Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?
На подготовительном этапе к решению составных задач с пропорциональными величинами ученики:
- знакомятся с величинами;
- уясняют связи между пропорциональными величинами;
- наблюдают над изменением одной из величин при изменении другой, при этом третья величина постоянна.
При решении типовых задач учащиеся знакомятся с тройками пропорциональных величин. Их решение позволяет осуществлять пропедевтику понятий «прямая и обратная пропорциональная зависимость», которые будут изучаться в средней школе.
В начальных классах такая терминология не вводиться, мы говорим лишь о тройках пропорциональных величин, учим детей выделять их в задаче и разбираем, как эти величины взаимосвязаны.
В каждой из троек величин выделяют:
1 ) единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз;
2) количество повторений единицы;
3) общее значение величины.
Детей знакомят с такими основными тройками, как:
· Цена – количество – стоимость;
·
|
· Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);
· Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;
· Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка;
·
|
· Длина – ширина – площадь
и т.д.
Кроме этих троек величин в задачах встречаются и другие. Например:
Количество клубков на 1 свитер – количество свитеров – общее количество клубков.
С этими тройками величин учащиеся начинают знакомиться в 3 классе при изучении темы «умножение и деление».
На подготовительном этапе в 3 классе учащихся начинают знакомить с этими тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку «цена – количество – стоимость». Организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили. При этом лучше использовать разрезные монеты.
Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу.
цена | количество | стоимость |
2 р. | 4 шт. | ? |
? | 4 шт. | 8 р. |
2 р. | ? | 8 р. |
|
|
Цена | Количество | Стоимость |
Таким же образом вводят и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок).
Учащиеся должны знать все три правила:
1) Как найти стоимость: Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.
2) Как найти цену: Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
3) Как найти количество: Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
При введении лучше использовать практическую работу. Разыгрывается ситуация, выводятся и отрабатываются правила.
На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величии разного рода.
Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два действия. Например: Мама купила 3 пакета муки по 2 килограмма в каждом и 1 кг яблок. Какова масса всей покупки?
Эту задачу можно разделить на 2 простых.
1 задача – на нахождение общей массы муки с тройкой величин.
2 задача – на нахождение суммы двух величин.
Интересные задания даны в программе Истоминой. Пример:
Цена | Количество | Стоимость |
3 р. | 2 т. | ? |
3 р. | 4 т. | ? |
3 р. | 8 т. | ? |
Учащиеся находят стоимость:
|

3 х 4 = 12 (р).
3 х 8 = 24 (р).
Учитель не говорит термин: Если цена одинаковая, а количество увеличивается в 2 раза, то и стоимость увеличивается в 2 раза.
Цена | Количество | Стоимость |
2 р. | ? | 12 р. |
4 р. | ? | 12 р. |
12 р. | ? | 12 р. |
Учащиеся находят количество:
|

12: 4 = 3 (шт).
12: 12 = 1 (шт).
Учитель не говорит термин: Если постоянна стоимость, то чем больше цена, тем меньше количество.
Подобные упражнения формируют у детей представления о прямой и обратной пропорциональной зависимости.
- Подготовительная работа к решению задач на нахождение четвертого пропорционального должна предусмотреть ознакомление с величинами и связями между ними.
- Подготовкой к решению задач на пропорциональное деление является умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Решаются специальные подготовительные задачи, в которых раскрывается способ нахождения постоянной величины по суммам значений переменных величин. Например, задача «В один ларек привезли 5 одинаковых ящиков с яблоками, а во второй – 7 таких же ящиков. Масса всех ящиков 84 кг. Найдите массу 1 ящика с яблоками ».
- В подготовительную работу к задачам на нахождение неизвестного по двум разностям полезно включать задачи-вопросы. Например:
1) Сестра купила 5 одинаковых тетрадей, а брат 8 таких же тетрадей. Кто из них уплатил денег больше? Почему? А сколько тетрадей брат заплатил столько же денег, сколько и сестра?
2) Брат и сестра купили тетради по одинаковой цене. Брат купил на 3 тетради больше, чем сестра и уплатил на 12 руб. больше. Сколько стоит одна тетрадь?
Для решения задач на нахождение неизвестного по двум разностям рассматриваются два вида подготовительных задач (простые и составные), в которых постоянная величина находится по разностям значений двух переменных величин. Например:
Задача 1. В два ларька привезли одинаковые ящики с яблоками. Во второй ларек привезли на 2 ящика больше. Масса всех ящиков с яблоками во втором ларьке оказалась на 14 кг больше. Найти массу одного ящика с яблоками.
Задача 2. В один ларек привезли 5 одинаковых ящиков с яблоками, а во второй – 7 таких же ящиков. Масса всех ящиков с яблоками во втором ларьке оказалась на 14 кг больше, чем в первом. Найти массу одного ящика с яблоками.
Программа М. И. Моро
3 класс 1 часть стр. 22, 23
3 класс 1 часть стр. 27
Программа Н. Б. Истоминой
3 класс 2 часть стр. 4
стр.9
стр.21
стр.22
стр.32
стр.40-41