1. Подготовьте рефератпо диссертации в форме научного доклада Д.С. Авраамова «Профессиональная этика журналиста (сущность, основные понятия, становление в России)» [19].
2. Подготовьте аннотирование 3–5 научных статей, посвященных деонтологии журналистики.
3. Проведите анализ научных дискуссий о деонтологии журналистики в российскойнаучной литературе. Выявите их основные положения и аргументацию.
4. Подготовьте сообщение на тему «Деонтологические нормы
в современных кодексах и декларациях профессионального поведения журналиста».
5. Напишите научную статью на тему «Деонтология журналистики: история вопроса».
6. Сделайте обзор научно-исследовательских мероприятий (семинаров, конференций, симпозиумов), темой которых является специфика деонтологии журналистики в России. В рамках обзора приведите следующие сведения:
а) количество мероприятий за последние три года;
б) организаторы (университеты, научно-исследовательские организации, общественные организации),
в) обсуждаемые проблемы;
г) география участников.
7. Напишите исследование на тему «Компаративный анализ аксиологического и деонтологического подходовк профессиональной этике журналиста». В работе представьте терминологический аппарат, историю вопроса;назовите современных исследователей, занимающихся изучением аксиологии и деонтологии журналистики, научно-исследовательские центры, где ведутся указанные изыскания; приведите примеры научно-исследовательских и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и т.д.).
8. Проведите анализ статей в научных журналах, посвященных деонтологическому регулированию в журналистской деятельности. Результаты представьте в виде доклада-презентации.
|
9. Выполните исследование на тему «Эволюция понимания гражданской ответственности в журналистике». В качестве объекта для анализа используйте материалы СМИ одной из европейских стран.
10. Напишите докладна тему «Долг журналиста во время значимых для России событий».
11. Подготовьте сообщение на тему «Специфика развития деонтологии журналистики за рубежом на примере одной из стран (Великобритании, Германии,США, Канады, Японии) и т.д.»
12. Создайте проект научно-просветительского мероприятия (семинара), посвященного деонтологии журналистики.
Задания для самостоятельного и дополнительного изучения
1. Изучите возникновение и развитие деонтологии. ПроанализируйтетрудИ. Бентама«Deontology or the science of morality».
2. Проведите сравнительный анализ деонтологических норм в профессиональной морали разных профессий (медицины, юриспруденции, педагогики, спорта и т.д.)
3. Напишите эссе на тему «Деонтология в коммуникативных специализациях и в социальной работе:система совпадений».
4. Проанализируйте 8–10 этических кодексов журналистики разных стран, найдите в них деонтологические принципы и нормы. Результаты работы оформите в виде таблицы.
5. Напишите обзорную статью «Проблемы формирования деонтологических принципов во французских массмедиа».
6. Создайте презентацию на тему «Деонтологическая природа коллизий и поиск путей их разрешения».
7. На основании изучения медиаконтента общественно-полити-ческих изданий сформулируйте проблемы соблюдения деонтологических принципов в журналистике.
|
8. Выработайте деонтологические критерии для оценки материалов СМИ. Примените данный подход к анализу 5–7 материалов. Оформите выводы в виде аналитической справки.
9. Сделайте доклад-презентацию «Деонтологические коллизии
в журналистике в экстремальных ситуациях». Проиллюстрируйте тезисы доклада случаями из журналистской практики.
10. Приведите примеры деонтологических проблем в региональной журналистике.
Глава 5
ПРОФЕССОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫИ НОРМЫ
В ЖУРНАЛИСТИКЕ.
ФОРМЫЭТИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Как отмечалось выше, принципы профессиональной этики – это общие установки, обобщения, которые основываются на общечеловеческих нормах и признаются людьми, занятыми в профессиональной деятельности, в качестве необходимых. Профессионально-этические принципы являются стандартами поведения профессионалов, включающими как основные нравственные нормы, которые должен соблюдать журналист, так и процедуру их оформления (написания, принятия, кодифицирования). Практика показывает, что далеко не все представители журналистского сообщества уверены в необходимости такого рода стандартов, тем более на международном уровне. Причинами того являются различия в способах создания картины мира, в концепциях коммуникативных событий, многообразие корпоративных этик. Но современные медиа работают на динамично развивающийсяинформационный мир, в связи с чем обнаруживают тенденции к унификации,аккумулированию единых информационные подходов. Такого рода информационная диффузия неизбежно ведет к размышлениям об общих установках работы журналиста.
|
Не оформленные юридически, эти правила известны профессиональному сообществу, большинство представителей которого ими руководствуются. Профессионально-этические принципы учитывают, прежде всего, специфику трудовой деятельности. В основе профессионально-этических принципов журналистики лежат концепции и алгоритмы цивилизованной работы с информацией. Они предполагают независимость журналиста при сборе информации, неприемлемость давления со стороны бизнеса или властных структур.
На формирование этических принципов в журналистике повлияли социально-политические события, кризисы, переломные моменты, мировые войны ХХ века, философское и социолого-историческое осмысление развития человечества, появление новых концепций СМИ (например, теории социальной ответственности прессы) и развитие самой системы массмедиа (в частности, появление разных видов СМИ, а в последнее время – работа новых медиа).
Профессионально-этические принципы коррелируют с профессионально-этическими нормами, т.е. предписаниями или правилами,
в которых представлены руководящие начала, эталоны, образцы поведения профессионала. Нормы вырабатываются в течение длительного периода на основе опыта, приобретаемого не одним представителем профессии, а профессиональным сообществом в целом. Нормы, таким образом, являются результатом рефлексии коллективного профессионального сознания. Ониведут к таким поведенческим моделям, отношения и результаты которых удовлетворяют критерию оптимальности. Нормы представляют собой разновидность «самоцензуры».
Профессиональная этика, как уже отмечалось выше, нуждается
в кодифицировании.Профессиональное сообщество создает документы (кодексы, декларации, хартииповедения), которые принимаются в профессиональных сообществах, организациях, ассоциациях и союзах. Таким образом, в число форм профессионально-этического саморегулирования входят профессиональные объединения и принимаемые ими этические документы.
Этические принципы и нормы в журналистикеявляются механизмами регламентации, упорядочения, поддержания взаимодействия между медиа и другими участниками информационных процессов
в обществе. Для журналистики этические пределы охватывают специфику деятельности по актуализации информации, по ее сбору и трансляции. Как правило, в основе журналистских принципов лежат бережное обращение с информацией, объективность изложения, недопустимость плагиата, невозможность использования информации для дискриминации, для разжигания войн и вражды и т.д. Правила подобного рода, зафиксированные в документах, как национальных, так и локальных, базируются на международных кодексах профессиональной этики журналиста, на практическом опыте работы в профессиональной сфере и отражают субъективные представления о подобного рода правилах.
Регламентация журналистской деятельности, т.е. выработка профессионально-этических стандартов, принципов и норм, осуществляется международными и национальными профессиональными сообществами, которые также считаются механизмами саморегуляции.
Международные стандарты профессиональной этики характеризуются длительным периодом разработки, так как эта деятельность требует продолжительного координированного сотрудничества журналистов всех стран. Поэтому такого рода документы наделены особой важностью.
Процесс выработки международных профессионально-этических принципов в журналистике интенсифицировался в 1970–1980-е годы.
В рамках нескольких консультативных встреч международных и региональных организаций журналистов (1978, 1980, 1983 годы соответственно в Мехико, Париже и Праге) под патронажем ЮНЕСКО разрабатывались этические документы, которые включали в себя наиболее продуктивные положения действующих национальных кодексов журналистской этики, а также положения международных правовых документов. После принятия ЮНЕСКО декларации «Об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира
и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне», после разработки международным журналистским сообществом «Декларации Мехико» (1980 год), окончательно оформились следующие «Принципы профессиональной этики журналистов, предназначенные для независимого развития профессиональных организацияй средствами и методами, наиболее приемлемыми для их членов», принятые 20 ноября 1983 года в Париже:
1. Право людей на получение правдивой информации.
