Коммуникативно-синтаксический аспект анализа простого предложения
Задание 1. Проанализируйте порядок слов во фразе из объявления, объясните ошибки, предложите свою правку.
«Предлагаем ассортимент собственного производства из мяса и салатов »
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 2. Проанализируйте порядок слов в следующих предложениях (контекст в квадратных скобках не анализируется), сделайте вывод о наличии или отсутствии инверсии, опишите имеющийся порядок слов и сопровождающую интонацию, укажите место и функцию эмфатического ударения.
1. [Николенька, только что проснувшись, с широко раскрытыми глазами сидел на своей постели и смотрел перед собой.] Страшный сон разбудил его. (Л.Толстой)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. [Из уток я выбрал самую голосистую и стал ею приманивать диких селезней к своему шалашу. Нет числа красавцам в брачном наряде, пленённым погибельным голосом этой крикуши…] Безжалостно сердце охотника. [Но однажды дикий селезень прилетел к моей утке, и я не осмелился выстрелить] (М.Пришвин)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. [- А почему ручей не замёрз?] - В нём тёплые ключи бьют, [- объяснил мальчик.] (Ю.Нагибин)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. [Доску приподняли дрожащей рукой, и в саване тело скользнуло, в пучине глубокой безвестной морской навеки, плеснув, утонуло.] Напрасно старушка ждёт сына домой. [Ей скажут – она зарыдает.] (песня «Раскинулось море широко»)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. [- Где ты ходишь?! Быстрее!] Спектакль начинается!
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Семантико-синтаксический аспект анализа простого предложения
Задание 1. Выделите в предложениях номинативные основы, составьте номинативные схемы и определите подтипы данных ниже предложений характеризации.
![]() ![]() | ||||
![]() | ||||
Реляционные | Определительной характеризации | Обстоятельственной характеризации | ||
1. С двухместным предикатом | 1. По признаку: | 1. Местонахождения | ||
2. С трехместным предикатом | а) статическому, | 2. Временные | ||
3. С четырехместным предикатом | б) динамическому | 3. Количественные | ||
4. Логической обусловленности | ||||
2. По состоянию: | ||||
а) статическому, | ||||
б) динамическому | ||||
3. Классифицирующие: | ||||
а) квалификативные, | ||||
б) экспликативные |
1. Я не выношу перебранки.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Все замолчали.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Эта глупая перебранка продолжалась недолго.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Трясущимися руками он торопливо расстегивал пуговицы пальто.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Она нисколько не красива.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Жанна – жгучая брюнетка.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Народу было совсем немного.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Ловкий карманник вытащил у гражданки кошелёк.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Он говорит по-испански в совершенстве.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10. Пришли трое.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. К вечеру рапорт уже должен быть на столе командира.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12. Снег валит стеной.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Он великий человек!
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14. Многочасовые пробки в центре Москвы объясняются большим количеством личного автотранспорта.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
15. Ему было противно.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
16. Глина – не только материал для лепки.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17. Все дома в деревне из саманного кирпича.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18. Скульптор лепит портрет героя труда.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
19. Все свои задумки он держал в голове.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Карамзин путешествовал из Петербурга в Москву на санях.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
21. Причиной падения ВВП является низкая покупательная активность.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
22. ЦУП вывел новый спутник на орбиту Земли.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
23. Они ездят на юг каждое лето.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
24. Все произошло около трёх часов дня.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
25. Мотор урчал ровно и тихо.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
26. Получить достойное образование – главная цель каждого студента.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
27. Всю неделю он тяжело работал.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
28. Это стихотворение можно квалифицировать как сонет.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
29. Телевизор не работал из-за неисправной антенны.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
30. Война есть война.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 2. В приведенных ниже предложениях определите номинативное значение, выделите номинативную основу, опишите референцию имен существительных, входящих в номинативную основу. Опишите семантику компонентов номинативной основы и составьте номинативную схему. Определите логико-синтаксический тип (и подтип) предложения.
1. Памятник поставлен на обрыве над океаном (Паустовский)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
2. Корею когда-то называли «страной утренней свежести» (Эренбург)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
3. Суд этот вызывал у меня лютую тоску и досаду против законов хозяев (Горький)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
4. Он был синоптик до мозга костей… (Горбатов)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
5. То были люди с Большой земли (Горбатов)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
6. Иногда в торбе попадались сухие жуки, сломанные подковы и кремни (Паустовский)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
7. Вот таким хлопчиком-пастушонком со старой тобой на верёвочной перевязи и был в детстве Тарас Шевченко (Паустовский)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
8. В дубовых перелесках нет дорог (Паустовский)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
9. Мы не собрание секты единомышленников (Эренбург)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
10. Воздух все более душен и жгуч (Горький)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
11. Июль – месяц полного бездорожья (Горбатов)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
12. Вокруг пня срезанной осины лежало множество пустых еловых шишек (Пришвин)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
13. Большинство писателей пишут по утрам (Паустовский)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
14. Забравшись в воду пруда по самое брюхо, слоны набирали хоботами воду (Д.Крамов)
Номинативное значение:
__________________________________________________________________________________
Номинативная основа:
__________________________________________________________________________________
Референция:
__________________________________________________________________________________
Номинативная схема:
__________________________________________________________________________________
Логико-синтаксический тип:
__________________________________________________________________________________
Задание 3. Произведите полный «традиционный» синтаксический анализ и поаспектный (конструктивный, коммуникативный, семантический) анализ следующего отрывка, представляя каждую предикативную часть сложного предложения в виде простого предложения.
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
(Л.Пастернак)