Тяжелая цена поэтического творчества




ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ: АРТЮР РЕМБО

Анонс кинолектория, который состоится в литературном клубе «Прикосновение»

Библиотеки «Фолиант»

Октября 2019 года, в день 165-летия со дня рождения французского поэта

(20.10. 1854-1891). 16+

«Артюр Рембо - Поэт, и этого достаточно, ведь это бесконечность».

Рене Шар

 

Нет более богов, стал богом человек,
Но без любви сей бог - калека из калек.

Это стихифранцузского поэта Артюра Рембо, автора выдающегося шедевра французской литературы «Пьяный корабль». Родился Рембо в 19 веке, 20 октября 1854 года, умер 10 ноября 1891 года. Ему было тридцать семь лет. В ранней смерти этого человека ничего необычного нет. Однако как поэт Рембо умер задолго до ноября 1891 года, а в этом уже есть нечто поистине необычное. Известно, что последнее произведение - «Пора в аду» - было завершено летом 1873 года, в 19 лет. В последующие 18 лет Артюр Рембо не написал ни одного (!) стихотворения.

20 октября 2019 года, в 14.00, в день 165-летия со дня рождения поэта, в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится кинолекторий на тему: «Артюр Рембо, преждевременный ребенок 20 века». Читатели чуть ближе прикоснутся к биографии поэта. Узнают о том, почему Артюр Рембо, несмотря на необычайную с детства одаренность, был несчастлив всю свою жизнь?

Почему ненавидел мать? Отчего говорил, что город Шарлевиль, в котором он родился, «выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных городков»?

Известно, что Рембо мечтал уехать из родной глубинки, однако, все его невероятные и весьма опасные странствия непременно заканчивались возвращением назад, в родительский дом, в арденскую деревню. Окружающие презирали поэта за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях. Знакомые называли его «наказанием господним», а критики - «преждевременным ребенком 20 столетия». Почему?

Обвиненный в покушении на убийство Рембо, его друг Поль Верлен был приговорен к двум годам лишения свободы. Зачем Верлен стрелял в своего лучшего друга? Что за отношения их связывали?

Послушав стихотворение «В 17 лет серьезность не к лицу», посмотрев документальный фильм «По следам великих писателей. Артюр Рембо», читатели откроют для себя суть эстетических воззрений поэта. Узнают, как повлияла на его творчество Парижская коммуна, почему Артюр Рембо умер так рано и почему за последние 18 лет жизни не написал ни одного стихотворения. Задумаются о том, как вообще он, поэт по призванию, смог прожить эти годы, исключив поэзию из своей жизни совершенно?

Так кем же был этот человек? И почему вся земля для него оказалась чем-то вроде тесного цветочного горшка?..

Итак…

 

Тяжелая цена поэтического творчества

 

Жан-Никола-Артюр Рембо родился в захолустном провинциальном городке Шарлевиле, расположенном в департаменте Арденн, близ бельгийской границы.

Еще до рождения ему была уготована несчастная жизнь. Он был плодом несчастливого до нелепости брака. Его отец, кадровый пехотный офицер, капитан Фредерик Рембо, видимо, из корысти женился на Витали Кюиф. Витали, девушка из зажиточной крестьянской семьи, в свою очередь, вышла замуж за офицера из тщеславия, «для фасона».

Семья Кюиф имела дом в Шарлевиле и землю поблизости, под городом Вузье. Хотя в браке родилось пятеро детей, четверо из которых выжили, отец, гуляка и непоседа, никогда, даже после отставки, не жил дома, и дети его почти не знали.

Отца Артюр в своих письмах никогда не упоминал, хотя, возможно, ненавидел его меньше, чем свою тщеславную мать. Витали Кюиф, после того, как ее бросил муж, сосредоточила энергию на управлении домом и деспотическом воспитании четверых малолетних детей.

Рембо стал великим поэтом тяжелой ценой. Писать прозой, а затем стихами он начал лет в 7-8. Это можно считать достаточно редким явлением, особенно если учесть еще более важное обстоятельство: у Рембо-поэта не было детства, не было юности. Уже подростком он поражал своей необычайной, феноменальной зрелостью.

С детства будущий поэт попал в классический буржуазный микромир. Этот мир был карикатурной моделью общества Второй Империи. Все в доме было подчинено престижу

и укреплению и так порядочного достатка семьи. Бережливость и степенность были первыми добродетелями в глазах матери, и она насаждала их с суровым упорством и прямолинейностью.

Поведение детей было строго регламентировано: когда мать ходила с ними в церковь, на прогулку или на рынок, то они должны были идти попарно, впереди сестры Витали и Изабель, за ними братья Фредерик и Артюр; независимо от погоды полагалось брать с собой зонтики; шествие замыкала госпожа Рембо. Эти образцовые прогулки были посмешищем даже в глазах шарлевильских мещан. Малейшие шалости детей влекли за собой нечто вроде домашнего ареста с сидением на хлебе и воде. Даже в семнадцать лет Артюр не мог надеяться получить от матери несколько су на мелкие расходы.

Созданная в доме гнетущая атмосфера оказала особенно глубокое влияние на поэта-подростка, сделала его угрюмым, замкнутым и невыносимо раздражительным.

Вначале мать возлагала большие надежды именно на Артюра. Ребенком он был послушен, набожен, прилежен и блестяще занимался. Школьное образование получил там же, в Шарлевиле.

Артюр Рембо был первым учеником почти по всем предметам, учителя хвалили его исключительную одаренность. Успехи Артюра в коллеже были поразительны: он переводился, минуя очередной класс, и за годы учебы собрал все поощрения и награды.

Исключительные способности Артюра Рембо и редкостная, овидиева легкость, с которой он импровизировал латинские стихи, сражали учителей. Особенно увлек он молодого преподавателя Жоржа Изамбара. Изамбар занимался с Артюром в свободное время; он привил ему вкус к новой французской литературе и поощрял его опыты писать стихи и на французском языке.

Чаяния матери, надеявшейся вырастить из Артюра своего продолжателя, не сбылись. Домашний деспотизм будил протест в его душе, чтение приключенческих книг, а затем романтических романов и книг писателей-реалистов поддерживало это чувство. Блестящие успехи наполняли гордой уверенностью в своих силах.

Госпожа Рембо не замечала, как в душе сына копилось недовольство и отвращение к ней, к насаждаемой ею и окружавшей его пошлости. Рембо рассказал о волновавших его чувствах в стихотворении «Семилетние поэты».

 

И мать, закрыв Завет, довольная ушла

Весьма гордясь собой, но видеть не могла,

Как под высоким лбом, где синих глаз свеченье,

Дитяти вольный дух являет отвращенье.

Весь день он источал послушливость; умен

Не по своим годам; но были скрыты в нем

Черты угрюмости и лицемерья злого.

Он в затхлых уголках с упорством прекослова

Показывал язык, сжимая кулаки,

И веки так смыкал, что плавали кружки.

 

Артюр тянулся к обездоленным детям бедняков, а мать возмущала его «позорная жалость». Он догадывался о бездушии матери и с детских лет с отвращением читал ложь и черствое себялюбие в ее голубых глазах. Семейный мирок служил ему школой жизни. Поэт-дитя полюбил уединенные мечтания, в которых ему мерещились далекие страны с благодатным климатом, где сияет свобода. А в довершение уже тогда:

 

Он бога не любил,

Любил людей, что были

Одеты в блузы и черны,

Когда домой с работы шли...

 

В 1870 году на академическом конкурсе за стихотворение на латинском языке Рембо получил первый приз. В том же году было опубликовано его первое стихотворение.

Артюр Рембо закончил официальное образование в июле 1870 года, в тот же год разразилась франко-прусская война.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: