошки (earchiv.ru)
Выпишите основные отделы скелета___________________________________
__________________________________________________________________
Основные функции лицевого черепа___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите принципиальные отличия скелета млекопитающих от скелета птиц
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Определите тип конечности и животное, которому она при-надлежит.
Многообразие форм передвижения (бег, прыжки, плаванье, полѐт и т.д.) оказало влияние на строение плечевого и тазового поясов, скелета свободных конечностей.
А. _________________________________________
Б. _________________________________________
В. _________________________________________
Г. _________________________________________
Д. _________________________________________
Е. _________________________________________
Рис. 11 – Конечности млекопитающих (earchiv.ru)
На межчелюстных и верхнечелюстных костях, а также на нижней челю-сти располагаются зубы-резцы (incisivi), клыки (canini), предкоренные (praemolares) и коренные зубы (molares).
Строение зубной системы изображается в виде зубных формул, в кото-рых группы зубов обозначаются первой буквой их латинского названия, а количество – простой дробью, где в числителе указывается число зубов в од-ной половине верхней челюсти, а в знаменателе – в соответствующей поло-вине нижней челюсти. Таким образом, общее число зубов равно их удвоен-ной сумме в формуле [1].
![]() |
Рис. 12 – Дифференцировка зубов млекопитающего (волка): 1 – резцы; 2 – клык; 3 – переднекоренные; 4 – заднекоренные
Задание 4. Расшифруйте строение зубных формул млекопитающих.
Белка – i 1/1, р 2/1, т 3/3 = 22_____________________________________
______________________________________________________________
Волк – i 3/3, с 1/1, р 4/4, т 2/3 = 42_______________________________
______________________________________________________________
Кабан – i 3/3, с 1/1, р 4/4, т 3/3 = 44_______________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 5. Рассмотрите строение кожи млекопитающих, подпишите цифровые обозначения.
Рис. 13 – Строение кожи млекопитающего [1]
Приведите примеры зверей, у которых хорошо развит подкожный жировой слой. Какую функцию он выполняет?__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции волосяного покрова________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите причины, от которых зависит срок линьки и еѐ продолжительность.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоподготовки:
1. Назовите прогрессивные черты млекопитающих.
2. Каким производным даѐт начало эпидермис?
3. Почему у крупных животных волосяной покров толще, чем у мелких?
4. От каких факторов зависит строение и размеры тела млекопитающего?
5. В чѐм причины появления дифференцировки зубного ряда млекопи-тающих?