Мертон выделяет пять типов поведения





1. конформизм - предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

2. инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соотвествует своеобразный «символ веры». Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.

3. ритуализм - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. «Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам», «чем выше взлетишь, тем больнее падать», «главное – семья и дети» и т.д.

4. ретреатизм- бегство от действительности наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. «Символ веры» ретреатистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор». Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры».

5. бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.

Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди..

4. Теории конфликта

Представители данного направления отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными общественными группами. Законы – это орудия правящего класса, использующееся против тех, кто не имеет власти. Например, в ХII веке были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было вызвано стремлением землевладельцев заставить бедняков работать на своих землях.

Сторонники данного направления рассматривают девиантов, скорее, как бунтарей или жертв общества.

Существуют глубокие различия между разными теоретическими подходами к объяснению девиации. Новейшие теории наиболее более критичны к существующему социальному устройству. Они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом.

16. Социальные институты. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского как «установление, устройство». Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие основным потребностям общества.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные. В своих социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале эволюцию этих социальных институтов. Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому и учение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя, ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь, Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Функции соц. институтов: явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворения социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Это прежде всего следующие функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных. Организованных действий; Исчезает потребность – отмирает институт.

2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Практическое принятие правил и процедур.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

17. Социальные группы и организации. Социальная группа - это собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. Группа может рассматриваться как любое собрание людей, которые включены в последовательную координированную деятельность — в деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную какой-то общей цели, достижение которой принесет участникам какого-то рода удовлетворение. Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

- характера отношений в группе – это первичные и вторичные социальные группы.

Первичные группы характеризуются тесными, упорядоченными отношениями, возникающими между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. Такие группы возникают всюду, где люди проживают, работают или отдыхают, развлекаются совместно. Впервые термин «первичная группа» вводит Ч. Кули. Первичные социальные отношения позволяют людям воспринимать друг друга во всей полноте личности, индивидуальности, а не просто лишь как носителя той или иной функции, роли, профессии и т. д.

Вторичная группа создается в силу необходимости объединения усилий людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Характер взаимодействий между индивидами во вторичных социальных группах отличается доминированием рациональной составляющей взаимодействий, отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены.

- размеров группы – это малые и большие группы.

Когда группы рассматриваются с точки зрения согласованного действия, обнаруживается много их разновидностей. Группы могут различаться по размеру: от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну.

Большие группы. Большие группы могут быть двух видов: реальные и условные (номинальные).

Они могут состоять в тесном и постоянном контакте, как это бывает в клике; или могут быть рассеяны по всему свету, как представители министерства иностранных дел.

Большая реальная группареальные группы – группы, выделенные на основании реально существующего признака.

Однако признаки для выделения таких групп могут различаться.

Большие реальные группы могут быть контактными. Члены таких больших (по численности) групп не обязательно должны вступать во взаимодействие. Однако у них есть все условия для контактов.

Большие реальные группы могут быть выделены и на основании социально значимых признаков.

(Напр: •полмужчины и женщины; доходбогатые, бедные и зажиточные; национальность — русские, американцы, эвенки, турки; возрастдети, подростки, молодежь, взрослые, старики; родство и бракхолостые, женатые, родители, вдовые; • профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие; место жительствагорожане, сельские жители, земляки.)

Таких признаков гораздо меньше, чем статистических (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно.

Большая условная (номинальная) группа. Номинальные группы – группы, выделенные только для статистического учета населения. У номинальных групп есть второе имя — социальные категории. Пример: (пассажиры пригородных поездов; состоящие на учете в психдиспансере; покупатели стирального порошка «Ариэль»; монородительские, многодетные или малодетные семьи; имеющих временную или постоянную прописку; проживающих в отдельных или коммунальных квартирах).

Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике.

Малые группы. Малая группа характеризует ближайшее социальное окружение человека. Малая группа - небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Малую группу называют еще первичной, контактной.

Определения малой группы: Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников. Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы.

2. Стабильность состава

3. Внутренняя структура

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов.

8. Взаимодействие вгруппе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей.

Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

Малые группы могут быть двух видов: официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).

Официальные (формальные) малые группы.

Формальная социальная группа характеризуется некоторыми основными признаками:

- наличие формы разделения труда, в соответствии с которой происходит специализация функций в рамках общегрупповой активности.

- Ответственность разделяется и делегируется соответственно с характером разделения труда конкретным членам группы или отдельным подразделениям.

- Право принимать обязательные для членов группы решения распределяется по иерархически соподчиненные уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим и в обратном порядке).

- Разделение труда в формальной группе предполагает вместе с тем необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев; создание контрольного механизма, ревизующего деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению или уточнению направления и форм деятельности группы.

- Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбора наиболее целесообразных средств. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных- к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.

Неофициальные (неформальные) малые группы.

Основным принципом объединения служат взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, друзья, приятели, близкие люди и т. д.). Главная особенность заключается в процессе приобщения людей к неформальным группам: самопроизвольность. Сплачивающие их силы носят не только рациональный, осознанный («выгодно» или «не выгодно»), но, прежде всего эмоциональный характер («нравится», «не нравится»).

Граница между формальными и неформальными группами условна, поскольку они:

- могут полностью совпадать одна с другой (ученики одного класса, они же друзья вне школы);

- могут частично совпадать (несколько человек из класса считают себя друзьями);

- в рамках одной и той же формальной, вторичной социальной группы возможно существование нескольких различных первичных неформальных групп.

Если говорить о соотношении классификаций по размеру с классификацией по характеру отношений, то к первичным относят только малые группы, а все другие — к вторичным

За реальными группами находятся агрегаты. Агрегаты - совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие).Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Социальные организации. 3 определения соц. организации: • Во-первых, это «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции» , Т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

• Во-вторых, это «определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.» . В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание», и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

• В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы. Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.

Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:

· во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,

· во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.

По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей:

• цели-задания • цели-ориентации • цели системы

Цели-задания — это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня организации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску комбайнов. Цели-задания являются приоритетными, в основном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации.

Цели-ориентации — это цель большинства, сумма индивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию.

Цели системы — это стремление сохранить организацию как относительно самостоятельное целое, Т.е. упорядочить связи, сохранить равновесие, целостность и стабильность организации.

Типы соц. организаций: Харизматическая группа.

Сущность харизматической группы обусловлена изменчивостью ее организационной системы и зависимостью от лидера. В харизматической группе нет служебной иерархии. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока их лидеры обладают притягательной силой. Рано или поздно в ходе формирования определенных правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более устойчивой организации. Этот процесс, названный Максом Вебером рутинизацией харизмы, проходит три стадии: 1) кристаллизация (когда группа осознает какую-то социальную проблему и вырабатывает способы ее решения);

2) признание (когда группа начинает взаимодействовать с другими аналогичными группами из внешней среды);

3) институционализация (когда группа начинает функционировать как формальная организация)..

Добровольные ассоциации.

Добровольные организации широко распространены во всеми мире. К ним относятся религиозные группы, профессиональные сообщества, ассоциации, членов которых связывают общие увлечения.

Добровольным организациям свойственны три основные черты:

1. цель деятельности - образованы для защиты интересов своих членов;

2. членство в них является добровольным;

3. не связаны ни с какими государственными или федеральными правительственными органами.

Учреждения тотального типа.

Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формируется государственными, религиозными и другими организациями. Обитатели таких учреждений изолированы от общества, часто находятся под надзором охраны. Эрвин Гоффман выделил несколько типов таких организаций:

больницы, дома, санатории для тех людей, которые не могут сами о себе позаботиться;

· тюрьмы, концентрационные лагеря, предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;

· военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря, созданные для определенных целей;

· мужские и женские монастыри, куда люди уходят по религиозным убеждениям.

Бюрократии.

Обсуждая бюрократии или административную структуру, мы снова обращаемся к М. Веберу. М. Вебер известен как создатель классической теории бюрократии, вошедшей во все учебники мира. По своей структуре организации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, в организации всегда имеются также координация, руководство и различные специализации по вертикальной линии.

М. Вебер рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические основы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.

Воплощением бюрократии в позитивном смысле является государственный аппарат управления. Если он состоит из людей честных и неподкупных, если его штаты набираются из специально обученных чиновников, то они будут относиться к подчиненным объективно, беспристрастно. На таком принципе — «перед законом все равны» — основано и капиталистическое предприятие, и государственные органы. Основной закон бюрократии — четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимальную прибыль. Чтобы достичь этого, необходимо знать, что: 1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости; 2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменяемы, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу; 3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования; 4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.

Позитивная бюрократия являет собой высшую точку длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального устройства, предпочтя им бюрократическое. Чиновники впервые появились не в капиталистической Европе, а в древнем Китае. Уже в VII веке в Китае сделали попытку отдать управление на откуп профессионально подготовленным чиновникам. Но профессиональный менеджмент оставался для Китая явлением случайным. Эмоциональная вера в магию и волшебство вытеснили рациональные соображения. В Китае были сильны сословные связи, главными оставались феодальные привилегии и правила родства. В капиталистической Европе категория «привилегия» заменяется категорией «компетентность», поклонение и преданность личности правителя — служебной дисциплиной и корпоративным духом.

Вебер придавал особое значение стремлению к рационализации современного общества. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности, которая становится более систематизированной, организованной согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. Вебер считал формирование бюрократии главным аспектом процесса рационализации. Главное в рациональном устройстве не вера в харизму (божественный дар) или личная зависимость, а задачи и правила организации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип или модель.

М. Вебер выделил семь основных черт идеального типа бюрократии:

1. разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами;

2. порядок подчиненности, который представляет собой иерархию выше и ниже стоящих должностных лиц;

3. публичная канцелярия;

4. официальная процедура подготовки должностных лиц;

5. штатные сотрудники;

6. правила достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;

7. лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать определенным правилам.

Идеальный тип бюрократии содержит в себе черты, которые свидетельствуют о минимизации человеческого элемента в функционировании бюрократии. Преимущества бюрократии проявляются наиболее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполнении служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональные и эмоциальные элементы.

Методология идеальных типов позволяет анализировать реальную практику бюрократических организаций. Опираясь на черты идеальной бюрократии, можно обнаружить, в какой части бюрократического организма происходит нарушение правил рационализации, где вторжение личной воли, интереса, каприза и т.д. снижает эффективность работы организации.

СИНЕРГИЯ - англ. synergia; нем. Synergie. 1. Совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в качестве такового сотрудничество индивидов, преследующих собственные цели, но действующих при этом в одном направлении, т. е. как соц. группа.

Типы организационных патологий. Выделяется три типа организационных патологий:

o Патологии в строении организаций

· Господство структуры над функцией (создание новых подразделений для решения проблем вместо конструктивного подхода).

· Обособленность подразделений.

· Несовместимость личности с функцией (чаще она касается руководителей и возникает, когда действия управленца вступают в противоречие с организационным порядком).

· Бюрократия (чрезмерное количество процедур).

o Патологии в управленческих решениях

· Маятниковые решения (меры и контрмеры).

· Дублирование организационного порядка (распоряжения, которые повторяют обязательные нормы, и др.).

· Игнорирование организационного порядка (нарушение принятых норм).

· Разрыв между решением и исполнением (осложнение реализации принятого решения неучтенными факторами или невозможность его осуществления).

· Стагнация (неспособность к изменениям, неумение их осуществлять).

· Подавление развития функционированием.

· Демотивирующий стиль руководства (преобладание негативной оценки действий сотрудников, отсутствие поощрений).

· Инверсия (результат управленческого воздействия оказывается противоположным цели).

o Патологии в организационных отношениях

· Конфликт (раздел организации на конфликтующие стороны, усложнение сотрудничества).

· Неуправляемость (потеря власти управляющего органа над подведомственными).

· Бессубъектность (ситуация, когда от работников ничего не зависит или они пассивны, безынициативны).

· Преобладание личных отношений над служебными.

· Рассеивание целей.

· Возникновение клик (использование ресурсов организации руководящей группой в личных целях).

18. Неравенство и социальная стратификация. Социальное неравенство – неодинаковый доступ больших социальных групп людей (слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам, политической власти. Высшие слои в обществе 1) находятся в привилегированном состоянии и 2) по численности они меньше, чем низшие слои.

Социальная стратификация – иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе в определенное время.

Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Слои, из которых состоит общество, часто называют стратами. Страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели.

Существует 2 группы теорий, объясняющих причины происхождения соц. неравенства: 1.функционализм 2. Конфликтологическая теория.

Согласно 1. Теории в основе неравенства лежит общественное разделение труда, которое возникает путем естественной эволюции в обществе. Разделение труда привело к возникновению различных по своей сложности соц.функциям, в результате общество оказывается перед необходимостью стимулирования людей, выполняющих более сложные функции. Это и стало причиной неравенства.

Конфликтологи считают причиной злоупотребление субъектов, имеющих возможность контролировать социально значимые ресурсы, которые являются ограниченными. Маркс считал причиной частную собственность на средства пр-ва. Уничтожение частной собственности – путь к соц.равенству.

Исторически существовало несколько форм организации неравенства в обществе: рабство, касты, сословия, классы. 1,2,3 – закрытые формы, классы являются открытой формой, т.е. предполагает мобильность и нет формального закрепления, но существуют соц.институты, которые объективно способствуют закреплению и воспроизводству соц.неравенства.





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.074 с.