НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЪЕКТАМИ БЛИЖНЕГО КРУГА




 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Начинать развивать внимание следует с тех предметов, которые окружают вас в повседневной жизни. Они называются объектами ближнего круга. Выберите какой-нибудь предмет, который находится в вашей комнате, стоит всегда на одном и том же месте. Например, будильник. Рассмотрите его хорошенько. Начинайте разглядывать линии, цвет, форму. Проведите взглядом по его поверхности, «ощупайте» ее глазами, постарайтесь на расстоянии почувствовать, какая она — шероховатая или гладкая, пыльная, поцарапанная? Аналогичным образом рассматривайте и другие предметы. Постарайтесь вникнуть в их сущность, понять их назначение, оценить их необходимость.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТАМИ ДАЛЬНЕГО КРУГА

Объекты дальнего круга — те, которые встречаются вам за пределами вашего дома. В первую очередь, это люди, с которыми вы общаетесь.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

 

УПРАЖНЕНИЕ 2.

«Зеркало». Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3.

«Тень». Актер ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера — повторять все движения актера, стать его «тенью». После окончания упражнения поменяться ролями.

ТОЧКИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С САМИМ СОБОЙ

 

При выполнении следующих упражнений и этюдов старайтесь концентрировать внимание внутри себя, в области солнечного сплетения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Преподаватель дает звуковые сигналы (хлопает в ладоши или звонит в колокольчик), ученики по этому сигналу должны синхронно или по очереди:

 

• Менять положение тела;

 

• Напрягать и ослаблять мышцы;

 

• Быстро менять позы и оправдывать их изнутри;

 

• Переносить внимание с объекта на объект;

 

• Произносить слова роли и замолкать.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2.

На сцене или в помещении для тренинга гаснет свет. Нужно добиться полной темноты. Темнота продлится всего одну минуту, за это время ученики должны без малейшего шума покинуть помещение. Свет зажигается — сцена пуста. Снова наступает минутная темнота. Когда появляется свет, актеры должны стоять на своих местах. Все это надо проделывать как можно более незаметно, без единого звука.

 

ТОЧКИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПАРТНЕРОМ

Каждый предложенный этюд разыгрывайте, стараясь найти точки внимания при взаимодействии с партнером.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Группа туристов после тяжелого перехода решила сделать привал. Все очень устали, но надо ставить палатки, разжигать костер, готовить пищу. Усталость валит с ног, все выполняют свои обязанности через силу.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Двое воров в чужом доме рыщут в поисках ценных вещей. Внезапно возвращаются хозяева. Воры прячутся за диван, но убежище слишком ненадежно, в любой момент их могут обнаружить.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Все стоят в кругу, держась за руки. Преподаватель задает вопросы, на которые участники тренинга должны отвечать очень быстро, не думая, даже когда не знают ответа. Если кто-то задумается, за него должен ответить сосед. Если же и сосед не отвечает, оба выбывают из круга. Простые вопросы должны чередоваться с легкими, например:

 

• Как вас зовут?

• Ваш любимый цвет?

• Какова площадь Африки в квадратных километрах?

• Какого цвета трава?

• Какую болезнь вызывают малярийные комары?

• Кто автор «Комедии о птицах»?

 

Мышечный контролер

1. Мышечная свобода — закон органического поведения человека в жизни, следовательно, — один из элементов системы. Суть закона такова: человек расходует ровно столько мышечной энергии, сколько ее требуется для совершения того или иного действия. Большая или меньшая, чем требуется, затрата мышечной энергии ведет к мышечному зажиму со знаком (+), или со знаком (—), то есть — к чрезмерной расслабленности (+), либо — к излишней мышечной напряженности (—). Мышечный зажим часто бывает следствием актерского гипертрофированного самоконтроля. Естественный способ погасить слишком развитый самоконтроль, притупить его — увлечься сценическим объектом. Чтобы отвлечься, надо увлечься!

2. Преодоление мышечных зажимов К.С. Станиславский считал важнейшим условием создания творческого самочувствия. Поэтому «освобождение мышц» он включал в раздел внутренней техники актера, подчеркивая тем самым особую роль этого элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества. Упражнения, направленные для устранения непроизвольных мышечных зажимов, предлагаются на первых же занятиях по технике актера. Важно, чтобы учащийся научился самоконтролю – подмечать малейшие зажимы, которые будут возникать по ходу выполнения любого упражнения, будь то напряжение в походке, мимике, будет ли зажата шея или руки и т.п., пока привычка контролировать и снимать мышечные зажимы не будет доведена до автоматизма.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

1.Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120; или вспомнить строки знаковых стихов; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

Предложить ученику отыскать оброненный предмет /карандаш, записную книжку, кольцо и т.п. Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо ему сказать, что остальные ученики будут проверять, так ли он все делает, как сделал в первый раз".

 

 

Воображение и фантазия

«Воображение» Без воображения не может существовать ни один элемент системы, к этому элементу системы Станиславского мы постоянно возвращаемся в процессе обучения. Часто слова «творческая фантазия» и «воображение» используются как синонимы, но это ошибка.

 

Фантазия — способность к выдумке, к комбинациям, к изобретательству.

Воображение — ведущий элемент системы, но это един­ственный элемент, не являющийся законом жизни. К примеру, закон связи сценического внимания и воображения: вижу — что дано, а отношусь — как задано.. Воображение — способность человека из своих прежних представлений, знаний, опыта творить новые образы.

Развитие творческой фантазии и воображения — важнейшая задача актёрской школы. Оно осуществляется, в частности, и на материале этюдов. Этюд выявляет многие свойства дарования студентов: творческое воображение и фантазию, знание жизни, наблюдательность, живость зрительной и эмоциональной памяти, юмор, нестандартность мышления. Этюд — атом сценической жизни, в нем заложено все самое важное в учении Станиславского:

1. Действие

2. Внутренняя речь

3. Несколько событий

4. Оценки

5. Конфликт

6. Борьба с обстоятельствами малого круга

7.Сквозное действие

Работая над этюдами, ученики тренируют свое умение событийно-действенно, логично мыслить.

Темы одиночных этюдов на органическое молчание:

 

• Первый раз в жизни.

• Находка.

• Музыкальный момент.

• Пропажа.

• Совершенно невероятное событие.

• Ожидание.

• На чердаке.

• На крыше дома.

• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).

• Этюды на смену темпо-ритма.

• Этюды на свободную тему.

 

Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:

 

• Знакомство.

• Прощание.

• Подарок.

• Предательство.

• На охоте.

• Примирение.

• Обман.

• На рыбалке.

• Реванш.

• Встреча.

• Наказание.

• Свидание.

• Розыгрыш.

• Расплата.

• Открытие.

• Искуситель.

Коллективные этюды-импровизации:

• Ремонт.

• Подготовка к празднику.

• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

 

Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: