Тема: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ




 

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Анафилактический шок - наиболее тяжёлая форма аллергической реакции, чаще развивается в ответ на парентеральное введение лекарственных препаратов (пенициллин, сульфаниламиды, сыворотки, вакцины, белковые или контрастные препараты и т.д.). В 10% случаев анафилактический шок заканчивается смертью пациента. Основными причинами смерти являются острая сосудистая недостаточность, асфиксия в результате отека гортани, тяжелого бронхоспазма, тромбозы сосудов и кровоизлияния в жизненно важные органы (головной мозг, надпочечники и др.).

Все эти данные говорят о важности изучаемой темы для будущих медицинских работников. Следует подчеркнуть огромную роль среднего медперсонала в профилактике изучаемой патологии. Большое значение имеет своевременное выявление предрасположенности к аллергическим реакциям. Изучение данной темы является важным для дальнейшей профессиональной деятельности медсестер.

 

3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебные цели:

- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений, факторов риска возникновения анафилактического шока;

- углубить знания студентов по лечению и профилактике данного заболевания;

- развивать профессиональные умения по оказанию неотложной доврачебной помощи и ухода за больными с анафилактическим шоком;

Знать:

З. 1. Классификацию аллергенов.

З.2 Определение понятия «анафилактический шок». Причины развития и факторы

риска.

З.3 Клинические проявления заболевания. Этапы сестринского процесса.

З.4 Диагностика и лечение. Алгоритм неотложной доврачебной помощи при анафилактическом

шоке.

З.5 Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

Уметь:

У.1 Провести сестринское обследование пациента с анафилактическим шоком. Выявить проблемы пациента.

У.2 Оказать неотложную доврачебную помощь при анафилактическом шоке;

У.3. Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные данные в температурный лист;

У.4. Провести оксигенотерапию;

У.5. Провести диагностику аллергий;

У.6. Выполнить все виды инъекций;

У.7. Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры;

У.8. Оформить сестринскую документацию;

У.9. Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания;

У.10. Составить план профилактических мероприятий.

 

Воспитательные цели:

· способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;

· воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

· уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

· уметь анализировать свое поведение;

· воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.

· формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

 

Развивающие цели:

· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

ЭТАПЫЗАНЯТИЯ:

Название этапа Время этапа
  Организационный этап 3 мин
  Проверка исходного уровня знаний 30мин
  Основной этап. Практическая часть 115 мин.
  Итоговый контроль 20 мин
  Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
  Задание для самостоятельной работы 5 мин

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416

Дополнительная:

1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.

3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.

4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний

по теме:

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ»

1. Дайте определение понятию «аллергия», «сенсибилизация», «антиген». Собищанская

2. Что такое «аллерген», его виды? Шулика

3. Назовите виды аллергических реакций, приведите примеры заболеваний. Плотко

4. Какие клетки участвуют в реакции гиперчувствительности немедленного типа? Рыжонкова

5. Назовите медиаторы, высвобождающиеся из активированных тучных клеток. Ребеза

6. Дайте определение понятия «анафилактический шок». Рожкова

7. Назовите наиболее частые причины анафилактического шока. Рожкова

8. Назовите препараты, наиболее часто вызывающие аллергические реакции. Адамова

9. Назовите классификацию анафилактического шока. Мороз

10. Назовите основные клинические проявления анафилактического шока, проблемы пациентов ВСЕ

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: по списку, 10 решают все, 9- не решаем!

Задача № 1

Пациент М. 22 года. При удалении зуба ему провели проводниковую анестезию лидокаином. Через 15 минут он почувствовал головокружение, чувство нехватки воздуха, страх. При осмотре: больной бледен, на лбу, над верхней губой – капельки пота. Дыхание 24/мин., поверхностное. На вопросы отвечает с запозданием, не четко. АД – 90/50 мм рт. ст. Пульс на периферических артериях не определяется. Пульс на сонной артерии 49/мин.

1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Обоснуйте ответ.

2. К какому типу аллергической реакции относится данное состояние?

Задача № 2

Больной М., 39 лет. Болен ревматоидным артритом, при очередном обострении назначен реопирин. После в/м инъекции реопирина у больного появились недомогание, общая слабость, через 15 минут возникла резкая одышка, гиперемия лица, обильное потоотделение, ощущение стеснения в груди, кожный зуд, чувство страха. Отмечались рвота, подергивания отдельных мышц рук, ног, затем больной потерял сознание.

Объективно: состояние тяжелое. Лицо одутловатое, гиперемированное, на теле красные пятна с неровными краями. АД 60/0 мм рт.ст. Пульс 126 ударов в минуту, нитевидный. Тоны сердца резко приглушены, аритмичные. Дыхание шумное с коротким вдохом и замедленным выдохом до 28 в минуту. Выслушиваются рассеянные сухие хрипы.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Объясните этиопатогенез данного состояния.
  2. Чем обусловлены изменения на коже пациента?
  3. Укажите алгоритм оказания неотложной помощи.

Задача № 3

Пациенту Б., 35 лет, назначено внутривенное введение актовегина. Во время внутривенного введения лекарственного препарата пациент стал жаловаться на общую слабость, головную боль, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/40 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента?
  2. Ваши первоочередные действия?

 

Задача № 4

Пациенту Б., 35 лет, назначено амбулаторное лечение ампициллином. Медсестра ввела в/м назначенную дозу ампициллина. Через 5 минут после инъекции пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (“как бы обдало жаром”), головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Определите степень тяжести.
  2. Какие нарушения сделала медицинская сестра при выполнении назначения врача?

 

Задача № 5

Вызов бригады СМП в школу к мальчику 8 лет. Ребенка ужалила пчела. Через несколько минут после этого состояние резко ухудшилось. В медпункте школы подкожно введен адреналин, внутримышечно димедрол. К моменту прибытия бригады СМП состояние вновь ухудшилось. Появилось учащенное дыхание с нарушением выдоха, был жидкий стул. Периодически судороги. Пульс более 150 в 1 минуту, почти не прощупывается, тоны сердца ослаблены. Артериальное давление 60/0. Резко заторможен.

1. Какой предположительный диагноз?

2. Какие действия необходимо предпринять для купирования бронхоспазма?

Задача № 6

Больному 35 лет в стоматологическом кабинете удалили зуб. После местной анестезии новокаином больному стало плохо. У него закружилась голова, побледнели кожные покровы. Через несколько минут больной потерял сознание. При измерении артериального давления оно оказалось 85/50.

  1. Какой аллергичекий процесс развился у больного?
  2. Какого типа данный процесс?
  3. Чем объясняется резкое падение давления?
  4. Какое лекарственное вещество является препаратом первого ряда для купирования анафилактического шока?

 

Задача № 7

Больной обратился к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного была аллергическая реакция на инъекцию пенициллина. Больному проведена анестезия 2% раствором новокаина. Через 3-5 минут состояние больного ухудшилось. Объективные данные: выраженная бледность, цианоз, обильный пот, тахикардия, артериальное давление резко снизилось; появилось ощущение покалывания, зуд кожи лица, чувство страха, ощущение тяжести за грудиной и затрудненное дыхание.

1. Определите неотложное состояние пациента.

2. С каким иммуноглобулином, главным образом, взаимодействует в организме антиген при данной аллергической реакции?

3. Продемонстрируйте технику внутривенного струйного введения препарата.

Задача № 8

На хирургическом приёме после введения новокаина больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. Артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд./мин., слабого наполнения и напряжения.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. Обоснуйте ответ.

2. Какой из химических медиаторов анафилаксии вызывает вазодилатацию и шок?

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Задача № 9

Больной С., 48 лет. Через 30 минут после очередной инъекции пенициллина в/м почувствовал головокружение, звон в ушах, сухой кашель, чувство нехватки воздуха, тошноту, схваткообразную боль в животе, сильную слабость. ОБЪЕКТИВНО: резкая бледность кожных покровов, холодный, липкий пот. АД 70/40 мм рт ст. Пульс 96 ударов в минуту, нитевидный. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧД - 22 в минуту. В легких дыхание жесткое, единичные, рассеянные, сухие хрипы. Отеков нет.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Какой препарат следует ввести для нейтрализации аллергена?

3. Составьте план вопросов для сбора аллергологического анамнеза.

Задача № 10

Заполните пропущенные части предложения.

«СТАДИИ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА»

  1. Контакт ….. с аллергеном.
  2. Синтез …….
  3. …….. контакт организма с тем же аллергеном-антигеном
  4. Фиксация ……. на поверхности тучных клеток
  5. Дегрануляция ……. клеток.
  6. Высвобождение ……. из тучных клеток
  7. Воздействие медиаторов на ……., приводящие к быстро развивающимся проявлениям аллергической реакции

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: