VIII. Медико-географическая характеристика




Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1976 на 1 тыс. жителей рождаемость составляла 18,1, смертность 8,5; детская смертность — 37,1 на 1 тыс. живорождённых (в 1950 соответственно 30,2; 13,0 и 118,4). Средняя продолжительность жизни (1971—72) — 64,5 года для мужчин и 70,2 — для женщин.

В структуре заболеваемости и смертности основное место занимают заболевания сердечно-сосудистой системы и злокачественные новообразования. В социалистической Ю. достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, широко распространёнными до создания социалистического государства; резко снизилась заболеваемость кишечными инфекциями, туберкулёзом; ликвидированы натуральная оспа, трахома, малярия.

Центральный административный орган здравоохранения — Союзный комитет по труду, здравоохранению и социальному обеспечению, в составе которого — отдел здравоохранения, главная санитарная инспекция и управление фармацевтической службы и медицинского снабжения. Вопросами здравоохранения в республиках ведают республиканские секретариаты здравоохранения; на местах (в общинах) также имеются секретариаты здравоохранения. Управление здравоохранением строится на принципе децентрализации. Центральное планирование охватывает лишь наиболее важные проблемы и координирует местные планы. В соответствии с Законом 1969 о народном здоровье медицинским обслуживанием населения ведают государственные органы власти, учреждения страхования по болезни и др. Учреждения здравоохранения строятся общинами, производственными объединениями и т. д. Административный контроль за их деятельностью осуществляют центральные и местные органы здравоохранения. Учреждения здравоохранения автономны в вопросах управления, финансирования.

Системой обязательного страхования по болезни охвачено 95% населения. Расходы на здравоохранение покрываются за счёт взносов застрахованных лиц, промышленных предприятий и др. В 1975 было 272 больничных учреждения на 127,6 тыс. коек (5,9 койки на 1 тыс. жителей). Внебольничную помощь оказывали (1975) 3,8 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, а также центры по обслуживанию женщин (1,2 тыс.), наблюдению за детьми (1,2 тыс.) и школьной гигиены (631). Функционировали также 2,7 тыс. зубоврачебных пунктов, 194 внебольничных центра реабилитации, 1,0 тыс. учреждений по обслуживанию промышленных рабочих, около 600 диспансеров. Число медицинских учреждений увеличилось с 1939 по 1970 более чем в 3,5 раза.

В 1976 работали 32,3 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 668 жителей (1 врач на 3,0 тыс. жителей в 1950), 6,3 тыс. стоматологов и зубных врачей; 4,6 тыс. фармацевтов и 80,7 тыс. средних и других медицинских работников (1974).

Подготовку врачей, зубных врачей и фармацевтов осуществляют 19 учебных заведений, среднего медицинского персонала — 98 медицинских школ. Расходы на здравоохранение (1975) составили свыше 23,4 млрд. динаров, т. е. 24,7% государственного бюджета.

Курорты: бальнеологические — Врнячка-Баня, Илиджа, Рогашка-Слатина, горноклиматические — Блед. Вдоль побережья и на островах Адриатического моря — многочисленные приморские климатические курорты: Опатия, Сплит, Дубровник и др.

