Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считается обучение новичков - и детей и взрослых - основам туризма, как основного фактора обеспечения безопасности. Второе направление деятельности - оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются маршрутно-квалификационные комиссии (общественные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) системы МЧС. Система взаимоотношений между МКК и ПСС определена в Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС. В настоящее время поисково-спасательные службы системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во многом утратили функции органов, контролирующих прохождение группами маршрутов и соблюдение ими контрольных сроков, и чаще действуют только при получении сообщений о несчастных случаях. Поэтому тем более ответственной становится в деле обеспечения безопасности проведения походов деятельность МКК станций и центров юных туристов, проверяющих готовность групп к совершению заявленного похода. Это, в первую очередь, проверка правильности заполнения походной документации, наличия и качества картографического материала, знания руководителем особенностей маршрута, материально-технического обеспечения группы. При рассмотрении категорийных походов МКК способна выявить недостатки, могущие на маршруте повлиять на безопасность туристов, но более легкие степенные походы МКК не рассматривает, поэтому вся ответственность за безаварийное проведение похода лежит на руководителе.
|
При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности - смотр готовности: группе предлагают задания, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у нее на маршруте. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Второй эффективный способ проверки подготовленности групп - их участие в туристских слетах и соревнованиях.
Рассмотрим причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах и на тренировочных занятиях. Знание этих причин позволит определить меры по их исключению, а также объем знаний, умений и навыков, необходимый педагогам и юным туристам для безопасного нахождения в природной среде.
Интересный подход к рассмотрению причин возникновения несчастных случаев в туризме и как следствия - экстремальных ситуаций, осуществлен Ю.А.Штюрмером. Он пришел к выводу, что все многообразие аварийных ситуаций можно разделить на две группы: опасности мнимые и опасности действительные. При этом автор анализировал действия взрослых туристов.
Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому уместно рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремальных) ситуаций можно разделить на три группы:
|
- - возникающие по вине руководителя группы;
- - возникающие по вине детей - участников похода;
- - природные факторы и несчастные случаи в походе.
Первые две группы - субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах с детьми как нигде важна и ответственна роль педагога - руководителя группы. Поэтому доверять руководство группами юных туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами педагогам. Часть факторов риска, связанных с личностью руководителя, удается предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы. Его опыт должен соответствовать требованиям «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».
Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владеть собой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать детей. Своим невниманием он может невольно вывести ребенка из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстремальную ситуацию.
К негативным последствиям может привести недостаточный контроль со стороны руководителя за физической и технической подготовкой детей, их медицинским освидетельствованием, психологическим состоянием и взаимоотношениями в группе.
|
И если в период подготовки похода еще что-то можно поправить, то на маршруте ошибок руководитель допускать не имеет права. Он должен осознавать, что в походе именно от него в первую очередь зависит благополучие всей группы. Ему не с кем будет посоветоваться и надеяться он может только на себя и своих воспитанников.
К непредвиденным последствиям может привести включение в группу нового участника накануне выезда. Происходит это по разным причинам: замена заболевшего участника (жалко терять купленный билет), настойчивые просьбы родителей. Взятый при таких обстоятельствах ребенок подобен бомбе замедленного действия. Как правило, именно с детьми, включенными в состав группы в последний момент, происходят различные происшествия.
К допоходным опасностям можно отнести движение туристской группы по населенному пункту, переезд к месту начала похода на автобусе или по железной дороге. Радость от выхода в поход порой значительно снижает внимание детей. Необходимо объяснить юным туристам, что посадку и высадку из вагонов поезда надо проводить организованно, без суеты и шума, чтобы не вызвать негативного отношения окружающих. Следует исключить нахождение детей в тамбурах вагонов, ненужное хождение из одного вагона в другой. Обо всех недоразумениях и конфликтах с другими пассажирами дети должны немедленно ставить в известность руководителя.
Проявлением слабой технической подготовки руководителя может быть неверная организация движения группы на маршруте. При этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные некоторым участникам. Как следствие - быстрое их утомление, притупление бдительности и т.д.
Руководитель может чрезмерно довериться действиям проводника, ослабить контроль над его действиями на маршруте, в результате чего возможна потеря ориентировки, нарушение графика движения и другие, более тяжелые последствия. Контроль со стороны руководителя (или его заместителя при наличии у него должных навыков) за действиями проводника (дежурного проводника) должен осуществляться постоянно.
Ни из каких стратегических соображений руководитель не должен допускать деления, разрыва группы. Если возникает необходимость провести разведку какого-то участка, следует отправлять не менее двух (а лучше - трех) самых опытных участников, четко оговаривая направление движения и контрольное время.
Руководитель должен быть особенно внимателен при прохождении группой участков вблизи линий электропередачи, нефте- и газопроводов и т.п. Недопустимым является самовольное усложнение руководителем группы маршрута, преодоление незапланированных естественных препятствий (прохождение горных перевалов, переправы через реки и др.). Никто и никогда не осудит руководителя за решение сойти с маршрута, пойти по более простому запасному варианту, если он видит прямую угрозу безопасности детей при движении по заявленному маршруту. Но не находят оправдания действия руководителя, ведущие к риску для жизни и здоровья детей.
И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создается самими юными туристами. Первая причина - в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физическую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.
Несоответствие физической и технической подготовки участника сложности маршрута само по себе не является прямым источником возникновения экстремальной ситуации. Учитывая то, что в поход ребенок идет, чтобы проверить свои силы и способности в реальной обстановке, т.е. он продолжает процесс обучения, приходится мириться с тем, что у него не все и не сразу получается. Задача педагога - помочь юному туристу приобрести необходимые знания и навыки, укрепить волю. При этом руководитель должен учитывать тип нервной системы воспитанника, его самочувствие, степень усталости. Но с чем мириться нельзя ни в какой степени, так это с нарушениями дисциплины. Уход из расположения лагеря, отставание от группы на маршруте, безответственное лихачество - это прямые предпосылки к возникновению опасных ситуаций.
В туризме существует строгое правило: слово руководителя - закон для юных туристов. Все указания и распоряжения руководителя должны быть четкими и недвусмысленными. Они обязательны для выполнения всеми членами группы. Руководитель обязан проводить инструктаж по технике безопасности перед тренировочными занятиями и перед каждым серьезным походом. Нередко аварийные ситуации возникают из-за того, что вопреки указаниям инструктажа дети выполняют на тренировках или в походе те или иные технические приемы, требующие страховки, без контроля руководителя.
Опытный турист чувствует себя на маршруте уверенно. Навыки движения, ориентирования, преодоления препятствий у него отработаны до автоматизма. Он может одновременно легко воспринимать как собственные поступки, так и окружающую обстановку, и действовать сообразно ситуации. Новичка же недостаток опыта и умений держит в постоянном напряжении, что отнимает много сил и энергии.
Некоторые обстоятельства походной жизни могут привести неопытного туриста в стрессовое состояние. Эти обстоятельства не так явно проявляются в 1-2-дневных походах, однако в многодневном походе могут наложить отпечаток на поведение новичка. Поэтому в первые дни пребывания в походе дети требуют особого внимания. Разумеется, и в последующие дни контроль не должен ослабевать.
Однообразие питания также может негативно сказываться на самочувствии детей. В походе сложно организовать разнообразное питание, так как меню чаще состоит из каши, супов из пакетов, тушенки, сгущенки. Задача завхоза - найти возможность приобретения продуктов на месте, разнообразить ассортимент, снабдить группу, где это возможно, овощами и фруктами.
Влияют на настроение детей и погодные условия, длительное ненастье. Трудно вставать утром и готовить завтрак, когда идет дождь, собирать рюкзак, тяжелеющий от мокрых вещей. Руководитель должен быть готов к подобным ситуациям и уметь скорректировать настроение детей, в том числе и собственным примером.
Таким образом, на настроение, самочувствие юных туристов воздействует много факторов, способных ввести их в состояние стресса. Именно с детьми, находящимися в таком состоянии, чаще происходят различные ЧП.
Следует иметь в виду и опасности, возникающие от взаимодействия человека с окружающей природой: заболевания юных туристов вследствие укусов энцефалитного клеща, туляремия, отравления недоброкачественными продуктами, непригодной для питья водой, ядовитыми ягодами, грибами. Серьезную потенциальную опасность представляют резкие изменения погодных условий, особенно в горной местности. Возможна потеря или поломка части снаряжения, утрата продуктов. Во всех перечисленных ситуациях опытный подготовленный турист, знающий особенности маршрута, умеющий безопасно организовать быт в полевых условиях, знакомый с практикой предсказания погоды, сумеет избежать опасностей.
Какие же меры следует предпринимать руководителю для предотвращения возникновения опасных ситуаций в группе на маршруте? В первую очередь важно, чтобы дети усвоили, что в туристском походе группа находится в автономном существовании. Если с кем-то из туристов по его вине произойдет несчастный случай, приведший к травме, то в незавидном положении окажется вся группа. Возникнет необходимость оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего в ближайший (а это зачастую не один километр) населенный пункт, при этом надо еще нести рюкзак пострадавшего. В результате запланированный поход, к которому шла длительная подготовка, истрачены значительные средства, будет сорван.
Очевидный вывод: и на занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае возникновения экстремальных ситуаций.
Для этого необходимо знать юным туристам:
- - сведения о природе родного края;
- - навыки пользования основным туристским снаряжением;
- - основы обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.
Кроме того, для безопасного нахождения в природной среде ребенок должен иметь достаточную физическую и морально-волевую подготовку.
Однако самое важное во всей этой работе - донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе является соблюдение дисциплины.
Следует отметить, что вопросы соблюдения мер безопасности рассматриваются практически во всех разделах, говорим ли мы о снаряжении, организации туристского быта или технике передвижения и преодоления препятствий. Правильное выполнение всех приемов и выполнение всех рекомендаций значительно снижают возможность возникновения аварийных и экстремальных ситуаций.