Построение экономико-математической модели




Задачу по оптимизации маршрута легко представить в виде сети, так как каждое перемещение из пункта отправки в пункт прибытия является направленным и представляет собой дугу, а сами пункты в таком случае, представляют вершины сети (сетью называется ориентированный граф, в котором существует лишь одна вершина, не имеющая входящих дуг, и лишь одна вершина, не имеющая выходящих дуг).

Карта, приведенная на рисунке 25, по своей сути сама является сетью, но сеть удобнее представлять в упрощенном виде, не соблюдая масштабов и пропорций, а указывая только связи между вершинами:

Рисунок 32. Сеть поставленной задачи по оптимизации маршрута

Пункты пронумерованы в порядке «слева-направо, сверху-вниз». Стрелки на концах дуг указывают направления, в которых может происходить перемещение транспорта из одного пункта в другой. В целях упрощения расчетов будем считать, что перемещение обратно в пункт 1 из пунктов 2, 3 и 4 невозможно (так как не соответствует требованиям задачи); также невозможен выезд из пункта 15 (так как цель уже достигнута). Рядом с каждой дугой указана ее характеристика (в данном случае – расстояние между пунктами в километрах).

Для решения задач оптимизации маршрута разработаны несколько методов: метод полного перебора вариантов, метод ветвей и границ, метод Дейкстры и т.д. Но для выполнения вручную они требуют значительных затрат времени, а для автоматизированного решения – специальных программных средств.

Практически любую сетевую задачу оптимизации маршрута движения можно решить с помощью методов линейного программирования. В качестве переменных в данной задаче принимаются передвижения по дугам.

Например, передвижение из пункта 2 в пункт 4 будет обозначено переменной X2-4, а переезд из пункта 4 в пункт 2 – переменной X2-4. Таким образом, дуге с двумя стрелками на концах будут соответствовать две переменные, дуге с одной стрелкой – одна переменная. Переменные в этой задаче – булевого (двоичного) типа, они принимают значение 0, если перемещение по дуге состоялось, и значение 1, если перемещения не было.

Выезд транспортного средства из пункта 1 может быть описан в следующем виде:

.

Так как переменная булева, то лишь одна из трех переменных примет значение 1. Например, если X1-3 = 1, то транспортное средство переместится из пункта 1 в пункт 3.

Проезд через остальные пункты будет обеспечен уравнениями следующего вида (пример ‑ уравнение для пятого пункта):

.

По этому условию количество выездов из 5 пункта (во 2, 3, 7 или 8 пункт) равно количеству въездов в него (из 2, 3, 7 или 8 пункта). В левой, как и в правой части уравнения, лишь одна переменная может принять значение 1. Например, X5-8 = 1 и X3-5 = 1, таким образом, в пятый пункт транспорт прибыл из третьего, а уедет – в восьмой. Для простоты реализации этих уравнений в «Поиске решения» перенесем переменные из правой части в левую:

.

Достижение конечного (пятнадцатого) пункта будет реализовано следующим уравнением:

.

Целевая функция данной задачи представляет собой пройденное расстояние, находимое как сумма произведений расстояний между пунктами на количество переездов между ними (0 или 1):

.

В структурном виде данная задача записывается следующим образом:

где n – количество вершин сети (или номер конечного пункта назначения), Сi-j – вес дуги i-j (расстояние от i-го пункта до j-го пункта).

Сетевая модель в матричной форме приведена в таблице 36.


Таблица 21. Модель по оптимизации маршрута движения в табличной (матричной форме)

1_2 1_3 1_4 2_4 2_5 3_4 3_5 3_6 4_2 4_3 4_6 4_7 5_2 5_3 5_7 5_8 6_3 6_4 6_7 6_8 7_4 7_5 7_6 7_8 7_9 8_5 8_6 8_7 8_9
                                                           
  -1               -1       -1                                
    -1               -1       -1     -1                        
      -1 -1   -1                       -1     -1                
          -1   -1                             -1       -1      
                -1     -1                       -1       -1    
                        -1     -1       -1                 -1  
                                -1       -1       -1          
                                                  -1       -1
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
Z 9,0 16,1 7,0 6,5 8,1 9,4 16,3 16,0 6,5 9,4 6,9 10,0 8,1 16,3 7,0 14,2 16,0 6,9 9,0 4,2 10,0 7,0 9,0 11,5 7,8 14,2 4,2 11,5 18,4

Продолжение таблицы 21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: