С какой бы периодичностью в сети не выполнялось архивирование данных, восстановить их можно будет только до того момента, в котором данные находились в последний раз, когда выполнялось копирование. Т. к. архивирование не производится ежеминутно, полностью восстановить все данные на момент аварии (если авария не произошла сразу же после копирования) не возможно. Поэтому необходимо решить за какое время работы информационной системы потеря информации существенно не скажется на её работе. Во многих предприятиях любая потеря информации означает серьёзный ущерб и огромную стоимость восстановления. Т. к. при восстановлении будут использоваться устаревшие данные, необходимо определить, каков срок годности для данных, находящихся в резервных копиях, является допустимым. Затем, когда установлен этот допустимый уровень, необходимо отработать способы, которые позволяют его поддерживать. Также стоит определить, сколько эта поддержка будет стоить.
Начнём с определения срока годности. Для этого режима рассмотрим следующий список. Для восстановления можно использовать данные, сохранённые:
1) месяц назад или раньше;
2) одну – четыре недели назад;
3) от четырёх до семи дней назад;
4) один – три дня назад;
5) шесть – двенадцать часов назад;
6) от двух до пяти часов назад;
7) от минуты до шестидесяти минут.
Также необходимо определить, какую из технологий архивирования можно использовать. Например, при копировании на ленту уровень семь из-за низкой скорости записи реализован быть не может. Кроме того, резервные копии могу находиться в хранилищах, расположенных за пределами организации. Здесь следует учитывать время доставки резервных копий из хранилищ, при этом задержка может составить от тридцати минут до шести часов. При восстановлении необходимо определить, насколько требуется немедленное восстановление (в реальном масштабе времени). Необходимо также учитывать ещё один фактор – изъяны в резервных копиях. Кроме того, что файлы могут быть повреждены во время хранения, они могут быть испорчены вирусами. Причём, не только в работающей системе, но и в их резервных копиях. Архивирование испорченных или заражённых вирусами файлов не обеспечивает достаточную сохранность информации. Гарантировать безопасность можно только с помощью антивирусных программ высокой сложности и применения процедур или алгоритмов контроля качества. Чем меньше интервал между архивациями, тем больше шанс, что резервные копии могут быть испорчены, инфицированы и имеют недостаточную сохранность.
|
Рассмотрим уровни восстановления.
1. Восстановление в реальном времени (т. е. сразу или близко к нему). Данные, созданные не более чем несколько секунд назад должны быть немедленно доступны пользователям или системам, даже если первоисточник этих данных отключён. Это касается медицинских и промышленных систем, в которых задержка допускается в несколько миллисекунд. Если данные отключены более чем несколько секунд или минут, пользователи такой системы согласно стандарту обслуживания вправе потребовать компенсацию. Уровень времени в несколько секунд называется уровнем критического восстановления.
2. Если восстановление требуется в течение десяти минут, пока отключён первоначальный источник, то такое восстановление называется экстренным.
|
3. Когда восстановление требуется в течение одного часа, оно называется срочным восстановлением.
4. Восстановление, требуемое в промежутке времени от одного до четырёх часов, называется важным.
5. Все другие восстановления, которые выполняются позже, чем предыдущие, называются небрежными.
Чем быстрее реакция на запрос о восстановлении или исправлении данных для каждого уровня, тем выше шанс получить испорченные данные. Сохранность данных для каждого уровня можно представить в виде пирамиды восстановления данных. Уровень сохранности данных отражается размером соответствующего яруса пирамиды.
Однако это не означает, что критические восстановления всегда рискованные, а восстановленные с помощью них данные бракованные. Это означает другое – у данных, резервные копии которых получены ближе всего к моменту аварии, большая вероятность оказаться бракованными, чем у тех, что получены за несколько часов или дней до нештатной ситуации. Если авария произошла из-за порчи данных или вирусной инфекции, то вероятнее всего, что недавно резервируемые данные также заражены.
Фактором, который следует учесть, является то, что самые “чистые” резервные копии больше всего отличаются от тех данных, которые необходимо восстановить, т.е. они являются устаревшими. При восстановлении данных следует учитывать следующее.
1. Проверяйте, не вызовет ли восстановление данных их потерю, если файлы восстанавливаются на то же место, откуда их копировали. Часто такое восстановление файла вызывает новый ущерб. Например, если файл испорчен, но ещё не устарел и при восстановлении он заменяется файлом, который не испорчен, но устарел, то в этом случае будет возникать ущерб, касающийся всех изменений, которые были в не устаревшем файле. Лучше, прежде чем убрать испорченный файл, проверить возможность его исправления.
|
2. при восстановлении файла восстанавливается не только его содержимое, но также все атрибуты и вся информация, известная об этом файле на момент архивирования. Всё новое, касающееся файла и его отношений с остальным миром, уже не будет отражено в восстановленном варианте. Например, при восстановлении папки, к которой со времени последнего архивирования получило доступ несколько групп и пользователей, заблокирует этих пользователей.
3. Во время восстановления файла в то же место, откуда делалась резервная копия, доступ в данное место следует заблокировать. Попытка пользователей открыть ещё не полностью восстановленный файл может привести к аварийному завершению восстановления.
4. Перед проведением восстановления необходимо проверить, кто подключился к компьютеру, на котором оно производится, и какие файлы при этом открыты. Если в процессе восстановления будет осуществлена попытка замены восстанавливаемых файлов, система даст сообщение об ошибке доступа.