2. Верность журналиста объективной реальности.
3. Социальная ответственность журналиста.
4. Профессиональная честность журналиста.
5. Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе.
6. Уважение частной жизни и человеческого достоинства.
7. Уважение общественных интересов.
8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур.
9. Устранение войн и других зол, противостоящих человечеству.
10. Содействие новому международному порядку в области информации.
Одной из самых многочисленных журналистских ассоциаций в мире является Международная федерация журналистов(IFJ, МФЖ) (официальный сайт:https://www.ifj.org/). В настоящее время она насчитывает около 600000 представителей журналистскойпрофессии из 140 стран. Штаб-квартира МФЖ находится в Брюсселе. МФЖ имеет консультативный статус в международных организациях – ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы и др. МФЖ выступает за демократию и права человека, поддерживает журналистские ассоциации по всему миру и международное движение по защите свободы прессы. Для оказания гуманитарной помощи журналистам МФЖ учредила Международный страховой фонд. Президентом МФЖ является Филип Ляруш.
Международный фонд женщин, работающих в СМИ (IWMF) –организация, миссией которой является повышение роли и активности женщин в медиадеятельности во всем мире. Одно из ключевых направлений работы Фонда –проведение образовательных мероприятий, учебных сессий, семинаров и программ для журналисток. IWMFежегодно присуждает премию «За мужество в области журналистики» и публикует информационный бюллетень и справочник, куда внесены данные о более чем 1000 женщинах-журналистках. Официальный сайт Фонда: https://www.iwmf.org.
Общество профессиональных журналистов (SPJ/ОПЖ) ведет свою историю с начала ХХ века. ОПЖ является добровольной ассоциацией, объединяющей как профессиональных журналистов, так и студентов, обучающихся журналистике. В задачи ОПЖ входят развитие свободы прессы, стимулирование профессиональных стандартов в журналистской деятельности, создание среды, в которой журналистская деятельность может осуществляться наиболее свободно и полноценно. Официальный сайт организации: https://www.spj.org.
Негосударственная организация Комитет по защите журналистов (CPJ/КЗЖ) –была основана в 1981 году в США. Финансирование КЗЖ не допускает государственного вмешательства. КЗЖ известен организацией международных и региональных акцийпо отстаиванию прав журналистов и СМИ,публичными заявлениями и открытой перепиской против угроз и насилия, незаконных арестов, тюремного заключения журналистов и других форм препятствования выполнения их профессиональных обязанностей.КЗЖ сотрудничает с международными правозащитными организациями. КЗЖ присуждает награды журналистам, отстаивающим права СМИ на свободу деятельности, и выпускает информационные бюллетени о проблемах защиты журналистов. Официальный сайт КЗЖ: https://www.cpj.org/.
Всемирный комитет свободы прессы(WPFC/ ВКСП) объединяет работу 30 международных и национальных СМИ, поддерживает стандарты профессиональной деятельности, оказывает помощь, в том числе и техническую, журналистам стран третьего мира. ВКСП курирует работу Фонда против цензуры, который осуществляет правовую и ивент-поддержу журналистов, испытывающих давление со стороны госструктур. Официальный сайт Комитета:https://www.wpfc.org.
Кроме международных и транснациональных журналистских организацийжурналистское сообщество представлено и на национальном уровне. Во многих странах созданы и функционируют национальные журналистские объединения: ассоциации, союзы, комитеты и т.д. Кроме того, в мире работают несколько десятков советов по прессе. Совет по прессе – это механизм саморегулирования журналистского сообщества, представляющий собой организацию, объединяющую журналистов, владельцев СМИ и представителей общественности, которая рассматривает общественные жалобы на СМИ.
В современной журналистской профессии развита профессионально-этическая кодификация. «Национальные кодексы этики существуют практически во всех странах и различаются спектром и особенностями толкования тех или иных стандартов. Опыт западного мира по формированию общих законов в информационной сфере согласно международным правилам показывает, что этические нормы также должны быть унифицированы»[20].
Как правило, журналистское сообщество каждого государства создает свой этический кодекс профессиональных работников. Сейчас функционируют, например, «Этический кодекс ассоциации журналистов электронных СМИ RTNDA (США), «Кодекс этики австрийской прессы», «Этический кодекс журналистов Армении», «Кодекс профессиональной этики журналиста Республики Беларусь», «Этический кодекс для работников прессы, радио и телевидения» в Швеции, «Этический кодекс журналистов» в Венгрии, «Этический кодекс профессионального Союза журналистов» в Словакии. В Болгарии и Исландии существуют «Этические нормы журналистики», в Великобритании – «Кодекс поведения», в Дании – «Национальный кодекс поведения».
Название документа может содержать отсылку к профессиональным принципам журналиста: «Кодекс принципов журналистской деятельности» в Бельгии, «Кодекс профессиональных принципов прессы»
в Турции, «Принципы публицистики (Кодекс печати)» в ФРГ, «Принципы деонтологии» в Греции. Иногда профессионально-этические документы делают акцент на профессиональной прагматике: в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии действует «Кодекс практики», в Финляндии – «Рекомендации по качественной журналистской практике». Ряд документов ориентирует журналистское сообщество на деонтологическом статус журналистики.Таковы уже упомянутые «Принципы деонтологии» в Греции, «Деонтологический кодекс журналистов» в Испании, «Хартия обязанностей журналистов»
в Италии, «Декларация прав и обязанностей журналиста» в Швейции.
Самой многочисленной профессиональной ассоциацией журналистов России, имеющей многолетнюю историю, является Союз журналистов России. Это«общероссийская общественная организация», «основанное на членстве творческое неполитическое общественное объединение, учрежденное для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России»[21]. Союзнасчитывает более 100000 членов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста одобрен Конгрессом журналистов России, который проходил 23 июня 1994 года в Москве. Действие кодекса распространяются на членов Союза журналистов России. В документе указано, что журналист соблюдает законы своей страны, не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации, противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав, распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден. В число профессиональных преступлений входят искажение фактов, клевета, нарушение авторских прав, взимание вознаграждений или гонораров за «заказные» материалы. Профессиональный долг журналиста находится в компетенции «коллег», а профессиональный статус несовместим с работой на госслужбе.
В 2005 году из Большого жюри Союза журналистов России, который рассматривал конфликтные ситуации этического характера, возникающие в связи с работой журналистов, была создана Общественная коллегия по жалобам на прессу. Коллегия является независимой общественной организацией, цель работы которой – разрешение информационных споров. Основными задачами Общественной коллегии являются «формирование культуры профессиональной и честной журналистики, восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации, укрепление свободы прессы в России»[22].
Коллегия состоит из Палаты медиа-сообщества и Палаты медиааудитории.В составе каждой из них по 25 человек. В состав Палаты медиа-сообщества входят, в частности, Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, И.И. Засурский, П.Н. Гусев, П.А.Лобков, В.Г. Лошак, Д.А. Муратов, Л.М. Млечин, В.В.Познер, Н.К. Сванидзе, Э.М. Сагалаев, А.К. Симонов, другие ученые и журналисты-практики. Палата медиа-аудитории формируется из представителей политических и неполитических организаций, действующих вне сферы массовой информации: это, в частности, В.И. Бакштановский, Е.П. Глинка, В.П. Лукин, Г.М. Резник, Е.Ш. Гонтмахер, С.Н. Ениколопов, протоиерей Александр Макаров, В.В. Ряховский, Е.В. Масюк и другие.
На сайте организации указывается, что «Общественная коллегия основывает свою деятельность на кодексах и декларациях профессиональной этики журналиста, среди которых и Декларация принципов поведения журналистов, и Кодекс профессиональной этики российской журналиста, и Устав телерадиовещателей, и многие другие документы»[23].
В последнее время наметилась тенденция к переориентации профессионально-этических регуляторов в сторону корпоративных «рычагов», что, по мнению исследователей, требует интенсификации «этической рефлексии профессии»: «Задача профилактики рисков дуализма двух “малых” этик в журналистике предполагает модернизацию концепций и практики этического кодифицирования. В этом плане важно определиться с инвариантным элементом любого кодекса профессии и с элементами, адекватными ее динамике»[24].
Ориентация в своей профессиональной деятельности на корпоративные требования конкретного СМИ, а не на профессионально-эти-ческие стандарты, принципы и нормы,принятые журналистскими сообществами всех уровней, проявляется по-разному:
а) полная неосведомленность о каких-либо общепринятых международных и национальных профессиональных стандартах (так как на работу в СМИ, особенно в регионах, могу прийти люди без журналистского образования);
б) сотрудники осведомлены о профессиональных стандартах и могут следовать им в практике, но нормы и ценности организации-работодателя в их работе превалируют;
в) сотрудники совершенно убеждены в индивидуальности этическойсистемы каждого СМИ, определяемой редакционной политикой издания.
В связи с этим в журналистском сообществе актуальна необходимость приведения к «общему знаменателю» профессиональных и корпоративных этических норм.
Контрольные вопросы
1. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
2. Профессионально-этические нормы: особенности определения.
3. Международные профессиональные сообщества журналистов. Работа Международной федерациижурналистов.
4. Анализ международных кодексов профессиональной этики журналистов. Международная декларация принципов поведения журналистов.
5. Союз журналистов России как крупнейшее профессиональное объединение журналистов страны.
6. Анализ российских кодексов профессиональной этики журналистов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
7. Профессионально-этическая кодификация в журналистике в странах Западной Европы.
8. Проблемы и перспективы выработки профессионально-этических стандартов, принципов и норм в российской журналистике.
9. Профессиональная и корпоративная этика: проблемы взаимодействия.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
1. Чем отличается принцип от нормы?
2. Приведите примеры международных стандартов профессиональной журналистской этики. Когда и где они были разработаны?
3. Какие цели ставит перед собой журналистское сообщество, вырабатывая национальные стандарты профессионального поведения?
4. Чем обусловлена практика этического кодифицирования в журналистике в настоящее время?
5. Когда возникли кодексы профессионального поведения журналиста в странах бывшего СССР? Чем это было обусловлено?
6. Назовите страны Содружества Независимых Государств (СНГ), журналистское сообщество в которых разработало кодексы профессионального поведения. Приведите названия документов и даты их принятия.
7. Назовите этические документы, принятые журналистами стран Западной Европы.
8. Когда и с какой целью в России была основана Общественная коллегия по жалобам на прессу?
Творческие задания
1. Создайте Кодекс профессионального поведения студента отделения журналистики.
2. Напишите имиджевую биографию журналиста, которого вы считаете настоящим профессионалом. Сверстайте материал в AdobeInDesigh, используя необходимый графический материал.
3. Сделайте сообщение на тему «Международные и национальные журналистские сообщества в Интернете». Материалы сообщения проиллюстрируйте скрин-шотами официальных сайтов, пабликов и бизнес-страниц в социальных сетях и страниц блогов.
4. Напишите эссе о трудностях профессионально-этической кодификации в тележурналистике.
5. Придумайте слоган для молодежного журналистского объединения. В тексте отразитепрофессионально-этические нормы поведения журналиста.
6. Создайте медиапортрет одного из членов Палаты медиасообщества Общественной коллегии по жалобам на прессу.
7. Создайте проект телевизионного ток-шоу под рабочим названием «Эффективны липрофессиональные кодексы журналистов в настоящее время?».
8. Разработайте анкету (15-20 вопросов) для студентов академической группы с целью выявления уровня их осведомленности о кодифицировании профессионально-этических принципов, норм и стандартов
в журналистике.