Этика отношения к детству




Халисова А. ИПОб 20-6

Тема 1.3-1.4. Аксиологические основания педагогической этики.

Этика отношения к детству

1.Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны. Любовь учителя к ребенку является очень важным условием духовно-нравственного воспитания. Независимо от того, где работает педагог, это качество должно быть присуще каждому, кто выбрал этот путь. В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему - признак высокой эмоциональной культуры учителя.

2. К основным принципам педагогической этики относят: принцип гуманизма; гражданственности и патриотизма; педагогического оптимизма; педагогической солидарности и коллективизма; уважения и требовательности к личности; профессионализма, сотрудничества, творчества; единства слова и дела.

Гуманизм как принцип провозглашает любовь и уважение к человеку, предполагает создание подлинно человеческих усилий в обществе, необходимых для гармонического развития личности. Гуманизм педагогического труда заключается в самой сущности, характере, содержании и результатах.

Педагогический оптимизм — это один из специфических принципов педагогической морали, тесно связанный с педагогическим гуманизмом, регулирует отношение учителя кучащимся, к своему труду и к себе как представителю педагогической профессии.

Педагогическая солидарность — это поддержка доброжелательных отношений, свободный обмен мнениями о достоинствах и недостатках в работе и поисках путей их устранения, в критическом отношении каждого педагога к самому себе.

Принцип профессионализма, сотрудничества, творчества способствует развитию у педагога общей эрудиции, мастерства, творчества.

 

3. Педагог является носителем не только знаний, умений, навыков, но и моральных культуры, духовности, красоты. На него возлагается социальная ответственность за воспитание молодежи. Наиболее обобщенные моральные требования к о личности педагога и его деятельности содержатся в моральных принципаах.

Моральные принципы (лат рrincipsum — начало, основа) — форма морального сознания, в которой моральные требования выражены наиболее обобщенно

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен осуществлять, то принципы обобщенно раскрывают содержание морали, выражают сложившиеся в моральном сознании общества требования, стосуют ться нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми, направляют человеческую деятельность и является основой для частных норм поведения. Кроме принципов, раскрывающих с городов морали, существуют также формальные принципы, освещающие особенности способа выполнения моральных требований (например,»сознательное — бессознательное»,»гуманное — антигуманное»- антигуманное.

 

4. При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку:

  • при разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре,
  • при знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо,
  • при встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются,
  • в случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать,
  • к ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с человеком, имеющего нарушения интеллектуального развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства,
  • при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него,
  • избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: