Динамический характер управления требует рассмотрения структуры процесса управления в разрезе этапов, процессов и процедур.
Рис. 3. Структурная схема процесса управления
Этап определения цели реализуется в процессе целеполагания. В широком смысле под целью понимается желаемое состояние объекта или системы. Целеполагание – это прерогатива лица, принимающего решение (ЛПР). Цели, как правило, зависят от личного опыта ЛПР, его системы ценностей, реалистичности понимания ситуации, состояния системы и перспектив развития ситуации, количества и приоритетности целей.
При постановке целей должны быть сформулирована генеральная цель и определен временной интервал, отводимый для ее достижения. Затем формулируются локальные цели и определяются их приоритеты, выявляются цели, противоречащие друг другу. Для описания количественных характеристик целей используют систему критериев, позволяющих формализовать цель через систему экономических показателей.
Для сужения круга возможных решений формируется система ограничений. Причем, наряду с объективными ограничениями, например, ограничениями ресурсов, правовыми ограничениями, морально-этическими нормами, информационными ограничениями, конкуренции и т.д., существуют ограничения и субъективные, связанные с уровнем компетенции ЛПР. Процедура установления ограничений предполагает также и преобразование ряда критериев в ограничения, что позволяет упростить задачу за счет повышения свободы маневра ЛПР при принятии решения. Формирование системы ограничений в большинстве случаев обуславливает необходимость пересмотра некоторых локальных, а иногда и глобальных целей, а также критериев их описывающих.
|
После определения цели основной задачей ЛПР является максимально точная оценка ситуации, с учетом ретроспективных и перспективных изменений. В ходе информационного процесса, предусматривающего реализацию традиционных информационных процедур, формируется информационный фонд, необходимый для проведения аналитической работы, в результате которой на основе детального анализа формулируется круг проблем, решение которых позволит достичь поставленных целей.
Ключевым моментом процесса управления является принятие решения. Процесс принятия решения - процесс преобразования информации о состоянии и функционировании объекта управления в информацию о более рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем. На этапе выбора решения определяются возможные пути решения каждой из проблем, производится оценка альтернативных вариантов, определяется круг возможных решений и происходит выбор оптимального из них. Следует отметить, что при наличии нескольких целей (соответственно и критериев) выбрать единственный вариант решения крайне сложно. В этом случае оценивается оптимальность по Парето: оптимальным считается решение, при котором достигается не ухудшение по всем критериям оптимальности и улучшение хотя бы по одному из них.
Для претворения принятого решения крайне важным является процесс обеспечения его реализации, предполагающий назначение сроков и лиц, ответственных за исполнение с учетом уровня их полномочий, контроль за исполнением решения.
Вопросы для самоконтроля
|
1. Что понимается под управлением?
2. На каких концептуально общих принципах базируется управление в системах любой природы?
3. Перечислите основные способы управления.
4. Совокупность каких типов моделей используется для комплексного описания предприятия?
5. Что представляет собой организационная модель предприятия?
6. Что представляет собой функциональная модель предприятия?
7. Что представляет собой информационная модель предприятия?
8. Реализацию каких этапов предполагает процесс управления?
9. Какие этапы объединяет информационное содержание процесса управления?
10. На каких этапах реализуется функциональное содержание процесса управления?
11. Какие процедуры должны быть реализованы в процессе целеполагания?
12. Какие процедуры должны быть реализованы в процессе непосредственного выбора решения?
13. Какие процедуры должны быть реализованы в процессе обеспечения реализации решения?