Наиболее полно статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид) и функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.
В теории Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.
Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.
Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.
|
«Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа». Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).
С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.
В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.
|
Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.
14. Что такое социализация? социализация — это, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости, процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.
Социализация – это процесс вхождения человека в общество или превращения индивида в личность.
Таким образом, ключевое слово в определении «процесс». А коли речь идет о процессе, то необходимо описать условия его протекания. Три фактора обеспечивают успешную социализацию:
1. Ожиданиями со стороны общества.
2. Изменением поведения в ответ на ожидания
3. Стремление к конформизму (стремление следовать общепринятым правилам).
Итак, человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Социализация возможна только в человеческом обществе. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. первичная социализация — это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества».
|
Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. вторичная социализация — это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества».
Когда заканчивается первичная социализация и начинается вторичная? А.И. Кравченко предлагает следующее правило. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. агенты социализация — это люди, группы или социальные институты способствующие социализации.
Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.
15. Девиантным поведением называется поведение, которое рассматривается как отклонение от норм группы (общества). Нормативные системы общества не являются застывшими, раз и навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, вандалы, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Итак какие-то отклонения являются существенными, а какие-то не очень. Это происходит потому что, одни нормы для нас важнее других. Нормы подразделяются на 2 типа нормы-правила и нормы-ожидания.
Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание. Нормы-правила включают законы, запрещающие такие поступки, как убийство и похищение людей. Менее важные нормы названы нормами-ожиданиями, их нарушение не приведет к суровому наказанию. Нарушение некоторых норм-ожиданий, например, употребление вилки вместо ложки или появление на улице в купальном костюме, не всегда вызывает даже замечание. Поведение, которое ведет к нарушению законов получила в социологии особое название —делинквентное (буквально — преступное) поведение. Можно выделить три основных компонента девиации:
1. человек, которому свойственно определенное поведение;
2. ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения,
3. и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.
Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается. Например, во время войны.
Стигматизация. Стигмой (клеймо) называется какой-либо порок, свойственный человеку или группе. Люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям со стороны окружающих. Формируется отношение окружающих к человеку, нарушающему нормы. Наказание может быть сравнительно мягким - порой люди просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может быть я суровым: помещение в психиатрическую больницу или тюрьму. Эффект стигматизации. Это вживание в образ девианта, ролевое поглощение.