Специфика работы с малой группой
Количество участников
нижняя граница - 3 человека
В группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.
верхняя граница – обычно не превышает 20 человек
оптимальный размер – 5-12 человек
В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых участники связаны более тесными контактами.
Групповая динамика – это этапы развития малой группы
Этапы:
1. «Знакомство» - участники группы ориентированы друг на друга, ищут приемлемые формы поведения, оценивают коуча и пространство;
2. «Притирка» - участники группы распределяют роли, показывают первые результаты, выбирают наиболее желательную модель поведения;
3. «Конфликт» - участники группы чувствуют отсутствие единства, поверхностность отношений, отгораживаются перед первыми проблемами;
4. «Работа» - высказав и преодолев разногласия, участники чувствую облегчение, искренность, переключаются с эмоциональных личностных переживаний на эффективную работу.
Тренинг: 5. Завершение работы группы
Коучинг: 5. Поддержка и ведение участников группы
Изменения в выделенных этапах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.
Динамика изменений личности
· Изменение группы связано с процессами изменения каждой личности в отдельности.
· Изменение личности не происходит одномоментно, а является циклическим процессом, протяженным во времени и сопровождающимся переживаниям.
|
· Чтобы изменить сложившееся поведение участника, коучу необходимо осознать этот цикл и использовать свое знание для поддержки участников.
Участнику нужно пройти через все стадии, и только это даст ему возможность
ИДТИ ДАЛЬШЕ
Физическое пространство
Прежде чем начать любую работу с группой необходимо ГРАМОТНО ОРГАНИЗОВАТЬ физическое пространство!
Исключите асимметрию в пространстве и «чёрные дыры»
Невербальные сигналы участников
Коучу необходимо очень чутко реагировать на различные реакции участников. Контролировать свои эмоции и вербальные человек может, но невербальные проявления поддаются контролю очень сложно.
Прежде чем делать заключение, необходимо рассмотреть сигнал в контексте: учесть ситуацию, факторы физического пространства, совокупность невербальных и вербальных проявлений.
Сигналы включенности группы:
· заинтересованное выражение лица, которое периодически меняется в зависимости от содержания;
· периодически поддерживается контакт глаз (в течение 2ч. - 5 раз коуч, 3 из 5 поймать);
· голова поднята и немного наклонена на бок;
· участник иногда кивает;
· корпус тела немного наклонен вперед (опирается на локти);
· поза периодически меняется (в среднем 1 раз за 10-15 мин.);
· минимальное число «крестов» на теле.
Сигналы потери внимания группы:
· неподвижная, застывшая поза;
· положение тела поникшее (энергосберегающее);
· голова опущена или большую часть времени опирается на руку;
· глаза бесцельно оглядывают пространство или направлены в пол;
|
· повышенная активность кистей и пальцев рук (барабанит по столу, теребит галстук, ручку, постоянно смотрит на часы);
· глаза прищуренные, выражение лица скептическое;
· закрытая поза.
Композиция речи
Любой элемент рабочего модуля в речи коуча должен быть описан по законам композиции и состоять из следующих элементов:
1. вступление – приветствие аудитории (завладеть вниманием, каждый участник должен понимать, что обращаются к нему)
2. введение в тему (в определенной степени это «успокоительное» для участников; прежде чем переходить к основной части аудитория должна подготовить к некому действию)
3. основная часть (описываете суть деятельности, реализуете её)
4. выход (краткое подведение итогов, «раздача слонов» участникам)