Курс для бакалавров «Социология» (2 зачетные единицы)
Преподаватель: Луковицкая Елена Геннадьевна, доцент кафедры социологии и билингвального образования, канд. психол. наук
Рабочий тел.: 33-55-41 (доп.24)
Email: e.luk@bk.ru
Кафедра: Чудинцева 6, каб.427, психолого-педагогический фак-т НовГУ
Часы консультаций на Чудинцева 6: можно узнать по рабочему телефону
Учебники: Обязательные:
· Волков Ю.Г. "Социология". Гардарики. М., 2007, 2009.
· Кравченко А.И. "Социология". Учебник для вузов. СПб. ЮНИТИ-ДАНА. 2008.
· Социология: учеб. для вузов // А.Ф.Борисов, А.В.Воронцов, И.А.Громов и др. // под ред. А.В.Воронцова. - М.: Дрофа, 2011.
· Э. Гидденс. Социология. – М.: ИОО, 1999
Дополнительное чтение, доступное на электронном ресурсе:
https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807 (основные понятия, социология семьи)
Цель курса: Формирование представления об обществе, его основных социальных институтах, социальной структуре и социальной стратификации, источниках возникновения социальных движений, формах социальных взаимодействий, социального развития.
Задачи курса:
- Усвоение студентами основных социологических понятий.
см. https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807
- Формирование умения применять социологические категории для анализа разнообразных проблем социума (можно посмотреть примеры работ студентов - https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807).
· Формирование представления и минимальных умений для проведения/понимания социологических исследований, необходимых в профессиональной деятельности специалистов, руководителей коллективов и организаций (некоторые работы студентов размещены на моей странице - https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807).
|
Распределение академических часов курса | Всего | |
- лекции - практические занятия (семинары) - Самостоятельная Работа Студентов (СРС) - Итого аудиторных часов | ||
Аттестация: зачет (по совокупности набранных в течение семестра баллов) |
Студенты обязаны:
Уважаемые студенты, курс социологии будет вам более интересен, если вы будете активно участвовать в обучающем процессе. Пожалуйста, соблюдайте следующие правила в течение курса:
- Посещайте занятия без опозданий и активно участвуйте в обсуждении. Курс затрагивает многие темы/вопросы/проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в обычной жизни. Я учитываю вашу посещаемость при выставлении общего балла за курс.
- Читайте и рефлексируйте/размышляйте по поводу прочитанного, приходите на семинарские занятия подготовленными – участие в семинарских дискуссиях - это тоже часть вашей общей оценки за курс.
- Уважайте мнение других. Если вы не согласны с мнением преподавателя/студента – приводите свои четкие аргументы, цифры, ищите научную информацию.
- Уважайте работу преподавателя - выключайте и не используйте мобильные телефоны во время занятий.
Календарь занятий
Дата | Тема лекции/самостоятельной работы студентов | Чтение |
неделя I | Лекция 1:Введение в курс – основные требования к курсу. Определение, объект и предмет социологии, функции социологии, ключевые социологические категории | Волков, глава 1, с. 7-10 https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807 |
Лекция 2: Введение в курс –ключевые социологические категории | Список основных понятий курса - https://www.novsu.ru/cms/docs/r.406.cb.tinymceSetUrl/i.406/?id=4807 | |
Неделя 2 | Лекция 3: История социология – предпосылки возникновения, О.Конт | Волков, глава 1, с. 13-40 |
СРС: История русской социологии | Волков, с. 30-39 | |
СРС: Современные социологические теории | Волков, с. 40-62 Электр. Ресурс - см. лекция В.Ядова о современной социологической теории | |
Лекция 4: История социологии. Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер | Волков, глава 1, с. 13-40 Электр. Ресурс - См. Дюркгейм | |
Неделя 3 | Лекция 5: Общество: подсистемы общества и их функции, типология обществ и социальные институты | А. Кравченко, Гл.13 Общество и социальные институты, с. 332-348 Электр. Ресурс - см. 1) Типология обществ, 2)Иноземцев - Постиндустриальное общество |
СРС: Гражданское общество: Основные институты, предпосылки формирования гражданского общества. | А. Кравченко, Гл.13 Общество и социальные институты, с. 342-343 | |
Лекция 6: Социальные институты общества, социальные статусы и роли | А. Кравченко, Гл.13 Общество и социальные институты, с. 332-348 Электр. Ресурс - см. лекцию Новиковой «Социальные институты» | |
Неделя 4 | Лекция 7: Социальная структура и социальная стратификация | А. Кравченко, Гл.9 Стратификация, с. 208-227 Гидденс, Гл.7 Стратификация и классовая структура |
Лекция 8: Социальная стратификация | А. Кравченко, Гл.9 Стратификация, с. 208-227 Электр. Ресурс - 1)Заславская о стратификации в России, 2) об инвалидности см. статью И.Ясиной | |
СРС: | См. электронный ресурс - Р.Гонсалес «Черным по белому» | |
Неделя 5 | Лекция 9: Социальная мобильность, социальные лифты, определение бедности | А. Кравченко, Гл.10,11 Бедность и неравенство, с. 234-275 Электр. Ресурс - 1)П.Сорокин «Мобильность» 2)Престижные профессии России |
Лекция 10: Социология культуры | А. Кравченко, Гл. Культура и язык, стр. 158-178 Электр. Ресурс - 1)2 статьи Е.Омельченко о молодежных субкультурах, 2) Традиционная культура в современном обществе | |
Неделя 6 | Лекция 11: Социология культуры | А. Кравченко, Гл. Культура и язык, стр. 158-178 Гидденс, Гл.2. Культура и общество |
Лекция 12: Социальное поведение, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение | А. Кравченко, Гл. Социальный контроль, стр. 131-155 Гидденс, Гл.5 Конформность и девиантное поведение Электр. Ресурс - 1)П.Сорокин «самоубийство», 2)статистика самоубийств | |
Неделя 7 | Лекция 13 Социальные группы и общности. Виды общностей. | А.Кравченко Гл.Социальные группы Гидденс, Гл.9 |
Лекция 14: Общественные движения и процессы. | А.Кравченко Гл.Социальные группы п.10 Гидденс, Гл.19 | |
Неделя 8 | Лекция 15: Социология личности | А.Кравченко Гл. 2 Человеческая личность Волков Гл. Социализация, раздел «личность» Гидденс, Гл. 3. |
Лекция 16: Социология семьи | См. лекцию в разделе «учебные материалы» (Луковицкая Е.Г.) НовГУ https://www.novsu.ru/doc/study/leg1/?id=1011018 Волков Гл. 8 Семья Электр. Ресурс - 1)Исследование домохозяйств, 2) Чернова «Брак вдогонку», 3) Голод «Эволюция семьи» | |
Неделя 9 | Лекция 17Социология семьи | См. лекцию в разделе «учебные материалы» (Луковицкая Е.Г.) НовГУ https://www.novsu.ru/doc/study/leg1/?id=1011018 Волков Гл. 8 Семья, Гидденс: Гл.12 |
Неделя 10 | Лекция 18: Социология Общественного мнения | Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания». – М.: Прогресс-Академия, 1996. стр.96 - 176. Электр. Ресурс - см. 1)Бурдье и 2)Э. Ноэль-Нойман |
СРС - Социология религии | Гидденс, Гл.14 Электр. Ресурс - см. Социология религии | |
Неделя 11 | Лекция 19: Методология социологических исследований | Волков Гл.1 см. раздел 1.5 Социологическое исследование Электр. Ресурс - см. учебное пособие «Методы социологического исследования» Добреньков В.И, Кравченко А.И Учебник2004 -768с. |
Неделя 12 | Лекция 20: Методология социологических исследований | Волков Гл.1 см. раздел 1.5 Социологическое исследование |
Неделя 13 | Лекция 21:Методология социологических исследований | Волков Гл.1 см. раздел 1.5 Социологическое исследование Гидденс гл. 21 |
Неделя 14 | Лекция 22: Социальные изменения, трансформации, революции | Волков Гл.11 – Социальные изменения, разд.11.1 Гл. 1 Общетеоретические подходы к анализу социального развития и социальных изменений// в книге «Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ». Учебное пособие, М. 2005 Гидденс, гл.19, 20 Социальные изменения |
Неделя 15 | Лекция 23: Глобализация – основные тенденции | Гл. 15. Глобализационные процессы и возможный сценарий их воздействия на российское общество// в книге «Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ». Учебное пособие, М. 2005 Гидденс: Гл.16 |
СРС - Россия в мировом сообществе | Волков: Заключение Взгляд в будущее |
Темы для самостоятельного освоения (изучить для подготовки к тестированию):
|
|
- История российской социологии. Общая характеристика различных школ и направлений в русской социологии XIX в. Лев Мечников, Евгений де Роберти, Петр Лавров, Николай Михайловский. Николай Кареев, Питирим Сорокин, К. Тахтарев. Георгий Плеханов, Владимир Ленин. Максим Ковалевский. Социология в России после октября 1917 г. Взаимоотношение государства и социологии. Возрождение социологии в 1950-1960-е годы. Развитие социологии в Российской Федерации: современное состояние и перспективы.
- Современные социологические теории. Чикагская школа в американской социологии. Питирим Сорокин. Структурный функционализм. Роберт Мертон. Теория конфликта. Феноменологическая социология. Символический интеракционизм. Этнометодология. Неомарксизм Франкфуртской школы. Юрген Хабермас. Пьер Бурдье. Теории индустриального и постиндустриального общества.
- Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе. Формирование новой государственной и политической системы в современной России. Социальная и культурная дифференциация в российском обществе. Становление новых укладов хозяйственной деятельности и нового российского предпринимательства. Поляризация социальной структуры. Процессы динамики в ценностной сфере. Новые направления социальной политики в России. Становление новой системы образования. Проблема интеграции групповых интересов в политической сфере. Характеристика конфликтов в сфере межнациональных отношений. Россия в системе современной цивилизации. Проблема выбора пути развития Отечества и его социальные факторы.
- Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Соотношение понятий «социальное развитие» и «социальное изменение». Многообразие социальных изменений и его основные виды. Основные формы реализации социальных изменений: эволюционные, революционные, циклические. Факторы и источники социальных изменений: технологические, политические, идеологические. Субъекты социальных изменений. Социальные изменения и проблемы достижения социальной стабильности. Основные теории социально-исторического развития общества: социально-экономические (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), индустриально-технологические (Р. Арон, Д. Белл, А. Турен). Социология революций. П.Сорокин: фазы революции и принципы социальных реформ. Классическое понимание социального прогресса. Современные теории социальных изменений – постмодернистский подход, концепция наступления цивилизации повышенных рисков, деятельностно-активистская концепция социальных изменений.
- Мировая система и процессы глобализации. Основные подходы к пониманию глобализации. Критерии глобальных проблем. Основные глобальные проблемы современности. Социальные, природные, технические факторы обострения глобальных проблем. Социальные последствия глобальных проблем в региональном, национальном и международных масштабах. Социальные конфликты и движения в связи с глобальными проблемами. Роль социальных организаций и институтов в решении глобальных проблем. Тенденции современного мирового развития: информационные революции и создание мировых информационных сетей, переход от традиционных методов хозяйствования к инновационным.
Зачет складывается из следующих составляющих:
1. Посещаемость лекций 23 балла (1 занятие – 1 балл)
2. Работа на семинарах – мах. 65 баллов (13*5)
3. Тесты – мах. 12 баллов (первый 5б.+ второй 7б. - по количеству освоенных единиц)
4. Эссе – 10 баллов
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:
· пороговый – 50 - 69 баллов(удовлетворительно)
· стандартный – 70–89 баллов. (хорошо)
· эталонный – 90 –100 баллов. (отлично)
Виды и перечни заданий для СРС (можно выбрать для набора баллов)
Темы домашних заданий для внеаудиторной СРС:
Таблица 6.
№ | Наименование домашнего задания | Кол-во баллов |
1. | Подготовить конспект работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» | 3 б. |
2. | Подготовить таблицу по истории русской социологии - 1)ученые. 2)основные идеи, 3) направление социологической мысли | 3 б. |
3. | Подготовить программу социологического исследования по выбранной теме | 3б |
4. | Подготовить конспект 1 главы работы У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну». | 3 б. |
5. | Подготовить конспект Э. Гидденс. Социология. – ИОО, 1999. – стр. 266-287. | 2б. |
6. | Подготовить конспекты главы «Мужское господство» работы П. Бурдье в книге «Социальное пространство: поля и практики» и статьи Л.А.Беляевой «Социальные слои в России» | 3 б. |
7. | Подготовить конспект 1 главы книги А.Синельникова «Трансформация семьи и развитие общества». | 3 б. |
8. | Подготовить конспекты гл. «Социология общественных движений» и гл. 2-3 из книги Л. Козера. 1) Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – стр. 545-568. 2) Л. Козер. Функции социальных конфликтов. – М.: Идея-Пресс, 2000. – Гл. 2 и 3 стр. 52 – 90. | 3 б. |
9. | Подготовить конспект Э. Гидденс. Социология. – ИОО, 1999. – стр. 95- 117 | 2б. |
10. | Подготовить конспект 4-14 глав книги Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» и П. Бурдье. 1. П. Бурдье. Общественное мнение не существует/Социальное пространство: Поля и практики. – Спб.: Алетейя, 2005. – стр. 272-285/ https://bourdieu.name 2. Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания». – М.: Прогресс-Академия, 1996. стр.96 - 176. | 3б. |
11. | Подготовить конспект – Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. – Учебное пособие под ред. В.А. Ядова, М.: Флинта, 2005. – гл. 2, стр. 45- 74, гл. 3 стр.76-108, гл.8 стр. 264-299 | 3б |
12. | Подготовить конспекты- 1. У. Бек. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – стр.154-197. 2. Э. Гидденс. Социология. – ИОО, 1999. – стр. 483- 513 | 3б. |
Дополнительная литература:
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
7.Э. Гидденс. Социология. – М.: ИОО, 1999.
8.Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.
9.Добреньков В.И. - Методология и методика социологического исследования: Учеб. для вузов / МГУ им. М.В.Ломоносова, Социолог. фак. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2009.
10. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - Логос — 2000 г./ URL https://socioline.ru/_seminar/library/books/ionin.zip
11 Кайуа Роже. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры - ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство) — 2007 г.
12. Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993.
13.Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. – м.,1994.
14.Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.
15.Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. – Учебное пособие под ред. В.А. Ядова, М.: Флинта, 2005.
16. Социология в России: Учебное пособие / Под ред.В. А. Ядова. — М.: Институт социологии РАН, 1998.
17.Смелзер Н. Социология. М., 1994
18. Социология: история и современность: Учеб. пособие для вузов /Отв. ред. Ю.Г.Волков. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
19.Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.
20.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011.
7.3. Персоналии:
21. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — раздел «Общественное мнение не существует»/ https://bourdieu.name/content/obshhestvennoe-mnenie-ne-sushhestvuet
22. У. Бек. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
23. У. Бек «Общество риска. На пути к другому модерну». – М.: Прогресс-Традиция, 2000.-
24. Л. Козер. Функции социальных конфликтов. – М.: Идея-Пресс, 2000.
25. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс-академия, 1996.
ЭССЕ