Ветеринарное дело. На территории Ю. (1975) зарегистрировано неблагополучных пунктов по сибирской язве — 59, Ньюкаслской болезни — 168, бешенству — 61, бруцеллёзу — 12, туберкулёзу птиц — 33, миксоматозу — 16, пуллорозу — 84. Регистрируются также ринотрахеит крупного рогатого скота, эмфизематозный карбункул, паратуберкулёз, лейкоз, геморрагическая септицемия, болезнь Ауески, рожа свиней, инфекционная анемия лошадей, контагиозная эктима, оспа птиц, чума собак, различные паразитарные болезни и др. Центральный орган ветеринарной службы Ю. — ветеринарное управление, которое находится в ведении Союзного комитета по сельскому хозяйству. В республиках и автономных краях страны имеются ветеринарные управления во главе с главными ветеринарными инспекторами (директорами ветеринарных управлений), входящие в состав секретариатов сельского хозяйства. В округах и общинах ветеринарную службу возглавляют ветеринарные инспектора. В каждой общине имеются ветеринарные станции, в ведении которых находится несколько амбулаторий, последние имеют несколько ветеринарных пунктов. В Ю. 4800 ветеринарных врачей (1976). Подготовку ветеринарных врачей осуществляют на 4 ветеринарных факультетах университетов в Загребе, Белграде, Сараеве и Любляне. Научно-исследовательская работа то ветеринарии проводится на ветеринарных факультетах университетов, а также в 7 специальных научно-исследовательских ветеринарных институтах, в ветеринарных лабораториях, на предприятиях по производству вакцин, сывороток и лекарств.

IX. Народное образование

Развитие просвещения у югославянских народов протекало крайне неравномерно. Первые школы появились в период феодализма сначала при монастырях, позже — при церковных приходах. В 12—13 вв. в Далмации открылось несколько кафедральных школ. Рост городов способствовал созданию цеховых школ и гильдейских школ, постепенно превратившихся в городские школы (в 14 в. в Задаре и Сплите, в начале 15 в. в Которе, Шибенике и Трогире и др.). Сравнительно быстрый рост просвещения в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине в 14—15 вв. был прерван на несколько веков турецким завоеванием. В Хорватии обучение велось на лат.языке, изучение славянского письма было запрещено. Словенцы не имели своего письменного языка (официальный язык — немецкий). В 13—15 вв. в словенских областях было около 20 приходских школ.

Большое влияние на развитие просвещения в Хорватии и особенно в Словении оказала Реформация 16 в., в период которой возникли общие школы в городах и сёлах с преподаванием на родном яз., увеличилось кол-во цеховых школ. С победой контрреформации в Хорватии и Словении просвещение попадает под контроль иезуитов, стремившихся вытеснить протестантов из сферы просвещения. Их внимание было в основном направлено на школы среднего и высшего звена, где воспитывались дети привилегированных слоев общества. В конце 16 — начале 17 вв. иезуитами открыты гимназии в Любляне (позднее преобразована в высшую школу, а затем в академию), Целовце, Загребе, Горице, Триесте.

Переломный момент в развитии просвещения у югославских народов — конец 18 — 1-я половина 19 вв., период зарождения капиталистических отношений. Школы Словении, Хорватии и Воеводины, входивших в состав Австрийской империи, развивались в соответствии с императорскими школьными законами 1774 и 1777, которыми устанавливались обязательная школьная повинность для всех детей в течение 6 лет и три параллельных типа начальных школ: двухклассные сельские, трёх-, четырёхклассные главные в городах и четырёхклассные нормальные в административных центрах. На базе главных и нормальных школ строились средние (латинские) гимназии. Законом 1869 в некоторых областях Словении было введено обязательное 8-летнее образование, в других — 6-летнее при дополнительном обучении (2 года). В Хорватии по закону 1888 начальное обязательное образование осуществлялось в 4-летних начальных школах, в 2-летних дополнительных и 3-летних гражданских школах. На их базе устанавливались два типа средней школы — 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища. Почти аналогичной была школьная система в Воеводине. В последней четверти 19 в. в Словении, Хорватии и Воеводине реальные училища превратились в 8-классные реальные гимназии. Сеть реальных и классических гимназий была расширена. В 1874 открыт Загребский университет.

В Сербии в начале 19 в. возникают малые 3-летние школы, в 1835 в Белграде создаётся первая в стране 4-летняя гимназия. В 1833 издан официальный «Устав об организации начальных школ». В 40—60-е гг. 19 в. организация системы начальных и ср. школ трижды регулируется специальными законодательными актами. В 1838 в Крагуеваце создан лицей (перенесён позже в Белград, преобразован в 1863 в Великую школу, в 1905 — в университет), в 1846 — инженерная школа, в 1853 — с.-х. школа, в 1871 — специальная школа по подготовке учителей и т. д.

В Черногории длительное время существовали только монастырские школы. В 1833 в Цетине была открыта первая начальная школа, в 1834 с помощью России — школа повышенного типа, в 1863 — первая ср. школа (семинария) и высшая женская школа. Закон 1878 оформил черногорскую школьную систему, установив 4-летнее обязательное и бесплатное обучение; в 1880 издан закон о гимназиях.

С большим опозданием развивалось просвещение в Боснии и Герцеговине, которые до 1878 оставались провинцией Османской империи. Помимо конфессиональных и нескольких частных школ, на основе закона 1869 начали организовываться общие школы (с обязательным обучением на тур.яз.), находящиеся на содержании государства. Почти таким же был уровень развития просвещения в Македонии, где первые начальные школы возникают в 30—40-е гг. 19 в. Число их значительно возросло во 2-й половине 19 в., когда наряду с ними возникли воскресные школы и вечерние курсы для взрослых. В 1868 в Штипе открылось педагогическое училище.

К 1918 на территории Ю. существовали различные школьные системы с присущими им различными типами школ. Законами 1929—30 была сделана попытка унифицировать школьную систему и ввести по всей стране начальное обязательное бесплатное образование. Но законы не были проведены в жизнь. В 1939/40 учебном году низшими и высшими народными школами (без городских школ и низших гимназий) было охвачено 50,1% детей школьного возраста. Региональные различия оставались. Школьная система носила четко выраженный классовый характер, в ней отсутствовала преемственность между начальной и средней школой, сохранялась высокая плата за обучение в средних и высших школах.

После 2-й мировой войны 1939—45 правительство народной Ю. и компартия Ю. приступили к решению неотложных задач в области народного просвещения. Была создана единая школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Современная система народного образования построена на основе «Общего закона о школьном образовании в ФНРЮ» (1958). Законом введена трёхступенчатая система образования. Первая ступень — детские сады (с 3 до 7 лет), единая основная обязательная 8-летняя общеобразовательная школа (7—14 лет). Вторая ступень (на базе основной школы) — 4-летняя общеобразовательная средняя школа (гимназия) и 4—5-летние средние профессиональные школы (техникумы), низшие 2—3-летние профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества. Третья (на базе среднего образования) — 2-летние полувысшие учебные заведения и высшие учебные заведения — университеты и институты (4—5 лет обучения). Составная часть системы просвещения — учреждения по образованию взрослых. В 1975/76 учебном году в свыше 13,4 тыс. основных школ обучалось около 2,9 млн. учщихся, в 459 гимназиях — 211,9 тыс. учащихся, в 710 техникумах — свыше 245,3 тыс. учащихся, в 792 школах фабрично-заводского ученичества — 247,3 тыс. учащихся, в 319 вузах — 404,3 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Белградский университет, Загребский университет, Люблянский университет, Сараевский университет, Скопье университет, университеты в Титограде, Нише, Нови-Саде, Приштине, Риеке, Сплите и др. В 1974 в СФРЮ работали 1426 научных и специальных библиотек, 1826 народных библиотек, 371 музей.

Научные учреждения. Все республики Ю. имеют свои высшие научные учреждения; к ним относятся академии наук и искусств: Сербская (основана в 1886, Белград), Югославянская (1867, Загреб), Словенская (1938, Любляна), Боснии и Герцеговины (1966, Сараево), Македонская (1967, Скопье) и Черногорская (1976, Титоград). Их деятельность координирует Совет академий наук и искусств Ю. (1960).

В 1977 насчитывалось около 500 организационно и финансово самостоятельных научно-исследовательских учреждений. Они подразделяются с на три группы: 1) самостоятельные научно-исследовательские организации (свыше 230) — институты ядерных исследований им. Б. Кидрича в Винче в (Белград), им. Р. Бошковича в Загребе, им. И. Стефана в Любляне, а также институты электроники и связи им. М. Пупина, испытаний материалов в Белграде, электротехнический, морской, лексикографический в Загребе, испытаний материалов и конструкций, автоматизации в Любляне и др.; 2) научные учреждения (35) академий; 3) исследовательские и опытные подразделения (свыше 200) при хозяйственных и других организациях объединённого труда. В результате проведённой в 70-х гг. перестройки созданы объединения, призванные способствовать развитию непосредственных связей науки и производства. В научных организациях указанных трёх групп занято около 37 тыс. человек. Особую группу представляют научные подразделения (около 50) в составе университетов. Во всех научных учреждениях страны работает свыше 15 тыс. специалистов высшей квалификации. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 70-х гг. ежегодно в среднем выделялось 1,1% национального дохода. Обеспечение НИОКР идёт главным образом по линии самофинансирования.

Международные научно-технические связи осуществляются в основном через Союзное управление по международному сотрудничеству в области науки, просвещения, культуры и техники: в 1977 со 110 государствами (в том числе с 80 развивающимися), с ООН и её учреждениями, с Организацией экономического сотрудничества и развития и др. В 1955 создана советско-югославская комиссия по научно-техническому сотрудничеству: в 1975 она преобразована в постоянный подкомитет межправительственного советско-югославского комитета по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Совместные советско-югославские работы ведутся в областях машиностроения, химической промышленности, цветной металлургии, транспорта, сельского хозяйства и др. В 1973 подписано соглашение о сотрудничестве между АН СССР и Советом академий наук и искусств Ю. Развиваются связи между вузами СССР и СФРЮ.

X. Печать, радиовещание, телевидение

В 1977 в Ю. издавалось 3,5 тыс. газет, журналов и др. периодических изданий общим тиражом свыше 20 млн. экз., в том числе 24 ежедневные газеты общим тиражом свыше 2 млн. экз. Важнейшие газеты и журналы (тираж на 1978): «Борба» («Borba»), ежедневная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде — Загребе, основана 19 февраля 1922, орган Социалистического союза трудового народа Югославии (ССТНЮ), 60 тыс. экз.; «Комунист» («Komunist»), еженедельная газета на сербскохорватском, словенском и македонском языках, издаётся в Белграде с 1925, орган Союза коммунистов Югославии (СКЮ), около 400 тыс. экз.; «Социялизам» («Socijalizam»), ежемесячный журнал на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде с1958, орган СКЮ, 10 тыс. экз.; «Вьесник» («Vjesnik»), ежедневная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Загребе, основана в 1940, орган Социалистического союза трудового народа Хорватии, 88 тыс. экз.; «Дело» («Delo»), ежедневная газета на словенском языке, издаётся в Любляне, основана в 1959, орган Социалистического союза трудового народа Словении, 93 тыс. экз. «Нова Македония» Нова Македонца»), ежедневная газета на македонском языке, издаётся в Скопье, основана в 1944, орган Социалистического союза трудового народа Македонии, 26 тыс. экз.; «Ослободжене» («Ослобоћење»), ежедневная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Сараеве, основана в 1943, орган Социалистического союза трудового народа Боснии и Герцеговины, 79 тыс. экз.; «Победа» («Побjeда»), ежедневная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Титограде, основана в 1943, орган Социалистического союза трудового народа Черногории, 13 тыс. экз.; «Политика», ежедневная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде с 1904, 272 тыс. экз.; «Младост» («Mladost»), еженедельник на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде с 1919, орган Союза социалистической молодёжи Югославии, 96 тыс. экз.; «Рад» («Rad»), еженедельная газета на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде с 1945, орган Союза профсоюзов Югославии, 110 тыс. экз.; «Экономска политика» («EkonomskaPolitika»), еженедельный журнал на сербскохорватском языке, издаётся в Белграде с 1952 газетно-издательским предприятием «Борба», 10,5 тыс. экз. Телеграфное агентство Новая Югославия — ТАНЮГ (TelegrafskaAgencijaNovaJugoslavija — TANJUG), основано 5 ноября 1943. Радиопередачи в Ю. ведутся с 1926. Югославское радио и телевидение (JugoslovenskaRadio-Televizija — JRT) основано в ноябре 1944 (реорганизовано в 1952), координирует работу республиканских и краевых радио- и телевизионных центров. Внутреннее радиовещание — на сербскохорватском, словенском, македонском, итальянском, турецком и румынском языках; иностранное вещание осуществляет станция «Радио — Ю.» — на албанском, английском, арабском, болгарском, греческом, испанском, немецком, русском, французском языках. Телевидение с 1958. В Ю. 189 радиостанций, 62 телестанции.

 

XI. Кино

Первые киносъёмки были произведены в 1905 фотографом М. Манаки. Кадры кинохроники последующих лет запечатлели Балканские войны (1912 — 1913), эпизоды 1-й мировой войны. Первый югославский игровой фильм — «Карагеоргий» (1910, режиссер И. Станоевич-Чича), посвященный вождю первого сербского восстания 1804—13. В период между двумя мировыми войнами предпринимались попытки наладить отечественное кинопроизводство, но все они потерпели неудачу. Полулюбительские югославские фирмы не могли выдержать конкуренции иностранных лент.

Новый этап в развитии югославской кинематографии связан с Народно-освободительной войной 1941—45. Партизанские хроникёры снимали военные операции против оккупантов, эпизоды становления новой жизни на освобожденных территориях и т. д. Первый фильм народной Ю. — «Кинохроника, № 1» (1945). В августе 1945 основаны киностудии в Белграде, Загребе, Любляне, в 1947 — в Сараеве, Скопье, в 1949 — в Подгорице (с 1952 Титоград). Звуковая художественная кинематография Ю. началась фильмом «Славица» (1947, сценарий и режиссер В. Африч) об антифашистской борьбе в Далмации. С тех пор ведущей и наиболее разработанной в югославском кино стала военно-патриотическая тема. С её воплощением связаны достижения югославского экрана: «Большой и маленький» (1956, режиссер В. Погачич), «Девятый круг» (1960, режиссер Ф. Штиглиц), «Козара» (1962, режиссер В. Булайич), «Прометей с острова Вишевица» (1964, режиссер В. Мимица), «Битва на Неретве» (1969, режиссер Булайич), «Сутьеска» (1973, режиссер С. Делич), «Ужицкая республика» (1974, режиссер Ж. Митрович) и др. В 60—70-е гг. кинематографисты обращаются к актуальным проблемам современной югославской действительности: «Лицом к лицу» (1963, режиссер Б. Бауэр), «Подопечный» (1966, режиссер В. Слиепчевич), «Дом» (1975, режиссер Б. Жижич) и др. Большое место среди национальных фильмов занимают экранизации произведений классической и современной национальной литературы: «Своего тела господин» (1957, режиссер Ф. Ханжекович), «Незаконнорождённые» (1963, режиссер И. Претнар), «Дервиш и смерть» (1974, режиссер З. Велимирович), «Поезд в снегу» (1976, режиссер М. Реля) и др. Значительных успехов достигло югославское документальное кино. Мировую известность завоевала загребская школа мультипликации (возникла в 1950). Её виднейшие представители — Д. Вукотич, Н. Драгич, Б. Довникович. С 1971 в Ю. проводится международный кинофестиваль — «Фест». В СФРЮ (1976) 12 студий художественных и 20 — короткометражных фильмов. С 1949 в Белграде функционирует Югославская кинотека. Издаются журналы «Filmskakultura» (с 1957), «Ekran» (с 1962), «Sineast» (с 1967).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: