Семантико-синтаксический аспект анализа простого предложения




Коммуникативно-синтаксический аспект анализа простого предложения

 

Задание 1. Проанализируйте порядок слов во фразе из объявления, объясните ошибки, предложите свою правку.

«Предлагаем ассортимент собственного производства из мяса и салатов »

 

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Проанализируйте порядок слов в следующих предложениях (контекст в квадратных скобках не анализируется), сделайте вывод о наличии или отсутствии инверсии, опишите имеющийся порядок слов и сопровождающую интонацию, укажите место и функцию эмфатического ударения.

 

1. [Николенька, только что проснувшись, с широко раскрытыми глазами сидел на своей постели и смотрел перед собой.] Страшный сон разбудил его. (Л.Толстой)

 

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

2. [Из уток я выбрал самую голосистую и стал ею приманивать диких селезней к своему шалашу. Нет числа красавцам в брачном наряде, пленённым погибельным голосом этой крикуши…] Безжалостно сердце охотника. [Но однажды дикий селезень прилетел к моей утке, и я не осмелился выстрелить] (М.Пришвин)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3. [- А почему ручей не замёрз?] - В нём тёплые ключи бьют, [- объяснил мальчик.] (Ю.Нагибин)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4. [Доску приподняли дрожащей рукой, и в саване тело скользнуло, в пучине глубокой безвестной морской навеки, плеснув, утонуло.] Напрасно старушка ждёт сына домой. [Ей скажут – она зарыдает.] (песня «Раскинулось море широко»)

 

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

5. [- Где ты ходишь?! Быстрее!] Спектакль начинается!

 

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Семантико-синтаксический аспект анализа простого предложения

 

Задание 1. Выделите в предложениях номинативные основы, составьте номинативные схемы и определите подтипы данных ниже предложений характеризации.

 

Предложения характеризации
         
Реляционные   Определительной характеризации   Обстоятельственной характеризации
1. С двухместным предикатом   1. По признаку:   1. Местонахождения
2. С трехместным предикатом   а) статическому,   2. Временные
3. С четырехместным предикатом   б) динамическому   3. Количественные
        4. Логической обусловленности
    2. По состоянию:    
    а) статическому,    
    б) динамическому    
    3. Классифицирующие:    
    а) квалификативные,    
    б) экспликативные    

 

1. Я не выношу перебранки.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

2. Все замолчали.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3. Эта глупая перебранка продолжалась недолго.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4. Трясущимися руками он торопливо расстегивал пуговицы пальто.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

5. Она нисколько не красива.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6. Жанна – жгучая брюнетка.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

7. Народу было совсем немного.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

8. Ловкий карманник вытащил у гражданки кошелёк.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

9. Он говорит по-испански в совершенстве.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

10. Пришли трое.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

11. К вечеру рапорт уже должен быть на столе командира.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

12. Снег валит стеной.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13. Он великий человек!

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

14. Многочасовые пробки в центре Москвы объясняются большим количеством личного автотранспорта.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

15. Ему было противно.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

16. Глина – не только материал для лепки.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

17. Все дома в деревне из саманного кирпича.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

18. Скульптор лепит портрет героя труда.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

19. Все свои задумки он держал в голове.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

20. Карамзин путешествовал из Петербурга в Москву на санях.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

21. Причиной падения ВВП является низкая покупательная активность.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

22. ЦУП вывел новый спутник на орбиту Земли.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

23. Они ездят на юг каждое лето.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

24. Все произошло около трёх часов дня.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

25. Мотор урчал ровно и тихо.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

26. Получить достойное образование – главная цель каждого студента.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

27. Всю неделю он тяжело работал.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

28. Это стихотворение можно квалифицировать как сонет.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

29. Телевизор не работал из-за неисправной антенны.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

30. Война есть война.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2. В приведенных ниже предложениях определите номинативное значение, выделите номинативную основу, опишите референцию имен существительных, входящих в номинативную основу. Опишите семантику компонентов номинативной основы и составьте номинативную схему. Определите логико-синтаксический тип (и подтип) предложения.

 

 

1. Памятник поставлен на обрыве над океаном (Паустовский)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

 

2. Корею когда-то называли «страной утренней свежести» (Эренбург)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

3. Суд этот вызывал у меня лютую тоску и досаду против законов хозяев (Горький)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

4. Он был синоптик до мозга костей… (Горбатов)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

5. То были люди с Большой земли (Горбатов)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

6. Иногда в торбе попадались сухие жуки, сломанные подковы и кремни (Паустовский)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

7. Вот таким хлопчиком-пастушонком со старой тобой на верёвочной перевязи и был в детстве Тарас Шевченко (Паустовский)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

8. В дубовых перелесках нет дорог (Паустовский)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

9. Мы не собрание секты единомышленников (Эренбург)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

10. Воздух все более душен и жгуч (Горький)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

11. Июль – месяц полного бездорожья (Горбатов)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

12. Вокруг пня срезанной осины лежало множество пустых еловых шишек (Пришвин)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

13. Большинство писателей пишут по утрам (Паустовский)

 

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

14. Забравшись в воду пруда по самое брюхо, слоны набирали хоботами воду (Д.Крамов)

Номинативное значение:

__________________________________________________________________________________

Номинативная основа:

__________________________________________________________________________________

Референция:

__________________________________________________________________________________

Номинативная схема:

__________________________________________________________________________________

Логико-синтаксический тип:

__________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Произведите полный «традиционный» синтаксический анализ и поаспектный (конструктивный, коммуникативный, семантический) анализ следующего отрывка, представляя каждую предикативную часть сложного предложения в виде простого предложения.

 

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

(Л.Пастернак)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: