К «воображению» и «фантазии», как элементам системы Станиславского мы постоянно возвращаемся в процессе обучения. Развитие этих элементов — важнейшая задача актерской школы. Оно осуществляется, в частности, и на материале этюдов. Этюд выявляет многие свойства дарования учащихся: творческое воображение и фантазию, знание жизни, наблюдательность, живость зрительной и эмоциональной памяти, юмор, нестандартность мышления.
Одна из главных задач в работе над этюдом – использование всех изученных элементов актерского мастерства при выполнении конкретного сценического действия. Работа над этюдом приучает учащихся к творческой самостоятельности, развивает инициативу и формирует их художественный вкус. В отличие от упражнений сценический этюд должен отличаться тремя главными признаками:
1. Сценический этюд предполагает отобранную и зафиксированную логику развития событий и поведения действующих лиц.
2. В основе этюда непременно лежит художественный вымысел и хотя бы простейшая сверхзадача, определяющая сквозное действие.
3. Исполнители действуют в этюде от своего имени, в хорошо знакомых предлагаемых обстоятельствах.
Цель работы над этюдом заключается не только в развитии необходимых актеру качеств, она может иметь большое воспитательное значение. Необходимо, чтобы учащиеся серьезно задумывались над идейным содержанием своего творчества.
Следует помнить, что психологическая нагрузка в этюде не должна быть сложной. Напротив, следует отдавать предпочтение простейшим сюжетным построениям, не загружая их чрезмерным обилием фактов. Важно лишь, чтобы содержание этюдов формировалось из жизненных наблюдений и собственного опыта учащихся, чтобы они тщательно разрабатывали предлагаемые обстоятельства, определяли логику поведения в этюде и т.д. В свою очередь, необходимость тщательной разработке рождает потребность пристально и углубленно изучать, воспринимать и оценивать в жизни все наиболее существенное. Работа над этюдами мобилизует и развивает творческое воображение и фантазию, обостряет внимание.
Последующий обязательный разбор преподавателем показанных этюдов дает направление для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
В работе над упражнениями, тренирующими психофизические элементы, нередко случается, что от развития и углубления наиболее удачных упражнений (например, «на память физических действий») рождается этюд. Перерастание упражнения в этюд показывает, как в процессе работы упражнение постепенно обогащается предлагаемыми обстоятельствами, как уточняется событие, возникает сюжетная канва, определяется творческая цель, намечается линия сквозного действия, отбирается и фиксируется логика поведения действующих лиц. В данном случае устанавливается прямая непосредственная связь между двумя этапами работы – тренингом и этюдами.
Сценическое действие – основа актерского творчества. К.С. Станиславский утверждал, что активность проявляется на сцене в действии, а в действии передается душа роли – и переживания артиста, и внутренний мир пьесы; по действиям мы судим о людях, изображаемых на сцене, понимаем, кто они.
Действие есть единый неделимый психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, и выраженный каким-то образом (а не как-нибудь) в пространстве и во времени здесь и сейчас.
В этой формулировке важно каждое слово; убрать любое — значит уничтожить смысл понятия. Вот как коротко можно прокомментировать эту формулу. Прежде всего, необходимо акцентировать в действенном процессе неразрывность психологического и физического, их единство. Следует помнить, что понятие «физическое действие» — условно; конечно же, у Станиславского речь идет о психофизическом действии, просто в предложенном названии выражено стремление подчеркнуть именно физическую сторону действенного процесса. Не понимая этого, часто физическим действием называют всего лишь физическое механическое движение. Запомним же, что физическое действие в учении Станиславского — это всегда действие психофизическое. В этом ценность его открытия: точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу актера.
Действие — это процесс. Следовательно, оно имеет начало, развитие, имеет конец. Как же начинается сценическое действие, по каким законам развивается, почему и как заканчивается или прерывается? Ответы на эти вопросы объясняют суть процесса.
Побудителем наших действий в жизни является объективно существующий мир, с которым мы постоянно находимся во взаимодействии посредством обстоятельств, создаваемых нами, или обстоятельств, существующих независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс. Закон сценического бытия — закон обострения предлагаемых обстоятельств. Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие, в противном случае оно будет протекать вяло.
Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами малого круга. Предлагаемые обстоятельства малого круга — непосредственный повод, импульс действия; они реально влияют, воздействуют на человека здесь, сейчас; с ними вступают в конкретную борьбу. Конфликтность — движущая сила сценического действия. Борьба с предлагаемыми обстоятельствами малого круга за достижение цели составляет главное содержание действенного процесса. Развитие его сопряжено именно с этой борьбой, с преодолением препятствий на пути у цели. Препятствия могут быть различного характера: со знаком (—) и со знаком (+), то есть — могут мешать движению к цели (—) или помогать (+).
Действие заканчивается либо с достижением цели, либо при появлении нового предлагаемого обстоятельства, меняющего цель, соответственно рождающего новое действие. Не зная цели и предлагаемых обстоятельств малого круга, нельзя говорить о действии.
Как видим, в определении сценического действия присутствуют:
1. Цель (ради чего?)
2. Психофизическая реализация (что делаю для достижения этой цели?)
3. Приспособление (как?)
Следует обратить внимание на финал определения: «Действие — процесс, каким-либо образом выраженный в пространстве и во времени». Здесь важна временно-пространственная характеристика театрального искусства, связанная с проблемой зрелищности, яркой отточенной формой, с темпо-ритмической организацией, определяющей развитие события во времени. При этом особенно следует подчеркнуть импровизационную сущность действия, его многовариантность.
Действие — единый психофизический процесс. Однако, стремясь проанализировать столь сложное явление, условно его разделили на три составные: мыслительное, физическое и словесное действие. Такое разделение помогает выявить в каждом конкретном случае преимущественное значение либо словесной, либо физической, либо мыслительной стороны единого процесса действия. При этом следует помнить, что мыслительное действие всегда сопровождает и физическое, и словесное.
Необходимо всегда помнить о том, что нельзя путать физическое действие — как акцию, всегда целенаправленную, психофизическую, с физическим движением (не действием!), которое может являться лишь приспособлением (как?).
Как известно, творчество в театре начинается с магического «если бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать реальность. Предлагаемые обстоятельства — это множество «если бы», они приводят в движение действие, развивают его. Из всей суммы обстоятельств жизни человека автор совершает строгий отбор. Чтобы в этом обилии обстоятельств разобраться, привести их в систему, целесообразно все обстоятельства условно разделить на три круга:
- обстоятельства малого круга, стимулирующие, определяющие процесс борьбы в событии;
- обстоятельства среднего круга, охватывающие всю пьесу, определяющие развитие сквозного действия человека—роли;
- обстоятельства большого круга, лежащие за пределами пьесы, вбирающие в себя сверхзадачу человека—роли.
Все обстоятельства способны переходить из одного круга в другой. Мы не сможем выстроить логику малого круга, не зная обстоятельств среднего, большого кругов, потому что именно они корректируют и определяют логику малого круга. Обстоятельства, лежащие в одном круге, должны проверяться обстоятельствами другого круга.
Следует еще раз сказать о важнейшем законе обострения предлагаемых обстоятельств. Это не закон жизни, но самый главный закон театра, сценического бытия: иначе действие утратит свое важнейшее качество — активность, борьба будет пассивной. Запомните же: холодно или жарко, но только не тепло! Обострение может быть со знаком (+) или со знаком (—) по отношению к действию.
Сценическое действие должно быть внутренне обоснованно, логично, последовательно и возможно в действительности.Следуя этим особенностям сценического действия, учащиеся должны с первых же уроков учиться действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно. Учащимся необходимо на практике освоить такие понятия, как «если бы» и «предлагаемые обстоятельства».
Этюд, в разных формах, является основным методическим средством работы актера над собой (тренировочные этюды) и важнейшим репетиционным приемом работы над ролью (этюды, помогающие углубить и обогатить этюдную разведку методом физических действий). По существу, этюд связан со всеми этапами актерской школы. Конечно, этюд только звено в сложном воспитательном и творческом процессе, но он помогает и в саморазвитии актера, и учит работать над ролью, и, наконец, через него строится спектакль. Этюд — это небольшой отрезок сценической жизни, это событийный эпизод, имеющий начало, развитие и некий финал. Происшествие в этюде может быть незначительным или грандиозным, но оно всегда присутствует в нем. Происшествие, содержащееся в этюде, должно выражать определенный смысл. Главное же в этюде — движение, развитие.
В работе над спектаклем по методу действенного анализа — этюд становится главным инструментом анализа и синтеза. Этюд помогает нам познать автора, поэтому так важна его роль в поиске уникального жанра произведения эта тема будет рассмотрена ниже.
Этюд — атом сценической жизни, в нем заложено все самое важное в учении Станиславского:
1. Действие
2. Внутренняя речь
3. Несколько событий
4. Оценки
5. Конфликт
6. Борьба с обстоятельствами малого круга
7. Сквозное действие
Работая над этюдами, учащиеся тренируют свое умение событийно-действенно, логично мыслить.
Во время работы над этюдами большое значение придается воспитанию в актерах чувства юмора.
Темы одиночных этюдов на органическое молчание:
· Первый раз в жизни.
· Находка.
· Музыкальный момент.
· Пропажа.
· Совершенно невероятное событие.
· Ожидание.
· На чердаке.
· На крыше дома.
· Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).
· Этюды на смену темпо-ритма.
· Этюды на свободную тему.
Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:
· Знакомство.
· Прощание.
· Подарок.
· Примирение.
· Обман.
· Встреча.
· Свидание.
· Розыгрыш.
· Открытие.
Коллективные этюды-импровизации:
· Ремонт.
· Подготовка к празднику.
· Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).
Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, жажда, боль).