Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бежецкий промышленно – экономический колледж» филиал
В г. Весьегонск
Согласовано: Утверждаю:
Председатель МК Директор филиала
_________Мартинсон Е.А. ________Аржанова Н.П.
_____________2020 г. _______________2020 г.
Методическая разработка
Классного часа
«Через века несущие свет»
посвященный Дню славянской письменности и культуры
Разработала куратор Фролова Н.А.
Весьегонск
2020г.
Цели мероприятия:
1.Познакомить с событиями жизни Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
2.Прививать любовь к родному языку, родному слову, отечественной истории.
3.Воспитывать уважительное отношение учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
4.Эстетическое и нравственное воспитание.
Ход мероприятия.
Письменность– величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока –11букв. Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.
История повествует о четырех видах письма:
а) пиктографическом;
Пиктографическое или картинноеписьмо появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не разгаданы. Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.
б) идеографическом;
На смену пиктографии пришло идеографическоеписьмо (одним знаком обозначалось целое понятие). Предметы изображали знаками-символами. Рисунки служили средством напоминания, но не было письма в прямом смысле.
|
в) слоговом;
г) буквенно-слоговом.
Позднее в Египте, Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.
Буквенно-звуковое (фонетическое письмо) относится ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический состав языка.
Фонетическое письмо стало основой для письменности многих народов.
Славяне-язычники не имели письмен, а пользовались чертами и резами. А позже русские слова начали записывать греческими буквами
В Древнерусском государстве письменность появилась IХ веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были монахи Кирилл и Мефодий.
Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу.
...862 год. Представители моравского князя на специально созванном в Константинополе совещании попросили императора Михаила и патриарха Фотия прислать к ним проповедников, чтобы они рассказывали о христианстве на родном языке. На совете решено было послать в Моравию братьев Кирилла и Мефодия.
Братья родились в македонском городе Солуни, в семье крупного военачальника. В городе жили греки и славяне, поэтому нет ничего удивительного в том, что Кирилл и Мефодий хорошо знали славянский язык. А мать-гречанка постаралась дать им разносторонние знания.
В историю мировой культуры вошли оба брата. Особенно интересен Кирилл. Уже в детстве он горячо полюбил науку, поражал своих учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в столицу. Здесь, как говорится в его «Житии», в короткий срок он изучил грамматику, диалектику и риторику, арифметику и геометрию, астрономию и музыку, а также «Гомера и все прочие эллинские художества». Глубоко познал Библию, а любимым писателем на всю жизнь стал Григорий Богослов, который был для него «учителем и просветителем», высоким идеалом, образцом для подражания.
|
Кирилл хорошо владел славянским, греческим, латинским, еврейским и арабским языками. Такие разносторонние знания, он получил благодаря тому, что учителем его был Фотий, превосходивший по уму и образованности едва ли не всех своих современников, и Лев Математик — выдающийся ученый своего времени. Начитанность Кирилла, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания — все это помогло ему успешно вести просветительскую работу среди славян.
Начиная с 60-х годов IX века император Михаил, а затем патриарх Фотий посылали его в различные страны с религиозными миссиями. Кирилл побывал в Болгарии, Сирии, а вместе с Мефодием — в Хазарском каганате; во время этого путешествия они делали остановку в Корсуни, где Кирилл видел у одного русина Евангелие и Псалтырь, «написанные русскими письменами».
Старший брат Кирилла — Мефодий, — человек разносторонне образованный,— был правителем одной из областей Византии, а затем игуменом монастыря Полихрон, расположенного на азиатском берегу Мраморного моря. Здесь он наладил образцовое хозяйство, организовал переписку книг, сам усердно «прилежал книгам».
|
Чудо создания славянских букв остается тайной. В «Житии» Кирилла об этом говорится очень лаконично: Философ по старому обычаю стал на молитву «и вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов своих». Примерно так же говорится об этом и в «Житии» Мефодия: «Явил Бог Философу славянское письмо». Тем самым агиографы доказывают божественное происхождение славянской азбуки, что крайне важно для обоснования права на перевод Библии на «варварский» язык.
В 863 году солунские братья, вооружившись азбукой и книгами, направились в Моравию, где и развернули свою деятельность. Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство немецкого духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Их обвиняли даже в ереси. Чтобы защищаться, братья едут в Рим и добиваются успеха, им разрешают продолжать начатое дело.
Длительное и трудное путешествие в Рим, напряженная борьба с непримиримыми врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он заболел и 14 февраля 869 года скончался; похоронили его в Риме, в церкви святого Климента.
На Мефодия, который по завету брата продолжал учительствовать, обрушились невзгоды; его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму. Но никакие физические страдания и моральные унижения не сломили его воли, не изменили предначертанной цели — служения делу славянского просвещения.
Вскоре после смерти Мефодия (885 год) папа римский Стефан V под страхом церковного отлучения запретил славянское богослужение в Моравии. Ближайших учеников Кирилла и Мефодия арестовали и после истязаний изгнали из страны. Трое из них — Климент, Наум, Ангеларий — нашли благосклонный прием в Болгарии, при дворе князя Бориса.
Здесь они по-прежнему переводят с греческого, составляют различные сборники, прививают грамотность. Болгария, достигнув большого могущества, становится колыбелью славянской письменности, откуда она распространилась во многих странах, в том числе и на Руси.
При царе Симеоне и по его инициативе с греческого переведен «Изборник», дошедший до нас в списке 1073 года, который был выполнен для князя Святослава в киевской книжной мастерской. При Симеоне же, прозванном не без основания «Книголюбцем», появилось и знаменитое сказание «О письменах» черноризца Храбра. Однако ни в сказании «О письменах», ни в других памятниках того времени не указывается, какую из двух славянских азбук — кириллицу или глаголицу — создал Кирилл. Сейчас большинство ученых пришло к выводу, что Кирилл изобрел глаголицу, которая не похожа ни на одну азбуку.
Буквы в ней были во многом комбинацией магических фигур: креста, круга и черт (числом два и три). И только позже эта азбука была заменена кириллицей, которая составлена в Болгарии (в Преславле) в конце IX века учениками первоучителей славян.
В Киевской Руси были все условия для широкого развития культуры. И русские ученые-книжники хорошо знали не только «откуда есть пошла Русская земля», но и кто первый начал «составляти письмена азбуковные словенские».
Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.
В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века.
1862 год. В древнем русском Новгороде чествование подвига солоунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. На территории Новгородского Кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.
На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России. В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кирилла и Мефодия.
В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.
В Севастополе 14 июня 2007 года торжественно открыли памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию—создателям первой славянской азбуки, великим просветителям. Автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко.
Самый большой в России памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию был освящен и торжественно открыт 23 мая 2004 года в Самаре. Автор композиции — скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Композиция монумента, созданного московским скульптором Вячеславом Клыковым, не повторяет ни один из существующих в мире памятников святым Кириллу и Мефодию.
Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Его главная цель - единение людей, сплоченных одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.
В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.
Появление книги и литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам. В древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, мы находим высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и сегодня для нас.