Пояснительная записка по программе




«Поведенческая экономика: социально-психологические детерминанты принятия решений & математическое моделирование»

Поведенческая экономика – это область экономики, которая изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений отдельными лицами и организациями и последствия этого влияния на рыночные переменные (цены, прибыль, размещение ресурсов). Как научное направление поведенческая экономика находится в стадии становления, это относительно новая наука. Она пробивает себе дорогу в условиях, когда доминирует неоклассическая (мейнстримовская) концепция экономики, в центре которой находится человек экономический (homo economicus) – такой получеловек-полуробот, который всегда поступает рационально, максимизируя собственную выгоду. Но в реальной жизни все не так – человек разумный (homo sapiens) всегда подвержен эмоциям и очень часто принимает ошибочные, нерациональные решения. Экономика – это дисциплина, которая стремится создать экономико-математические модели, наиболее близкие к реальному поведению человека, рациональность которого в современном мире зачастую оказывается ограниченной. Эту дисциплину нередко называют «когнитивной экономикой» или «ментальной бухгалтерией». Её эвристический арсенал включает методы и приемы многих помимо экономики наук – математики, психологии, социологии, нейробиологии; а её результаты применимы в маркетинге, управлении и политической деятельности; могут быть использованы как для манипулирования людьми и их решениями, так и самими людьми – для выстраивания жизненных траекторий, приводящих к желаемым достижениям. Значимость понимания того, что поведение экономических агентов сложно и противоречиво, систематически подтверждается присуждением Нобелевских премий по экономике работам из области поведенческой экономики, начиная с Даниэля Канемана (2002) до Ричарда Талера (2017).

Список университетов США и Европы, которые предлагают магистерские программы по поведенческой экономике, занимает десятки страниц. И проведение исследований в области поведенческой экономики, введение соответствующих курсов в учебный план становится показателем современности университетов, меткой информированности о фронтире в науке. В России всё только начинается. В настоящее время классическая магистерская программа есть только в РАНХиГС (Москва, ЭФ, отделение экономики, 8 бюджетных мест, 220 000 руб. – стоимость обучения). В ВШЭ с 2009 г. работает Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики (рук. А. Белянин), её сотрудники ведут исследования и читают одноименные курсы. По подсчетам сотрудников этой лаборатории в России есть еще восемь подобных структур – четыре в Москве, по одной в Перми и Самаре, две в Томске (ТГУ, Научно-образовательный центр "Перспективных исследований в области общественных и когнитивных наук"; ТУСУР, Лаборатория экспериментальной экономики экономического факультета). Правда, открывается еще одна возможность получить знания в этой области: Московская школа управления СКОЛКОВО заявила на 2018 год совместную образовательную программу с Yale School of Management «Поведенческая экономика в цифровом пространстве» (3 дня, 350 тыс. руб.).

Запуск программы по поведенческой экономике в НГУ позволит создать точку роста, на месте которой возникнут актуальные исследования преподавателей НГУ как совместно со студентами, так и с зарубежными коллегами, которые будут приезжать для прочтения отдельных курсов лекций. Заявляемая программа позволит объединить преимущества ЭФ и ММФ: разнообразие преподавателей-специалистов по социально-экономической тематике и многообразие контактов с партнерами, представляющими индустриальные, финансовые круги и социальную сферу – от ЭФ; высококвалифицированные специалисты по разделам математики, имеющим высокий прикладной потенциал, типа исследования операций, - от ММФ.

Существующие в мире магистерские программы по поведенческой экономике в основном сконцентрированы на скрещивании психологии и экономики. Мы же предполагаем делать акцент на математическом моделировании поведения экономических агентов, опирающемся на изучении принятия решений с ограниченной рациональностью, с учетом эмоциональных, психо-социальных факторов. Синергетический эффект взаимодействия двух факультетов может проявиться в развитии таких направлений как индустриальная математика, финансовая математика, работающих на анализ соответствующих рынков.

Создать магистратуру по поведенческой экономике в НГУ – стать лидером в этой области на рынке образовательных услуг в Сибири, да в стране в целом. Привлекательность создаваемой программы для выпускников бакалавриата будет, в первую очередь, обусловлена возможностью изучать дисциплины с переднего края социально-экономических наук и теоретической и прикладной математики. Выпускники этой программы могут работать исследователями человеческого поведения и его моделей, преподавателями, специалистами в области стратегии, маркетинга, развития бизнеса, PR, брендинга, коммуникации и пр., получив сплав междисциплинарных знаний, они станут «архитекторами решений» других, будут открыты к дизайн-мышлению – поиску собственных инновационных решений во всех сферах жизни. Они смогут работать в компаниях, где ценятся аналитические навыки, применимыми для изучения принятия экономических решений: в финансовом и страховом секторе, консалтинге, госсекторе, маркетинговых компаниях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: